10 декабря 2019 г. № Р-1206/2019
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 ноября 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 3 декабря 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере въезда, выезда, пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранцы) в Республике Беларусь, повышения эффективности использования миграционного потенциала в интересах государства и общества, а также противодействия незаконной миграции.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);
закрепляющих верховенство и полноту власти Республики Беларусь на своей территории (часть вторая статьи 1);
обязывающих государство обеспечивать законность и правопорядок (часть третья статьи 1);
устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, согласно которому государственные органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
предусматривающих, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11);
обязывающих государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Статьей 1 Закона в Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» вносятся изменения, в том числе предусматривающие новые основания выдачи разрешения на проживание в Республике Беларусь иностранцам; увеличение срока пребывания иностранцев в Республике Беларусь без регистрации; разграничение между государственными органами полномочий по принятию решений о продлении и сокращении срока временного пребывания, о выдаче разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, об отказе в регистрации; уточнение ранее предусмотренных терминов и их определений, а также установление новых.
Оценивая конституционность указанных законодательных положений, Конституционный Суд исходит из следующего.
В соответствии с Конституцией граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (статья 30). Право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, предусматривается также пунктом 2 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Миграция граждан за пределы своих стран имеет не только правомерный, но и социально оправданный характер, поскольку способствует взаимному обогащению национальных культур, обмену идеями, передовым научным и технологическим опытом, расширению образовательных возможностей, решению демографических проблем, оптимальному перераспределению трудовых ресурсов, углублению экономического сотрудничества.
Осуществляя миграционный контроль, государство вправе устанавливать ограничения прав и свобод иностранцев исходя из предусмотренных частью первой статьи 23 Конституции конституционно значимых интересов: национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Аналогичные основания ограничения прав и свобод иностранцев указаны и в пункте 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Таким образом, учитывая суверенное право государства осуществлять контроль за миграционными процессами на своей территории, законодатель, основываясь на полномочии принимать законы о статусе иностранцев (статья 11, пункт 2 части первой статьи 97, пункт 1 части первой статьи 98 Конституции), вправе определять правовое положение иностранцев в Республике Беларусь с учетом конституционных принципов, норм, ценностей и целей, а также общепризнанных принципов и норм международного права.
3. Пунктом 1 статьи 1 Закона уточняются определения отдельных терминов, используемых в Законе «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», таких как «близкие родственники», «временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец», «миграционный контроль», «органы регистрации временно пребывающих в Республике Беларусь иностранцев», «разрешение на временное проживание», «разрешение на постоянное проживание», а также вводятся новый термин «члены семьи иностранца» и его определение.
Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
Как указывалось в решениях Конституционного Суда, верховенство права включает ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
Конституционный Суд считает, что уточнение и закрепление в Законе «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» указанной терминологии обусловлено необходимостью обеспечения ясности и непротиворечивости правового регулирования, однозначного понимания норм данного Закона и исключения их различного толкования в правоприменительной практике, что согласуется с принципом правовой определенности как важнейшей составляющей конституционного принципа верховенства права.
4. Законом (пункт 3 статьи 1) Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» дополняется статьей 31 «Действие норм международного права в сфере правового положения иностранцев в Республике Беларусь», предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь (часть первая); если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора (часть вторая).
Устанавливаемое законодательное регулирование соответствует части первой статьи 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Указанное правовое регулирование основывается также на общепризнанном принципе международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленном в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее – Венская конвенция), согласно которому каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться.
При этом Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, сформулированную в решении от 7 мая 2018 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», суть которой заключается в том, что, наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
5. Пунктом 7 статьи 1 Закона в статью 14 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» вносится изменение, согласно которому правом на образование наравне с гражданами Республики Беларусь, наряду с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, наделяются также иностранцы белорусской национальности, постоянно проживающие на территории иностранных государств.
В соответствии с Конституцией государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (статья 15), каждый имеет право на образование (часть первая статьи 49).
Пунктом 5 статьи 2 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 года № 47/135, предусмотрено также право лиц, принадлежащих к меньшинствам, устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными или языковыми узами.
По мнению Конституционного Суда, приведенные выше нормы статей 15 и 49 Конституции во взаимосвязи с указанным положением пункта 5 статьи 2 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, обусловливают обязанность Республики Беларусь как страны этнического происхождения белорусов, являющихся национальным меньшинством в иностранных государствах, способствовать контактам, в том числе связанным с получением образования, с соотечественниками, проживающими за рубежом. Наделение иностранцев белорусской национальности, постоянно проживающих на территории иностранных государств, правом на образование наравне с гражданами Республики Беларусь отвечает также общеправовым принципам справедливости, равенства и гуманизма.
6. Законом (пункт 8 статьи 1) в статью 17 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» вносится изменение, устанавливающее обязанность государственных органов информировать Министерство иностранных дел Республики Беларусь о смерти или несчастном случае и других состояниях, представляющих угрозу жизни иностранца, не позднее одних суток с момента получения информации о таких состояниях для последующего уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца.
Положениями международных договоров, заключенных Республикой Беларусь с рядом иностранных государств (Республикой Казахстан, Украиной, Республикой Польша, Румынией и некоторыми другими), также предусмотрены определенные сроки уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца о различных состояниях, представляющих угрозу его жизни.
Так, статьей 15 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Украиной, заключенной 20 января 2009 года, установлено, что в случае смерти гражданина представляемого государства в государстве пребывания компетентные органы государства пребывания в возможно короткий срок информируют об этом консульское учреждение. Согласно Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Польша, заключенной 2 марта 1992 года, соответствующие органы власти государства пребывания в возможно короткий срок сообщают консульскому учреждению о смерти гражданина представляемого государства (статья 34); соответствующие органы государства пребывания незамедлительно сообщают соответствующему консульскому учреждению представляемого государства о несчастных и других серьезных случаях, жертвами которых стали граждане представляемого государства (пункт 4 статьи 38).
По мнению Конституционного Суда, определение в Законе временного периода не позднее одних суток с момента получения соответствующей информации, в течение которого государственные органы обязаны информировать Министерство иностранных дел Республики Беларусь о смерти или несчастном случае и других состояниях, представляющих угрозу жизни иностранца, для последующего уведомления дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранца, свидетельствует о конкретизации положений международных договоров Республики Беларусь в целях их добросовестного исполнения, что согласуется с принципом правовой определенности, являющимся составным элементом установленного в Конституции принципа верховенства права (часть первая статьи 7), с нормой Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства (часть первая статьи 8), а также с закрепленным в Венской конвенции общепризнанным принципом международного права «договоры должны соблюдаться» (статья 26).
7. Законом (пункт 14 статьи 1) статья 32 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» излагается в новой редакции, согласно которой в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, включаются сведения об иностранцах, право на въезд которых в Республику Беларусь ограничено по основаниям, предусмотренным данным Законом, а также сведения об основаниях для их включения в указанный Список, о государственных органах Республики Беларусь, принявших соответствующие решения, и о сроках запрета въезда таких иностранцев в Республику Беларусь (часть первая).
Пунктом 19 статьи 1 Закона предусматриваются аналогичные требования относительно формирования Списка лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено (части первая, четвертая и пятая излагаемой в новой редакции статьи 35 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»).
Кроме того, пунктом 12 статьи 1 Закона абзац третий части второй статьи 30 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», предусматривающий такое основание отказа в выдаче иностранцу визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь, как включение его в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, дополняется положением, согласно которому не допускается включение иностранца в такой Список, если отсутствуют объективные и достаточные основания считать, что его действия могут причинить существенный вред охраняемым законодательными актами Республики Беларусь интересам.
Конституционный Суд полагает, что формирование Списка лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, хотя и не в полной мере согласуется с правом каждого человека покидать любую страну, предусмотренным пунктом 2 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, однако не приводит к утрате его реального содержания, поскольку указанное ограничение носит временный характер, а формирование данных списков служит необходимой мерой обеспечения защиты прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц как правомерного условия такого ограничения согласно части первой статьи 23 Конституции во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Конституционный Суд считает, что формирование Списка лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен, является обоснованным ограничением прав иностранцев, поскольку, с одной стороны, законодатель предусматривает включение иностранцев в данный Список только при наличии объективных и достаточных оснований считать, что их действия могут причинить существенный вред охраняемым интересам, а с другой – формирование данных списков выступает в качестве необходимой меры поддержания должного правопорядка, что согласно части третьей статьи 1 Конституции является обязанностью государства, а также имеет целью обеспечение правомерных интересов, предусмотренных частью первой статьи 23 Конституции и пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах.
8. Законом (пункт 15 статьи 1) вносится изменение в статью 33 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», предусматривающую перечень оснований, по которым может быть принято решение о временном ограничении права иностранца на выезд из Республики Беларусь. В частности, определяется, что право иностранца на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если ему предъявлен иск в порядке гражданского, уголовного судопроизводства или судопроизводства по экономическим делам, а не только гражданский иск в суде, как было установлено ранее.
Тем самым законодателем исполнено решение Конституционного Суда от 17 ноября 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь» в части устранения правовой неопределенности. В названном решении Конституционный Суд отметил правовую неопределенность положений Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», предусматривающих предъявление лицу гражданского иска в суде в качестве основания временного ограничения его права на выезд, поскольку термин «гражданский иск» используется в законодательстве применительно к уголовному процессу (статья 148 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь) и не применяется к иску, подаваемому в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства (статьи 47, 48, 50 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, глава 9 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).
В связи с этим в решении Конституционного Суда было указано, что термин «гражданский иск» при осуществлении правоприменительной деятельности в сфере реализации физическими лицами права на выезд из Республики Беларусь и въезд в Республику Беларусь необходимо понимать как иск, подаваемый в порядке гражданского, хозяйственного и уголовного судопроизводства. При таком подходе можно обеспечить права участников не только уголовного, но и гражданского и хозяйственного процессов.
Конституционный Суд считает, что уточнение Законом оснований ограничения права иностранца на выезд из Республики Беларусь направлено на обеспечение ясности и непротиворечивости правового регулирования, однозначного понимания норм Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и выработки единообразной правоприменительной практики, что отвечает принципу правовой определенности как важнейшей составляющей предусмотренного частью первой статьи 7 Конституции принципа верховенства права.
9. Частью первой излагаемой в новой редакции статьи 62 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусматривается, что в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, регулирования миграционных потоков, обеспечения прав и свобод граждан Республики Беларусь и иностранцев, а также противодействия незаконной миграции органами внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами, Министерством иностранных дел, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь осуществляется миграционный контроль (пункт 41 статьи 1 Закона).
Статья 1 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» дополняется термином «миграционный контроль», под которым понимается контроль за законностью въезда в Республику Беларусь, пребывания в Республике Беларусь, выезда из Республики Беларусь и транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь иностранцев (пункт 1 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, вносимые Законом изменения направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов в области контроля за миграционными процессами в Республике Беларусь и оптимизацию мер регулирования миграционными потоками, обеспечение безопасности личности, общества и государства, создание дополнительных условий для развития туризма, делового сотрудничества и межкультурного обмена, а также повышение государственных гарантий реализации гражданами Республики Беларусь и иностранцами своих прав и свобод. Установленное правовое регулирование согласуется с конституционной обязанностью государственных органов, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая статьи 59 Конституции).
Приведенные нормы Закона корреспондируют также положениям Модельного закона «О миграции», принятого Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств от 27 ноября 2015 года, содержащим термин «миграционный контроль» и его определение. Частью второй статьи 1 указанного Модельного закона установлено, что его положения могут использоваться в качестве модели при разработке национальных нормативных правовых документов, регулирующих внутренние и трансграничные перемещения граждан.
Таким образом, совершенствование Законом правовых механизмов функционирования национальной системы миграционного контроля в части улучшения координации работы соответствующих государственных органов стран – членов СНГ по контролю за миграционными потоками и реализации в рамках СНГ международных соглашений в сфере миграции отвечает части первой статьи 59 Конституции, устанавливающей обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
10. Законом корректируются статьи 67 и 672 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» в части определения условий содержания иностранцев, подлежащих высылке в принудительном порядке или передаче иностранному государству в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о реадмиссии. Пунктами 42 и 43 статьи 1 Закона устанавливается, что такие иностранцы помещаются в центр временного содержания иностранцев, центр изоляции правонарушителей или изолятор временного содержания на необходимый срок.
В части первой статьи 65 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» также предусмотрено, что иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, а также после освобождения из арестного дома или исправительного учреждения, если он не может быть подвергнут депортации.
Конституционный Суд считает, что содержание иностранцев, подлежащих принудительной высылке или передаче иностранному государству в порядке реадмиссии, в центре временного содержания иностранцев, центре изоляции правонарушителей или изоляторе временного содержания не свидетельствует о нарушении прав иностранцев, поскольку помещение иностранцев в указанные учреждения осуществляется ввиду необходимости их высылки в целях обеспечения таких конституционно значимых интересов, как национальная безопасность, общественный порядок, защита нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23 Конституции), а также во исполнение международных договоров Республики Беларусь.
Конституционный Суд также отмечает, что особенности содержания иностранцев под стражей могут быть определены и нормами двусторонних международных договоров. Так, рядом консульских конвенций Республики Беларусь, заключенных с иностранными государствами, предусмотрено право иностранца, находящегося под арестом или задержанного в иной форме, на безотлагательное уведомление о праве на посещение его консульским должностным лицом и организацию такой встречи компетентными властями государства пребывания (статья 12 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой от 11 января 1993 года); на безотлагательную передачу любого сообщения иностранца, адресуемого консульскому учреждению (статья 39 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией от 24 января 1995 года); на встречи и сношения с консульским должностным лицом, на правовую помощь со стороны консульского лица (статья 13 Консульской конвенции между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан от 17 января 1996 года).
Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя, что при содержании иностранцев, подлежащих высылке в принудительном порядке или передаче иностранному государству в соответствии с международными договорами Республики Беларусь о реадмиссии, в центре временного содержания иностранцев, центре изоляции правонарушителей или изоляторе временного содержания необходимо руководствоваться не только законодательством Республики Беларусь, но и международными договорами Республики Беларусь, поскольку международные договоры входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, а в Законе «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» установлен приоритет международных норм над нормами данного Закона.
11. Законом (пункт 47 статьи 1) совершенствуется правовое регулирование процедур обжалования иностранцами и их представителями административных и иных решений, действий (бездействия) государственных органов Республики Беларусь. Так, согласно излагаемой в новой редакции статье 72 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» сокращается срок рассмотрения жалоб на решения о высылке с 1 месяца до 10 рабочих дней со дня их поступления (часть шестая); предусматривается право органа, рассматривающего жалобу, восстановить срок подачи жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (часть седьмая). Кроме того, Закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» дополняется статьей 721, определяющей процедуру уведомления о принятом решении по жалобе и вступления в силу решения по жалобе (пункт 48 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, указанное законодательное регулирование направлено на более оперативное и полное осуществление иностранцами предусмотренного статьей 40 Конституции права каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (часть первая), а также на реализацию обязанности государственных органов и должностных лиц рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок (часть вторая).
Вместе с тем в излагаемой в новой редакции статье 72 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» закрепляются нормы, в соответствии с которыми сокращаются сроки обжалования решений о сокращении срока временного пребывания в Республике Беларусь, об аннулировании разрешений на временное или постоянное проживание с одного года до десяти рабочих дней со дня уведомления иностранцев о таких решениях (часть третья) и решений о высылке – с одного месяца до пяти рабочих дней со дня уведомления иностранцев о таких решениях (часть четвертая).
Конституционный Суд полагает, что данное правовое регулирование не умаляет право иностранцев направлять обращения в государственные органы Республики Беларусь и не искажает его сути. Такой подход законодателя находится в пределах дискреционных полномочий Парламента регулировать правовой статус иностранцев в целях оптимизации процессов внешней миграции, а также обеспечения правопорядка, конституционных прав и свобод граждан Республики Беларусь.
Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд считает, что они направлены на обеспечение прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства во время их въезда, выезда и пребывания в Республике Беларусь, стимулирование межкультурного обмена, расширение сотрудничества в экономической и гуманитарных сферах между гражданами Республики Беларусь и иностранцами, а также на эффективное противодействие незаконной миграции.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич