Выступления Председателя Конституционного Суда
Развитие конституционного правосудия в современных условиях (выступление на Международном круглом столе «Эволюция и прогресс конституционного судопроизводства: достижения и проблемы», 19 октября 2019 г., г. Каир (Египет)

Уважаемые участники Международного форума!

Уважаемые дамы и господа!

Я выражаю глубокую благодарность и признательность уважаемому Председателю Высшего Конституционного Суда Египта  за приглашение принять участие в торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию Высшего Конституционного Суда Египта.

От имени Конституционного Суда Республики Беларусь и себя лично я искренне и сердечно поздравляю наших коллег, Высший Конституционный Суд Египта, с золотым юбилеем, желаю дальнейшей успешной и плодотворной деятельности по обеспечению верховенства Конституции, защите конституционных прав и свобод граждан.

Желаю Вам доброго здоровья и долголетия, неисчерпаемых жизненных сил и энергии, счастья, мира, благополучия.

1. Роль Конституционного Суда в обеспечении верховенства Конституции

Конституция, являясь политико-правовым документом, общественным договором об основах развития государства и общества, является правовой основой обеспечения стабильности, законности и правопорядка, формирования демократического правового государства.

В современных условиях, наряду с глобальными преобразованиями, происходит осознание значимости конституций в государственно-правовом строительстве, консолидации усилий всех общественно-политических сил и граждан для обеспечения мира и гражданского согласия.

Посредством конституционного правосудия обеспечивается правовая охрана Конституции, защищаются конституционные права и свободы человека и гражданина, утверждается конституционализм, укрепляется конституционный правопорядок.

Обеспечение верховенства Конституции в законодательном процессе и правоприменительной практике направлено на конституционализацию права, то есть перевод конституционных положений как нормативно-правообразующих установлений, обладающих высокой степенью юридической обобщенности и абстракции, в конкретные нормы законодательных актов, и обеспечение многоуровневого, универсального механизма конституционно-правового регулирования.

2. Развитие конституционного контроля в Республике Беларусь

1. Конституционное развитие любого государства обусловлено его национальными конституционно-правовыми традициями, культурно-цивилизационными особенностями, историческим этапом конституционно-правового строительства.

В Республике Беларусь в 1994 году принята Конституция как суверенного независимого государства, на основе которой достигается социально-политическая стабильность, мир и гражданское согласие, высокий уровень безопасности для жизнедеятельности человека и общества.

Для осуществления контроля конституционности нормативных правовых актов в государстве, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия был учрежден Конституционный Суд.

При учреждении Конституционного Суда Республики Беларусь учитывались следующие объективные факторы:

во-первых, в период трансформаций и реформ в конце XX века на основе новых демократических конституций усиливалась роль Президента и Парламента, формировалась современная государственная власть с учетом принципа разделения властей;

во-вторых, процессы создания правового государства требовали развития и функционирования национальной правовой системы на основе верховенства права, верховенства Конституции, приоритета прав человека;

в-третьих, учреждение специального органа конституционного контроля с закреплением его независимого статуса и полномочий непосредственно в Конституции предопределяло его значимость в системе государственной власти как конституционного арбитра.

Конституционному правосудию в Республике Беларусь присущи характерные черты централизованного конституционного контроля:

– Конституционный Суд является единственным органом в государстве, обладающим полномочиями по проверке конституционности нормативных правовых актов и признанию их неконституционности;

– его решения обязательны для всех органов власти, организаций и граждан, окончательны и обжалованию не подлежат;

– Конституционный Суд институционально независим от системы судов общей юрисдикции, имеет полную административную и финансовую автономию.

2. В настоящее время развитие конституционного контроля в Беларуси идет по пути сочетания последующего и предварительного контроля, абстрактного и конкретного.

При последующем конституционном контроле проверке могут подвергаться нормативные правовые акты всех уровней. Предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палаты Парламента (Национального собрания), Верховный Суд, Совет Министров.

Следует отметить, что инициативность уполномоченных субъектов проявлялась в период становления белорусской государственности на новой конституционной основе, формирования правовой системы, установления принципа разделения властей в реальной действительности. В настоящее время активность уполномоченных субъектов по внесению предложений в Конституционный Суд объективно снизилась. Это свидетельствует о достигнутом определенном конституционно-качественном уровне национального законодательства, конструктивном взаимодействии органов всех ветвей власти в законотворческом процессе, высокой степени согласия и доверия в обществе и государстве.

3. С 2008 года Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом.

К особенностям предварительного контроля законов можно отнести следующие:

во-первых, проверке подвергаются законы, принятые Парламентом, до подписания их Президентом, то есть до вступления законов в силу;

во-вторых, проверка конституционности норм закона носит абстрактный характер;

в-третьих, обязательность контроля – все законы, принятые Парламентом, представляются Конституционному Суду для рассмотрения;

в-четвертых, предварительный контроль конституционности закона не лишает уполномоченных субъектов права инициировать его проверку в порядке последующего конституционного контроля на основе практики его применения.

Проверяя конституционность принятых законов, в отношении их отдельных положений Конституционный Суд формулирует правовые позиции, содержащие выявленный конституционно-правовой смысл законов, тем самым упреждая их искажение и возможность неконституционной правоприменительной практики, предлагает законодателю конкретизировать и развивать конституционные нормы и принципы в законодательных актах, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.

4. В Республике Беларусь, в условиях отсутствия конституционной жалобы, сложилась определенная практика реализации индивидуального доступа граждан к конституционному правосудию.

Во-первых, косвенный доступ граждан возможен через субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложением о проверке конституционности нормативных правовых актов.

Граждане обращаются с инициативой о проверке конституционности акта к органам, обладающим правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности акта в порядке последующего конституционного контроля.

На законодательном уровне такая форма доступа граждан к конституционному правосудию закреплена в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, процессуальные особенности определены в Законе о конституционном судопроизводстве.

Такой подход по доступу граждан к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов, с одной стороны, предохраняет от перегруженности систему конституционного правосудия. С другой стороны, данный механизм дает возможность уполномоченным органам по инициативным обращениям непосредственно видеть те проблемы, которые ставят граждане в отношении конституционности правового регулирования.

Во-вторых, наряду с доступом через уполномоченных субъектов, доступ граждан к конституционному правосудию реализуется также путем непосредственного обращения граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов в законодательстве, имеющих конституционно-правовое значение.

Вынесение решений, направленных на устранение в правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности является одним из полномочий Конституционного Суда. Это позволяет совершенствовать механизм реализации конституционных прав и свобод с учетом изменяющихся общественных отношений. На практике такую возможность обращения граждан в Конституционный Суд можно рассматривать как определенную форму индивидуального доступа к конституционному правосудию.

При обращении граждан в Конституционный Суд по вопросам устранения пробелов, имеющих конституционно-правовое значение, Конституционный Суд, исходя из конституционных положений, оценивает полноту и ясность правового регулирования, и при выявлении правовых пробелов или правовой неопределенности и коллизий предлагает нормотворческим органам их устранить.

Рассматривая обращения граждан об устранении пробелов  законодательства, Конституционный Суд обеспечивает более полную и эффективную реализацию прав и свобод человека. При этом Конституционный Суд действует в пределах своего конституционного статуса, не подменяя законодателя или иной нормотворческий орган, но в некоторой мере выполняет функции «позитивного законодателя» с целью выработки действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод граждан.

5. Конституционный Суд обладает полномочием особого характера – принятие Послания Конституционного Суда о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

Конституционный Суд ежегодно направляет послание Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания.

В посланиях Конституционный Суд излагает выводы о состоянии конституционной законности на основе рассмотренных дел и материалов и формулирует предложения концептуального характера, направленные на совершенствование законодательных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан, развитие Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Заключение

Современное конституционное развитие показывает, что наряду с принятием текста Конституции и осмыслением его содержания необходимо видеть и учитывать реальное восприятие и утверждение конституционных идей и принципов в жизни общества и государства.

Различные полномочия конституционных судов, механизмы и процедуры конституционного контроля служат общей цели – защищать конституционные права и свободы граждан, обеспечивать верховенство Конституции.

В современных условиях деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь направлена на обеспечение баланса интересов личности, общества и государства на конституционной основе, утверждение реального конституционализма.