- Официальные материалы и решения Конституционного Суда Республики Беларусь
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. № Р-199/2007 "О праве обжалования в суд письменного предупреждения о нарушении законодательства религиозной организацией"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 15 июня 2007 г. № Р-200/2007 "О праве физических лиц на юридическую помощь в административном процессе"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 14 апреля 2007 г. № П-211/2007 "Об оказании многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 25 апреля 2007 г. № П-212/2007 "О земельном налоге"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № П-213/2007 "О совершенствовании положений Закона Республики Беларусь "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № П-214/2007 "О праве на пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 июня 2007 г. № П-215/2007 "О применении пункта 6 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда"
- О реализации государственными органами решений Конституционного Суда Республики Беларусь
Скирда В.Д. Об исполнении решений Конституционного Суда Республики Беларусь в апреле - июне 2007 г.
- Гражданин обратился в Конституционный Суд
О реализации права на свободу общественных объединений
О сохранении покупательной способности чеков "Жилье" в результате деноминации 1994 года
О признании лица членом семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда
Об обоснованности взыскания задолженности по паевым взносам на строительство квартиры в ЖСК
Об имущественных последствиях самовольного строительства
О законности требования о предоставлении справки Фонда социальной защиты для допуска индивидуальных предпринимателей к реализации товаров
О возможности заключения нового контракта до истечения срока действия ранее заключенного контракта
Об увольнении работников за прогул без уважительной причины, совершенный в период предупреждения их нанимателем о решении прекратить трудовые отношения в связи с истечением срока контракта
Об обращении в суд в случае задержки по вине нанимателя выдачи расчета и трудовой книжки в связи с увольнением
О реализации права на социальное обеспечение в части исчисления трудового стажа
О лицензировании юридических услуг по представлению интересов заказчиков в международных (третейских) судах
О льготах по государственной пошлине, о юридической помощи гражданам для осуществления и защиты их прав и свобод
Об освобождении от уплаты подоходного налога лиц, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС
О взимании государственной пошлины за предоставление права на охоту
О неприменении наказания в виде исправительных работ или ограничения свободы в отношении ВИЧ-инфицированных лиц
- Научные сообщения
Василевич Г.А. Право СНГ и национальное законодательство: проблемы и пути гармонизации
Вопросы, связанные с необходимостью гармонизации права Содружества Независимых Государств и национального законодательства, исследуются на основе основополагающих документов СНГ (Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, 1991 г., Устава Содружества Независимых Государств, 1993 г.) и норм конституций стран - участниц СНГ. В статье проводится сравнительный анализ указанных актов с документами, принятыми в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Европейского сообщества (ЕС).
Предпринята попытка рассмотреть причины низкого уровня выполнения решений, принятых в рамках СНГ, и определить возможные пути повышения эффективности их реализации.
На примере конкретных решений Конституционного Суда показан опыт использования нормативных предписаний соглашений Содружества Независимых Государств.
Бочаров В.М., Соколов А.Н. Закон в российской правовой мысли
В статье исследуются роль и значение закона в российской правовой мысли. Авторы обращают внимание на основное положение юридической доктрины Российской Федерации о необходимости учета предшествующего опыта: наработок дореволюционных русских юристов, подходов к закону в советский и современный период.
В качестве уязвимых моментов в современной российской правовой системе указываются отсутствие четко выработанной концепции законопроекта и неэффективность механизма реализации закона.
Предпринята попытка определить условия, способствующие эффективному действию законов. В их числе названы: научное прогнозирование в ходе законотворческого процесса социальных и иных последствий принятия закона; анализ действия закона через определенные промежутки времени; соблюдение правил законотворческой деятельности.
Пляхимович И.И. Юридическая природа концепций совершенствования законодательства и иных политико-программных документов
Статья представляет собой комплексное исследование юридического значения государственных концепций, программ, стратегий, основных направлений и других подобных документов, закрепляющих цели, направления политики государства, а также конкретные задачи и мероприятия, выполнение которых необходимо для реализации этой политики. Автор именует такие акты политико-программными документами и подчеркивает активное их использование на современном этапе развития белорусского государства. Наиболее подробно рассмотрена Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь и иные документы, определяющие деятельность государства в сфере права. Отмечено, что политико-программные положения могут содержаться также в правовых актах. Кроме того, закономерностью развития правового регулирования в Республике Беларусь названо увеличение объема политико-программных норм в законодательстве.
Обоснована идея о том, что политико-программные документы являются самостоятельным источником права наряду с нормативными правовыми актами, наукой (доктриной) и иными источниками права.
Проанализированы юридические черты концепций совершенствования законодательства, показана специфика и связь концепций с государственными программами и планами подготовки проектов нормативных правовых актов. Рассмотрен вопрос о соотношении положений Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь с нормами права.
Автор указывает на несоответствие предусмотренных мер по реализации Концепции и ее содержания. На основе этого документа предложено разработать Концепцию совершенствования правовой системы Республики Беларусь.
Пугачев А.Н. Идея судебного нормоконтроля в контексте проблемы "негативного законодательствования"
Статья посвящена проблеме изучения роли конституционного суда в качестве "негативного законодателя". Исследуется исторический аспект развития взглядов на природу судебного нормоконтроля.
Особое внимание обращается на методологические подходы Г.Кельзена - автора идеи учреждения специализированного конституционного контроля в государстве. Модель конституционной юстиции анализируется в соответствии с основными постулатами "чистого учения о праве" Г.Кельзена.
Отмечена специфика конституционного правосудия в странах "молодой демократии" в сравнении с развитыми западными моделями, воспринявшими кельзеновскую идею судебного конституционного контроля. Дается критическая оценка некоторых подходов современных ученых к определению сущности реализации конституционными судами функции нормоконтроля, рассматриваемой ими через "негативное законодательствование". Указывается, что не менее важным для теории и практики является изучение вопроса о роли конституционного суда в качестве "позитивного законодателя".
Козыревская Л.А. Принципы правового регулирования корпоративных отношений
В статье отмечается, что современное законодательство базируется на системе принципов - общезначимых идей, получивших нормативное закрепление и выполняющих системообразующую и субсидиарно праворегулирующую роль. С принятием в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь принципы гражданского права получили легальное выражение в статье 2 названного акта. Данное законодательное решение требует пересмотра и уточнения правовых основ отдельных институтов гражданского права, в частности такого относительно нового института, как корпоративные отношения.
Автором предложена система принципов корпоративного права, включающая в себя принципы верховенства права, автономности, свободного членства, охраны интересов третьих лиц, имущественного участия, внутрикорпоративной демократии, беспрепятственного осуществления корпоративных прав, информационной доступности, а также проанализировано их содержание с учетом общеправовых (конституционных) и отраслевых принципов.
Кеник К.И. Прекращение государственной службы: проблемы правового регулирования
Статья посвящена исследованию проблемы правового регулирования прекращения государственной службы. Актуальность данной проблемы обусловлена несовершенством законодательства в этой области, что создает трудности при применении его на практике.
Автор анализирует отдельные основания прекращения государственной службы, отмечает неполноту их правового регулирования, отсутствие установленного законом порядка увольнения в связи с прекращением государственной службы.
С учетом проведенного исследования в заключении делается вывод о необходимости дополнения Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" соответствующей нормой, приводится авторская формулировка такой нормы. Вносятся другие предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе, в том числе о необходимости классификации оснований прекращения государственной службы, установления порядка увольнения по определенным основаниям прекращения государственной службы.
Викторова С.И. Некоторые вопросы характеристики правоотношений в сфере труда и их правового регулирования
Статья посвящена комплексному исследованию классификации правоотношений, урегулированных нормами трудового права (индивидуальные, коллективные, материальные, процессуальные, процедурные). Проанализированы имеющие место коллизии и пробелы в нормах трудового законодательства и сформулированы конкретные предложения по их устранению.
Отмечается, что специфика общественных отношений, возникающих в ходе организации труда, объективно обусловливает их регулирование различными отраслями права. Именно на этом основано взаимодействие отраслей права, возникновение и существование так называемых межотраслевых, комплексных, пограничных, сложных и других институтов права.
Автор рассматривает особенности правового регулирования трудовых отношений и формулирует рекомендации по совершенствованию трудового законодательства Республики Беларусь, в частности, по совершенствованию процедурных и процессуальных трудовых отношений при разрешении трудовых споров работников с нанимателями.
Костузик А.А. Существенные аспекты развития локального нормативного регулирования трудовых и связанных с ними отношений в Республике Беларусь
Автором на основе диалектического закона единства и борьбы противоположностей исследованы источники развития локального нормативного регулирования трудовых и связанных с ними отношений. При этом развитие указанного регулирования рассмотрено в контексте взаимосвязанных и взаимообусловленных внутренних и внешних факторов. В качестве источника внутреннего развития определено сущностное противоречие интересов нанимателя и работников, в качестве источника внешнего развития - противоречие экономических и социальных интересов общества (государства). Показана зависимость позитивного влияния внешних факторов развития локального нормативного регулирования трудовых и связанных с ними отношений от процедур локального нормотворчества, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Предложен механизм дифференцированного принятия локальных нормативных актов в сфере труда на основе принципов права и правовых норм меньшей общности.
Рамульт Н.А. Установление юридических фактов в области пенсионного обеспечения как вид процедурной или процессуальной деятельности
Содержание деятельности по установлению юридических фактов в области пенсионного обеспечения исследуется в статье с учетом характера этой деятельности с точки зрения ее сущности и организационной формы. По мнению автора, сущность деятельности органов социального обеспечения по установлению юридических фактов в области пенсионного обеспечения заключается в том, что она относится к деятельности правоисполнительной, органы же социального обеспечения, осуществляя данный вид деятельности, не охраняют права граждан в области социального обеспечения, а удовлетворяют их.
Обращается внимание на то, что деятельность в области пенсионного обеспечения по установлению юридических фактов подчинена определенному режиму, правилам, процедуре, но процесса в общепринятом в теории права смысла при этом не существует. Деятельность государственных органов по установлению фактов, имеющих юридическое значение в области пенсионного обеспечения, может содержать лишь некоторые черты процесса, поэтому правильнее вести речь не о процессе, а о процедуре в их деятельности.
Сформулирован вывод о том, что высшую степень процессуальной упорядоченности в указанной сфере имеет в настоящее время деятельность суда, в отличие от деятельности других государственных органов.
Овчинникова Ю.И. Конституционные основы уплаты организациями государственных налогов, пошлин и иных платежей
Рассматриваются основания налогообложения организаций, которые подразделяются на два вида: экономические и юридические.
Анализируя юридические основания налогообложения организаций, автор обращает внимание на то, что в основе налогового права государства лежат конституционные положения. Исходя из этого, по его мнению, именно в Конституции должен быть отражен полный субъектный состав участников налоговых правоотношений, на которых возложена обязанность уплачивать государственные налоги, сборы, пошлины и иные платежи, то есть определен круг субъектов налоговых правоотношений, который в дальнейшем будет конкретизирован в налоговом законодательстве, поскольку налогообложение является своеобразным видом отчуждения собственности во внесудебном порядке.
Анализируются имеющиеся в специальной научной и учебной литературе мнения относительно конституционных положений уплаты организациями государственных налогов, пошлин и иных платежей. Проводится сравнительный анализ положений Конституции Республики Беларусь с конституциями зарубежных стран по вопросу конституционных основ налогообложения организаций.
Дмитренок Д.И. Государственный суверенитет и функция минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в деятельности Правительства Республики Беларусь
Статья посвящена исследованию взаимосвязи суверенитета Республики Беларусь с функцией минимизации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляемой национальным Правительством. В ходе анализа комплексного характера государственного суверенитета автор приходит к выводу о том, что становление и развитие функций государства и права происходит при реализации государством суверенитета в различных сферах государственной безопасности. Грани его измерения являются конституционной платформой, на которой возникают различные государственно-правовые задачи. Подобным образом формируются конкретные государственно-правовые механизмы, в том числе механизм минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Обосновывается авторская позиция по определению природы функции минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, которая обладает признаками функции и государства и права, а также реализуется системой взаимосвязанных органов государственной власти и управления. Правительство Республики Беларусь представляет собой один из важнейших элементов данной системы, образующих соответствующий государственно-правовой механизм.
Автором вносятся конкретные предложения по совершенствованию конституционно-правового обеспечения деятельности Правительства Республики Беларусь в области преодоления последствий атомной аварии и функционирования "чернобыльского" государственно-правового механизма в целом.
Саскевич В.В. О правовом регулировании использования земель для осуществления несельскохозяйственной производственной деятельности
Автор исследует земельно-правовые проблемы, возникающие в процессе использования земель для осуществления несельскохозяйственной производственной деятельности. Обращается внимание на комплексность правового регулирования данных отношений. На основе анализа специального законодательства Республики Беларусь, нормативных правовых актов Российской Федерации, юридической литературы автором определена правовая природа береговой полосы как зоны с особыми условиями пользования. Указывается на недостаточное обеспечение прав и интересов землепользователей, землевладельцев, арендаторов и собственников при использовании их земельных участков другими лицами для проведения изыскательских работ, строительства и реконструкции линейных сооружений. В связи с этим рассматривается целесообразность введения в Республике Беларусь публичного сервитута, обосновывается необходимость правового закрепления возможности возмещения указанным лицам сумм платы за землю, уплаченных за земельные участки или их части, использование которых полностью ограничено в результате проведения таких работ. В заключении работы сформулированы предложения по совершенствованию земельного и специального законодательства.
Орлова Е.И. К вопросу об административной ответственности за правонарушения в области рынка ценных бумаг
В статье исследованы проблемы административной ответственности за раскрытие информации и манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, а также порядка обращения векселей. На основе проведенного анализа автором сформулирован ряд выводов и предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В частности, привлечение к административной ответственности лиц за разглашение коммерческой или иной тайны (закрытой информации, а также сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг), которым она стала известна в связи с их профессиональной или служебной деятельностью, если деяние не влечет уголовной ответственности, должно осуществляться в соответствии со ст. 22.13 КоАП. За нарушение юридическими лицами требований законодательства о ведении реестра акционеров, выразившееся в нарушении порядка ведения такого реестра, ответственность должна наступать согласно ст. 11.14 КоАП.
По мнению автора, белорусский КоАП необходимо дополнить статьей, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности, по аналогии со ст. 15.27 российского КоАП. Соответственно необходимо внести изменения и дополнения в иные нормативные правовые акты Республики Беларусь.
Санько А.М. Некоторые криминалистические аспекты борьбы с хищениями в строительстве с использованием лжепредприятий
В статье в историческом аспекте проводится анализ борьбы с лжекооперацией. Автором изучена опубликованная практика работы иностранных государств в предупреждении лжепредпринимательства и определены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены основные технологии совершения хищений в строительстве с использованием лжепредприятий. Основываясь на опыте, накопленном различными странами мира, определены некоторые направления работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с целью эффективного раскрытия хищений в сфере строительства, совершаемых с использованием лжепредприятий (предприятий-однодневок). Сделаны выводы о необходимости изменения отношения оперативных подразделений к фактам выявления лжепредприятий (предприятий-однодневок) с целью сокращения временных и материальных затрат, связанных с установлением всей цепочки преступных действий и всех членов преступной группы, их совершивших.
- Новости науки
Земляков Л.Е., Кривошей Д.А. Государство, религия, общество (по материалам международной научно-практической конференции, состоявшейся 7 июня 2007 г.)
- Международные связи Конституционного Суда
Шуклин В.З. Семинар по вопросам охраны окружающей среды (4-5 июня 2007 г., г. Киев)
Змачинская Г.Н. Исполнение судебных решений как критерий эффективности судебной деятельности в государстве
Мороз В.И. Об участии в семинаре, посвященном вопросам законодательной оценки (11-14 июня 2007 г., г. Триест)