Вестник Конституционного Суда
1/2007
  • Официальные материалы и решения Конституционного Суда Республики Беларусь

     Послание Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г., Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь, Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь "О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2006 году". Утверждено решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 января 2006 г. № Р-198/2007

     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 января 2007 г., № П-204/2007 "О назначении пенсии по возрасту работающим гражданам, по религиозным убеждениям не имеющим паспорта"

     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 18 января 2007 г., № П-206/2007 "О совершенствовании законодательства об общежитиях"

     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 марта 2007 г., № П-207/2007 "О временных ограничениях права граждан на выезд из Республики Беларусь

     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 2 марта 2007 г., № П-208/2007 "О местном сборе за осуществление торговли"

     Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 марта 2007 г. № П-209/2007 "О правовом регулировании совместной работы (службы) близких родственников, супругов и свойственников в государственных некоммерческих организациях" 

  • Органы государственной власти реализуют решения Конституционного Суда Республики Беларусь

Об исполнении решений Конституционного Суда Республики Беларусь в январе-марте 2007 г.
     Вниманию читателей представляется краткий обзор решений Конституционного Суда, касающихся прав граждан, которые были исполнены в I квартале 2007 года.

  •  Гражданин обратился в Конституционный Суд

     О порядке обжалования действий и решений органа, ведущего уголовный процесс, в иные государственные органы

     О применении к осужденному дополнительных видов наказания

     Об учете явки с повинной в качестве смягчающего обстоятельства при определении срока или размера уголовного наказания

     О порядке возбуждения уголовного дела о нарушении неприкосновенности жилища лицом, пострадавшим от преступления

     О бесплатном отпуске участникам Великой Отечественной войны лекарственных средств 

  • Научные сообщения

Василевич Г.А. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 

     В статье указывается, что пробелы, противоречия, неопределенность, неясность положений актов законодательства, отставание писаного права от потребностей общественного развития, придание актам, устанавливающим дополнительные обязанности (обременения), обратной силы и другие дефекты оказывают негативное влияние на регулируемые общественные отношения.
     На основе анализа действующего законодательства показано, что иногда дефекты в нормативных правовых актах проявляются в связи с неопределенностью формулировок, нечетким изложением норм по причине упущений разработчиков проектов.
     Автор обосновывает вывод о том, что до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений преодоление пробелов может осуществляться, в частности, путем использования институтов аналогии закона и аналогии права.
     Обращается внимание на необходимость прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов, изменения отношения к системе источников права и другие направления работы в данной сфере.

Рябцев Л.М., Малкина И.В. Проблемы совершенствования нормативно-правового регулирования отношений в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования

     В работе содержится анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования в Республике Беларусь. На основе исследования практики применения действующего законодательства, практики правового регулирования института государственной регистрации в различных странах СНГ авторы формулируют предложения по совершенствованию соответствующих правовых норм национального законодательства в данной сфере.
     В частности, предлагается внести изменения в перечни субъектов, подлежащих государственной регистрации, регистрирующих органов, сократить количество документов, представляемых субъектами хозяйствования для государственной регистрации, и сроки регистрации, ограничить основания для отказа в государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.
     Обосновывается целесообразность установления ответственности за несоблюдение законодательства о государственной регистрации как собственников имущества, учредителей (участников), руководителей субъектов хозяйствования, так и должностных лиц регистрирующих органов.

Сокол Н.Е. Всеобщая декларация прав человека: отражение проблемы ограничения прав человека

     Отмечается, что перед юридической наукой и практикой стоит задача найти тот рубеж в правах человека, который не позволил бы им превращаться в произвол его социального поведения. Произвол, отсутствие разумной управляемости общественных отношений всегда сопряжены с возникновением конфликтных ситуаций и социальной напряженности, с нарастанием нестабильности в обществе.
     Обосновывается вывод о том, что проблема разумного ограничения прав человека как проблема поиска баланса, равновесия прав человека и другого человека, прав гражданина и другого гражданина, прав человека, гражданина и различных социальных групп, прав гражданина и государства, прав и обязанностей всех этих субъектов социально-правовых отношений является одной из главных для современной науки и общества в целом.
     В статье содержится анализ отражения данной проблемы во Всеобщей декларации прав человека, которая, по мнению автора, представляет собой правовой фундамент научной трактовки ограничений прав человека.

Крамник А.Н. Административное задержание как важнейшее средство реализации административно-деликтных норм

     В статье раскрывается сущность административного задержания, являющегося важным средством реализации административно-деликтных норм.
     Автор проводит достаточно подробный анализ соответствующих исследуемой теме норм Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, введенного в действие с 1 марта 2007 г., в сравнении с нормами Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (1984 г.), регулирующих сходные вопросы.
     Обращается внимание на упущения, связанные с регламентацией административного задержания, приводится возможный перечень должностных лиц, уполномоченных его осуществлять, а также основания применения рассматриваемого принудительного воздействия.
     С учетом изложенного формулируются предложения по совершенствованию конкретных норм административного законодательства.

Щемелева И.Н. Теоретические проблемы систематизации жилищного законодательства Республики Беларусь 

     Аргументируется необходимость совершенствования отрасли жилищного законодательства Республики Беларусь на основе научно обоснованной отраслевой концепции развития жилищного законодательства Республики Беларусь в условиях демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и приводится авторский вариант такой концепции.
     Предлагаемая концепция отражает систему и структуру отрасли жилищного законодательства, в том числе систему и структуру нового Жилищного кодекса Республики Беларусь.
     Автор также приходит к выводу о необходимости "пакетного" метода систематизации жилищного законодательства посредством сочетания как минимум двух ее форм - кодификации и консолидации, что дает к тому же возможность осуществить предлагаемый вариант систематизации поэтапно.

Людвикевич О.Н. Конституционные основы юридической ответственности

     В статье обосновывается необходимость отнесения конституционной ответственности к числу классических видов юридической ответственности. Автор отмечает, что конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид правовой ответственности обладает рядом особенностей: специфическими субъектами, основаниями, мерами ответственности, порядком их возложения и реализации. Обращается внимание на то, что анализ конституционных норм позволяет выделить в качестве субъекта юридической ответственности государство в лице его органов, привести доказательства существования принципа гуманизма юридической ответственности и аргументы в пользу признания защиты прав и свобод граждан, а также гарантий их реализации важнейшей целью ответственности.
     Особо подчеркивается, что выявление и исследование точек соприкосновения норм Конституции и положений законодательства о юридической ответственности будет способствовать решению основных теоретических и практических проблем в развитии данного феномена, а также выявлению средств совершенствования института правовой ответственности в целом.

Боголейко А.М. Санкции как форма реализации конституционно-правовой ответственности

     Исследуются актуальные вопросы современной правовой теории в области конституционно-правовой ответственности, анализируются различные точки зрения, высказываемые в научной литературе, касающиеся санкций конституционно-правовой ответственности. Автор затрагивает проблему единообразного понимания санкции в конституционном праве, единого подхода к структуре конституционной нормы. Особое внимание уделяется различным классификациям санкций конституционно-правовой ответственности. С учетом продолжающейся правовой дискуссии по данной проблеме автором предлагается наиболее оптимальная, по его мнению, система санкций конституционно-правовой ответственности. Обосновывается необходимость законодательного закрепления санкций конституционно-правовой ответственности с целью совершенствования механизма реализации данного института конституционного права.

Корзик С.В. Развитие конституционных основ регулирования отношений в области религии в суверенной Беларуси

     Вопрос о развитии конституционных основ регулирования отношений в области религии рассматривается на основе анализа норм Закона Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (как первоначальной редакции от 17 декабря 1992 г., так и действующей - от 31 октября 2002 г.), а также российского законодательства, регулирующего отношения в указанной сфере.
     Отмечается, что предписание Конституции Республики Беларусь (в редакции 1996 г.) о том, что каждый имеет право участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом, выступает в качестве превентивной меры умышленного использования их для посягательств на интересы и обязанности граждан и соответствует международному праву.
     На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что внесение изменений и дополнений в религиозно значимые нормы Конституции 1994 года при принятии ее в новой редакции 1996 года способствовало преодолению либерально-демократического подхода к конституционным основам регулирования отношений в области свободы совести, вероисповедания и религиозных организаций в постсоветской Беларуси.

Макарова Т.И. Обязанности граждан в области охраны окружающей среды как элемент эколого-правового статуса 

     Статья посвящена вопросу правового закрепления обязанностей граждан по охране окружающей среды. Автор, анализируя подходы, сложившиеся в теории права, обращает внимание на связь, существующую между правами и обязанностями субъектов, а также приходит к выводу о том, что непременным условием существования юридических обязанностей является установление в праве мер государственного принуждения в случае их несоблюдения.
     Предложена классификация обязанностей граждан по охране окружающей среды, установленных в статье 12 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Такой подход позволяет выявить ряд обязанностей, не являющихся юридическими с позиции предложенных критериев, а также обязанностей, которые лежат в плоскости законодательства об использовании природных ресурсов и более подробно определены в нем.
     В заключении обоснован вывод о необходимости более четкого закрепления в праве юридических обязанностей, связанных с охраной окружающей среды, и сформулированы предложения по совершенствованию соответствующей нормы Закона "Об охране окружающей среды".

Мороз О.В. Правовое закрепление принципов и целей экологической экспертизы

     В статье отмечается несовершенство системы принципов и целей экологической экспертизы, которые отражены в национальном эколого-экспертном законодательстве. С помощью теоретического обоснования раскрывается особое видение системы специальных принципов, требующих правового закрепления. Приводятся доводы, свидетельствующие об их исключительном значении для экологической экспертизы. При выделении таких принципов используется ряд критериев, в том числе требование об универсальности для правового института. В качестве ключевого принципа рассматривается презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Также предлагается выделять несколько уровней целей, достижение которых в конечном итоге направлено на реализацию конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. При этом анализируется как действующее законодательство, так и утратившее силу. Отмечается российский опыт нормотворчества в данной сфере.

Денисевич А.В. К вопросу о роли государственного контроля в обеспечении безопасности Республики Беларусь 

     В статье рассматриваются вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности государства и роли в этом Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Государственный контроль исследуется как функция обеспечения экономической безопасности, являющаяся неотъемлемой частью процесса управления экономикой государства. Рассматриваются основные аспекты осуществления государственного контроля в сфере обеспечения экономической безопасности. Выделяются предварительный, текущий (оперативный) и последующий (заключительный) контроль в указанной сфере. Приведенные в статье данные о результатах деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь подтверждают вывод о необходимости включения государственного контроля в механизм обеспечения экономической безопасности государства. При этом определяются приоритетные направления деятельности Комитета государственного контроля Республики Беларусь как субъекта обеспечения экономической безопасности государства.

Мартыненко И.Э. Общественный контроль как условие эффективной государственно-правовой охраны историко-культурного наследия Беларуси

     Исследуются актуальные проблемы правовой охраны исторического наследия Беларуси. Обоснован вывод о том, что эффективная правоохранительная деятельность в сфере культурного наследия невозможна без содействия общественности.
     Автор обращает внимание на то, что в настоящее время процесс реформирования органов охраны памятников не опирается на четко сформулированную государственную правовую политику в данной сфере, поэтому происходит недостаточно последовательно и сбалансированно. Указывается, что особенно негативно это влияет на организационно-правовое строительство органов охраны памятников культуры и приводит к недооценке охранительного потенциала институтов гражданского общества и самоуправления населения.
     Сформулировано авторское определение понятия "общественное участие в сфере охраны и восстановления памятников культуры" как превентивного способа защиты историко-культурных интересов, формы участия граждан в управлении делами государства, средства выявления и согласования интересов населения с иными общественными, государственными и частными интересами. Предложены меры по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Викторова С.И. О разграничении трудовых и гражданско-правовых отношений в условиях использования заемного труда 

     Автор отмечает, что одним из аспектов, не учтенных отечественным законодателем в действующем трудовом законодательстве, является вопрос о регулировании заемного труда. Данный вопрос интересен в том плане, что применение на практике концепции заемного труда обусловливается одновременным заключением субъектами таких правоотношений как трудового, так и гражданско-правового договоров, возникновением между работником и организациями-нанимателями (участниками договора аренды рабочей силы) административных правоотношений, заключением договоров аренды рабочей силы.
     В статье указывается, что для Республики Беларусь понятие аренды рабочей силы является несомненной новеллой. По мнению автора, это тем более актуализирует необходимость глубокого изучения зарубежного опыта и потребность в обеспечении правового регулирования применения аренды рабочей силы в процессе организации производства.

Тимчишен Ю.Е. К вопросу о вине как условии гражданско-правовой ответственности исполнителей медицинских услуг

     Исследуется сущность, юридическая природа и значение вины исполнителей медицинских услуг как условие при привлечении их к гражданско-правовой ответственности. На основании анализа противоположных точек зрения различных авторов рассмотрено общее правило о возложении ответственности при наличии вины и исключения из него: случаи ответственности без вины применительно как к государственным учреждениям здравоохранения, так и к медицинским учреждениям частной формы собственности. В связи с этим автором сформулировано предложение по разрешению указанной проблемы посредством принятия специального законодательства в данной области с целью устранения существующего противоречия. Аргументируется вывод о важности полного, точного и грамотного составления медицинской документации при установлении пациентом причинной связи между деянием и негативными последствиями в результате медицинского вмешательства.

Лагойский В.П. Проблемные вопросы оснований отвода судьи в уголовном процессе

     На основе международных документов о правах человека, законодательства Республики Беларусь и примеров из практики анализируются вопросы, связанные с отводом судьи в уголовном процессе.
     Автор считает, что УПК Республики Беларусь не содержит четких гарантий беспристрастного и объективного правосудия. Основания отвода судьи в ст. 77 указанного Кодекса изложены недостаточно корректно, вследствие чего неоднозначно толкуются на практике. Заинтересованность судьи в исходе дела отождествляется с пристрастностью, необъективностью и другими негативными этическими категориями, а это позволяет судьям отказывать в ходатайствах об отводе и не прибегать к самоотводам.
     Подвергается сомнению определение понятия "свидетель" (п. 1 части 1 ст. 77 УПК) и указывается на отсутствие дефиниции понятия "ненадлежащий судья" (часть 1 ст. 60 УПК), в связи с чем этого даже очевидец преступления не всегда может быть свидетелем, а "ненадлежащий судья" даже при наличии к этому оснований отводу не подлежит.
     Приводится сравнительный анализ оснований отвода судьи по УПК и ГПК Республики Беларусь. При этом указывается, что в ГПК эти основания изложены безупречно.
     В заключение делается вывод о необходимости внесения дополнений и изменений в соответствующие статьи УПК, касающиеся отвода судьи, с целью достижения соответствия их принципам беспристрастности и объективности правосудия и обеспечения прав участников уголовного процесса.
 

  • Новости науки

Мурашко Л.О. Источники права в национальной правовой системе: традиционные и современные подходы

     Статья подготовлена по материалам состоявшегося 16-17 февраля 2007 г. в г. Минске научно-практического семинара "Конституция и иные источники права: субординация и проблемы правоприменения". Семинар был организован юридическим факультетом Белорусского государственного университета совместно с Лондонским Югобережным университетом.