- Официальные материалы и решения Конституционного Суда Республики Беларусь
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № П-186/2006 "К вопросу о возможности заключения предприятием договора добровольного страхования дополнительной пенсии в пользу своих работников"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 17 апреля 2006 г. № П-187/2006 "О правовом регулировании порядка приглашения иногородних граждан для работы и жительства в г. Минске"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № П-188/2006 "О праве граждан - жертв политических репрессий на возмещение ущерба и выплату компенсаций"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20 июня 2006 г. № П-189/2006 "О конституционности возложения на индивидуальных предпринимателей, являющихся владельцами и (или) арендаторами стоянок, функций по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сбора за парковку (стоянку) в специально оборудованных местах"
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 23 июня 2006 г. № П-190/2006 "О выплате страхового возмещения в результате столкновения источников повышенной опасности"
- Реализация государственными органами решений Конституционного Суда
Скирда В.Д. Об исполнении решений Конституционного Суда Республики Беларусь в апреле - июне 2006 г.
- Гражданин обратился в Конституционный Суд
О льготах круглым сиротам военного времени
О праве граждан Республики Беларусь обращаться в международные организации
Об обращении взыскания на незавершенный дом
О возможности отмены состоявшегося решения хозяйственного суда
О применении закона об амнистии к лицу, причинившему совершенным им преступлением ущерб, при отсутствии судебного решения о взыскании этого ущерба
- Научные сообщения
Василевич Г.А. К вопросу о форме правления в Беларуси
В статье анализируются высказанные в юридической литературе различные точки зрения относительно формы правления в Республике Беларусь. При этом форма правления рассматривается как порядок образования и организации высших органов государственной власти, отношения этих органов между собой, а также с гражданами.
Указывается, что после одобрения на республиканском референдуме 1996 года Конституции в новой редакции ряд авторов стали высказывать мнение о том, что по форме правления Республика Беларусь - смешанная республика (по аналогии с Францией). Автор настоящей статьи отстаивает взгляд, согласно которому Республика Беларусь - президентская республика. В подтверждение этого вывода высказаны соответствующие аргументы.
В рамках рассматриваемой темы исследуются особенности взаимоотношений Парламента и Президента, в том числе в историческом аспекте.
Сільчанка М.У. Паняцце і віды крыніц сучаснага беларускага права
У артыкуле даследуюцца пытанні вызначэння крыніц права, іх сістэмы, разглядаюцца асобныя віды крыніц сучаснага беларускага права. У мэтах вызначэння "афіцыйнага сховішча" дзеючага права - норм права - прапануецца зыходзіць з таго, што ў Законе "Аб нарматыўных прававых актах Рэспублікі Беларусь" легальнае паняцце права сфармулявана праз сістэму агульнаабавязковых правіл паводзін - норм права.
Фармулюецца прапанова аб увядзенні ў навуковы абарот паняцця "крыніцы норм права". Абгрунтоўваецца вывад аб тым, што сістэма крыніц сучаснага беларускага права складаецца з прававога звычая, прававога прэцэдэнта, дагавора нарматыўнага зместу, дактрыны (навукі), свяшчэннага пісання (царкоўных норм) і нарматыўнага прававога акта. Аргументуецца палажэнне, згодна з якім агульныя прынцыпы права не ўяўляюць сабой самастойную крыніцу права.
Сцвярджаецца, што свяшчэннае пісанне (царкоўныя нормы) з'яўляецца самастойнай крыніцай сучаснага беларускага права, прычым роля гэтай крыніцы права значна ўзрастае ў сучаснай прававой сістэме Рэспублікі Беларусь і аказвае ўплыў на развіццё і змест іншых відаў крыніц права.
Пры разглядзе прававога прэцэдэнта ў якасці крыніцы беларускага права абгрунтоўваецца ідэя, згодна з якой дадзеная крыніца права фарміруецца толькі ў тых выпадках, калі шляхам аналогіі права і аналогіі закона адбываецца запаўненне прабелаў у дзеючым пазітыўным праве.
Филипчик Р.И. Конституция как правовая основа судебного конституционного контроля в современной Беларуси
В статье проанализированы модели американского и европейского конституционного контроля, исследованы особенности конституционного контроля в Республике Беларусь и отмечено, что именно демократическая Конституция Беларуси стала правовой основой судебного конституционного контроля.
Автор отмечает, что Конституционный Суд Республики Беларусь, в отличие от других европейских судов, вправе проверить любой нормативный правовой акт государства снизу доверху на его соответствие не только Конституции, но и актам, обладающим более высокой юридической силой, чем проверяемый акт.
Вместе с тем, по мнению автора, законы о конституционном контроле нуждаются в совершенствовании. Особенно это касается вопросов расширения круга субъектов, обладающих правом внесения предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного правового акта. Автор полагает, что судьям общих и хозяйственных судов необходимо предоставить право непосредственного обращения в Конституционный Суд с предложением (запросом) о проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела.
Кроме того, высказывается мнение о наличии правовых оснований для введения института конституционной жалобы, элементы которого заложены в самой Конституции (ст. 40, 116, 112, 122). Предоставление гражданам права обращения в Конституционный Суд является не только важным средством защиты нарушенных прав, но и одновременно эффективным инструментом охраны Конституции.
Пугачев А.Н. Нормативный характер заключений Конституционного Суда
Юридические качества итоговых решений Конституционного Суда рассматриваются через специфику юрисдикционной процедуры конституционного судопроизводства.
В статье объясняется своеобразие судейского правотворчества органов конституционного контроля. Приведены основные точки зрения авторов, занимающихся проблемами определения юридической природы актов конституционного правосудия. Рассматриваются наиболее существенные признаки нормативных заключений Конституционного Суда Республики Беларусь. Отмечаются теоретические, эмпирические, прикладные моменты разработанности проблемы в Республике Беларусь и Российской Федерации. Дается обзор некоторых законодательных актов зарубежных государств, в которых определяется юридическая сила решений конституционных судов и механизм их исполнения.
Делается вывод о том, что исследованием нормативных свойств проблема юридической природы итоговых решений конституционных судов не исчерпывается. Предполагается акцентировать внимание и на том, какой источник права представляют решения такого рода, каковы их отраслевая принадлежность и место в системе законодательства.
Кеник К.И. Правовое регулирование государственной службы: соотношение административного и трудового законодательства
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования труда государственных служащих в Республике Беларусь, в том числе соотношение административного и трудового законодательства. Автором анализируются имеющиеся в научной литературе подходы к определению отраслевой принадлежности законодательства, регулирующего трудовые отношения государственных служащих, отмечаются достоинства и недостатки этих подходов. Проведен сравнительный анализ законодательства в сфере регулирования труда государственных служащих в Республике Беларусь и Российской Федерации. Отмечена тенденция российского законодательства к регулированию государственной службы преимущественно административным законодательством, в то время как в Республике Беларусь на отношения, не урегулированные законодательством о государственной службе, распространяется действие норм трудового права и иных отраслей законодательства. Обращено внимание, что Конвенция МОТ № 151 основана на концепции отнесения государственных служащих к наемным работникам.
Делается вывод о том, что отношения на государственной службе являются предметом регулирования многих отраслей права.
Вопрос об отнесении отношений, связанных с исполнением обязанностей на государственной службе, к предмету регулирования определенной отрасли права имеет не только научное, но и практическое значение, поскольку трудовое право по своему назначению призвано защищать работника, в то время как административное право такой функцией не обладает.
Бойко Т.С. Правовые позиции Конституционного Суда Республики Беларусь в связи с реализацией основных принципов налогообложения
В статье раскрывается сущность и содержание основных принципов налогообложения, закрепленных в Конституции и Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, которыми обязаны руководствоваться участники налоговых отношений в правовом демократическом государстве.
Автор анализирует правовые позиции Конституционного Суда, сформулированные в решениях органа конституционного контроля, направленные на соблюдение законодательными органами основных принципов налогообложения при установлении налогов и сборов.
Особое внимание уделяется правовой позиции, основывающейся на положениях Конституции Республики Беларусь и Европейской хартии местного самоуправления, заключающейся в том, что основные элементы налогообложения, в том числе предельные размеры ставок, в рамках которых местные Советы депутатов могли бы устанавливать их конкретные размеры, необходимо определять на уровне закона, четко и ясно по каждому виду местного налога и сбора.
Саркисова Э.А. Вопросы уголовного права в решениях Конституционного Суда Республики Беларусь
В статье анализируются вопросы уголовного права, которые были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Беларусь. Автор обращает внимание на некоторые коллизии в законодательстве, не позволяющие в полной мере применять правило об обратной силе уголовного закона. С одной стороны, часть вторая ст. 9 УК достаточно широко формулирует это правило, а с другой - некоторые законы, определяющие порядок введения в действие УК или его измененных норм, ограничивают это правило указанием на пересмотр только тех приговоров, наказание по которым назначено выше максимального предела санкции новой нормы УК. В связи с этим проанализированы и подходы к решению данной проблемы, используемые Конституционным Судом Российской Федерации.
В статье также обращено внимание на вопросы, возникающие в связи с применением периодически принимаемых в республике законов об амнистии. В ряде случаев причиной их неправильного применения является неадекватное понимание на практике норм этих законов.
Автором рассмотрены и другие вопросы уголовного права, по которым была высказана позиция Конституционного Суда (о смертной казни, о понятии должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий, о правовом значении института погашения и снятия судимости и др.).
Сенько А.С. Проблемные вопросы обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту
В контексте проблематики доступности лиц к судебной форме защиты в статье исследуются вопросы, связанные с понятием и сущностью судебных органов.
Критически осмысливается отечественная доктрина, относящая к судам указанные законодательством о судоустройстве в качестве таковых государственные органы, входящие в судебную систему страны. Показывается, что подобные суды не всегда приспособлены для разрешения ряда правовых конфликтов. В связи с этим в статье подчеркнута актуальность проблемы поиска новых форм и методов ведения судебной политики, способной полностью обеспечить реализацию права лиц на судебную защиту.
На основании анализа организации судебного способа защиты ряда государств, а также правовых позиций, отражающих основанный на положениях статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод подход Европейского сообщества к определению органов, относящихся к судам, делается вывод о необходимости и возможности расширительного толкования понятия судебных органов Республики Беларусь за счет включения в их перечень квазисудебных институтов.
Гулякевич Д.Л. Ребенок как объект уголовно-правовой охраны: история и современность
Статья посвящена уголовно-правовой защите детей от посягательств на их интересы, права, свободы и нормальное развитие. При этом анализируются исторический опыт и современная нормотворческая практика, исходя из общепризнанного и закрепленного в международно-правовых документах положения о том, что дети должны быть ограждены от любых противоправных действий в отношении их.
На основе анализа соответствующих норм уголовного законодательства Республики Беларусь, в том числе и действовавшего на территории Беларуси в ранние исторические периоды, отмечается эволюционный характер уголовно-правовой охраны ребенка. Особенно это прослеживается в действующем УК Республики Беларусь 1999 года, который в большей мере отвечает как требованиям Конституции, так и международным стандартам в области правовой охраны детства. В нем просматривается системный подход к уголовно-правовой охране ребенка.
Вместе с тем, по мнению автора, правовая регламентация указанных отношений нуждается в совершенствовании. Прежде всего это касается совершенствования системного подхода к уголовно-правовой охране ребенка как самостоятельного правоохраняемого видового объекта. Формулируется предложение о введении в УК самостоятельной главы, включающей, по возможности, большинство преступлений против прав и интересов ребенка, его нравственного развития, свободы и других ценностей, принадлежащих ребенку. Такой подход позволил бы в большей мере дифференцировать ответственность за преступные посягательства на ребенка, в том числе и устанавливать адекватные этим преступлениям квалифицирующие признаки.
Бандарэнка Н.Л. Канстытуцыйныя асновы прынцыпаў грамадзянскага заканадаўства Рэспублікі Беларусь
У артыкуле адзначаецца, што ў Пасланні Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь "Аб стане канстытуцыйнай законнасці ў Рэспубліцы Беларусь у 2004 годзе", у прыватнасці, падкрэслена важнасць для паспяховага станаўлення Рэспублікі Беларусь як прававой дзяржавы забеспячэння фарміравання сучаснай сістэмы заканадаўства, якая базіруецца на канстытуцыйных прынцыпах і нормах. У сувязі з указаным не толькі навуковую, але і практычную цікавасць уяўляе даследаванне суадносін канстытуцыйных і грамадзянска-прававых прынцыпаў, вызначэнне іх кропак судакранання, выяўленне спецыфічных, істотных рыс галіновых пачаткаў грамадзянскага заканадаўства.
Паступова разглядаючы кожны прынцып грамадзянскага права, аўтар робіць вывад аб тым, што ўсе замацаваныя ў Грамадзянскім кодэксе 1998 года прынцыпы ўяўляюць сабой трансфармаваныя пад уплывам спецыфікі грамадзянска-прававых адносін канстытуцыйныя пачаткі, што ў поўнай меры адпавядае прынцыпам прававой сацыяльнай дзяржавы.
Томкович Р.Р. Право граждан и юридических лиц на защиту информации в отношениях с участием банков
Анализируются положения законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины и ряда других государств о банковской тайне.
Автором рассматриваются вопросы, касающиеся содержания банковской тайны и целесообразности отнесения к ней различной по содержанию информации о клиентах и осуществляемых ими операциях (сделках).
В статье описан существующий порядок раскрытия соответствующей информации, определены практические проблемы истребования у банков информации правоохранительными органами, намечены пути решения этих проблем.
Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в целях недопущения посягательств на конституционное право граждан на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, которое может быть обеспечено посредством установления более четкого порядка оформления запросов соответствующих государственных органов.
Автор приходит к выводу о том, что детальная регламентация рассматриваемых правоотношений повысит доверие к банковской системе и будет способствовать вовлечению в гражданский оборот средств населения, что соответствует интересам общества и государства в целом.
Мищенко М.С. К вопросу о территориальной дифференциации правового регулирования труда
Объектом исследования является одна из важнейших правовых категорий трудового права - дифференциация регулирования трудовых отношений. Предметом исследования, в свою очередь, выступают научные идеи, концепции и взгляды на одно из самых устоявшихся и значимых оснований - территориальную дифференциацию правового регулирования труда, ее социально-правовую сущность и особенности, развитие законодательства по данной проблематике.
В статье предпринята попытка комплексного исследования правовых проблем территориальной дифференциации правового регулирования труда, применяемого на территориях Республики Беларусь.
Автор впервые в Республике Беларусь указывает на появление иных, кроме существовавших ранее, факторов, способствующих развитию новых оснований и критериев территориальной дифференциации правового регулирования труда. Выявлены особенности в правовом регулировании трудовых отношений работников, работающих на территориях свободных экономических зон, а также радиоактивного загрязнения в ряде институтов трудового права.
Жук А.В. Конституционные основы правовой охраны атмосферного воздуха в Республике Беларусь
В статье отмечается, что суть правового регулирования общественных отношений в области охраны атмосферного воздуха вытекает из конституционных основ охраны окружающей среды. При помощи норм, имеющих экологическое содержание, в Основном Законе отражены правовые предпосылки обеспечения необходимых количественных и качественных характеристик благоприятной окружающей среды, включая состояние атмосферного воздуха как ее компонента.
Автор указывает, что конституционные основы природопользования и охраны окружающей среды, экологического статуса гражданина являются необходимой базой для формирования и развития норм, регулирующих право граждан на благоприятное состояние атмосферного воздуха. При этом необходимо всесторонне учитывать естественные особенности данного компонента природной среды.
На основе анализа законодательства Республики Беларусь показано, что большинство вышеупомянутых конституционных норм нашло отражение в специальном законодательстве об охране атмосферного воздуха, а отдельные нормы (например, об ответственности, о возмещении вреда, причиненного загрязнением атмосферного воздуха) - в нормативных правовых актах, регулирующих административные и гражданские отношения.
Мермер Ю.Н. Сравнительный анализ законов о гражданстве Республики Беларусь и Российской Федерации
В публикации содержится сравнительный анализ института гражданства в Республике Беларусь и Российской Федерации, который значительно усложнился, приобрел новую окраску и черты, что во многом обусловлено расширением сферы международных отношений Беларуси и России как со странами Содружества Независимых Государств, так и с другими государствами мира.
Анализируются интеграционные процессы, протекающие в рамках Союзного государства Беларуси и России и затрагивающие широкий круг проблем гражданства, которые все чаще приобретают международную значимость. От их разрешения зависят экономические, политические, социальные, этнографические и другие вопросы, касающиеся интересов не только отдельных личностей, но и целых групп людей, широких слоев населения, даже государства в целом.
На основе анализа законодательства о гражданстве Республики Беларусь и Российской Федерации автор делает вывод о том, что подход законодателей двух государств к решению основных вопросов, связанных с гражданством, аналогичен и соответствует договоренностям об унификации законодательства двух стран в рамках Союзного договора.
Судас А.П. Институт гражданства Союзного государства
В статье отмечается, что Союзное государство Беларуси и России является наиболее реальным объединением из всех интеграционных структур на постсоветском пространстве. В политической области строительства Союзного государства на переднем плане остаются актуальными вопросы институционального характера, особое значение при этом отводится институту гражданства.
Автор доказывает факт существования такого института, как гражданство в межгосударственном образовании, анализирует опыт введения и развития гражданства в Европейском Союзе. Также высказаны идеи по наполнению содержанием понятия "гражданство Союза", созданию ясного механизма реализации прав гражданина Союза, установлению конкретных обязанностей граждан Союзного государства.
На основе проведенного анализа делается вывод о том, что детальная унификация условий приобретения и прекращения национальных гражданств Республики Беларусь и Российской Федерации, расширение прав и свобод, а также обеспечение равенства граждан обоих государств будет способствовать ускорению правовой интеграции государств - участников Союзного государства.
Артюшенко Н.Н. К юридической проблеме обеспечения безопасности железнодорожных перевозок на постсоветском пространстве
В статье со ссылкой на практический материал и научные исследования рассматриваются состояние и проблемы юридического обеспечения транспортной безопасности единых путей сообщения на постсоветском пространстве. На основе этого автор указывает на возможные правовые превентивные меры, исключающие техногенные и криминогенные нарушения в сфере перевозочного железнодорожного процесса.
В работе четко обозначена роль Белорусской железной дороги в инициировании принятия национальных и межгосударственных правовых актов, регулирующих бесперебойное перемещение транзитных грузов и пассажиров.
Статья содержит теоретические определения транспортной безопасности, анализ некоторых факторов угрозы железнодорожному движению, конкретные предложения по совершенствованию транспортного законодательства.
- Тема номера: Нормотворчество
Пляхимович И.И. Программы подготовки нормативных правовых актов: основные черты и системы
Актуальность статьи обусловлена проводимой в белорусском государстве разработкой Государственной программы подготовки проектов нормативных правовых актов на 2006-2010 годы.
Отмечается, что идея о необходимости планирования нормотворчества была обоснована еще советскими учеными. В отличие от советского периода, когда научные идеи опережали развитие практики планирования, на современном этапе наблюдается обратная ситуация.
Приводятся законодательные характеристики государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов. Данные государственной программы являются ведущей формой планирования нормотворческой деятельности в Республике Беларусь. Автором выявляются наиболее важные признаки государственных программ, их виды и взаимосвязи.
Раскрывается роль Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь в процессе подготовки нормативных правовых актов.
Сатолина М.Н., Гриневич М.Г. К вопросу о необходимости становления и развития юридической лингвистики
Статья посвящена проблемам анализа качества языка и стиля законодательства, являющихся обязательными условиями юридической культуры нормотворчества. Ставится вопрос о необходимости развития нового направления научных исследований - "юридической лингвистики". Даются определения таких дефиниций, как "понятие", "термин", "определение".
В статье приводятся конкретные примеры недостатков действующего законодательства (множественность определений, тавтология и пр.).
Указывается, что вопросы, связанные с качеством языка и стиля законопроектов, единством терминологии, актуальны не только для Республики Беларусь, но и для других стран.
Отмечается позитивная роль терминологического анализа нормативных правовых актов, который проводится в Национальном центре правовой информации Республики Беларусь.
Авторы делают вывод о необходимости проведения междисциплинарных исследований в области права, правовой информатизации и юридической лингвистики.
Крачковский В.В. Экспертиза проектов нормативных правовых актов и прогнозирование последствий их принятия
Статья посвящена анализу нового для отечественной технологии правового нормотворчества в Республике Беларусь правового института - комплекса экспертиз проектов нормативных правовых актов.
Отмечено, что в правовой науке важным принципом нормотворческой деятельности считается прогнозирование последствий принятия (издания) нормативных правовых актов. Научно обоснованный прогноз позволяет предугадать основные тенденции развития общественных отношений, подлежащих регулированию, а отсутствие прогнозирования приводит к негативным последствиям - частым корректировкам законодательства. В нормотворческой деятельности государственных органов прогнозирование последствий проявляется в том числе в проведении ряда экспертиз проектов нормативных актов.
В настоящее время обязательными в Республике Беларусь являются юридическая и криминологическая экспертизы проектов нормативных правовых актов. Вместе с тем комплекс экспертиз проектов нормативных актов нуждается в совершенствовании. Обязательная криминологическая экспертиза требует скорейшего формирования правовой базы для ее проведения. Кроме того, на очереди преобразование лингвистических и финансово-экономических исследований проекта в полноценные экспертизы. Для Республики Беларусь актуальным должно быть также проведение демографических и экологических экспертиз в отношении ряда проектов нормативных правовых актов.
- Зарубежный опыт конституционализма
Соколов А.Н., Губин Ю.И. Теория федерализма и совершенствование государственной власти
Авторы рассматривают федерализм как политическое государственно-правовое понятие нового времени, указывая при этом, что термин "федерализм" стал употребляться с XVII века.
В статье отмечается, что с ростом масштабности федерализма усиливаются также проблемы и противоречия, связанные с процессами федерализации и совершенствованием старых федераций, что особенно важно для такого многонационального государства, как Россия.
Авторами предпринята попытка исследовать очерченные вопросы как с теоретико-концептуальных, так и с практических (прикладных) позиций.
Критике подвергнута тенденция различных российских научных школ абсолютизировать те или иные постулаты общей теории федерализма. На основе краткого анализа зарубежного опыта федерализма делается заключение о том, что основополагающим актом любой федерации является конституция. На этой основе базируются выводы авторов о важности применительно к российской практике разграничения предметов ведения и полномочий.
Масловская Т.С. Конституционный Совет Франции: учреждение и эволюция государственного органа
Исследуются вопросы учреждения и эволюции Конституционного Совета Франции на основе конституционных норм и политической практики. Выделяются и рассматриваются два этапа эволюции данного государственного института во Франции. Анализируется статус членов Конституционного Совета исходя из ордонанса от 7 ноября 1958 г., утверждающего органический закон, относящийся к Конституционному Совету, и декрета от 13 ноября 1959 г., относящегося к их обязанностям.
Подвергаются анализу полномочия Конституционного Совета Франции, в том числе контроль за конституционностью юридических норм, проверка законности проведения национальных консультаций. Анализируются последние решения Конституционного Совета (1998 г. - май 2006 г.). Определяются перспективы развития Конституционного Совета Франции. Уточняется место, которое занимает данный орган в настоящее время в балансе органов государственной власти и в защите основных прав человека.
- Новости науки
Круглый стол "Конституционные обязанности государства: понятие, содержание, пределы" (23 марта 2006 г.)
Шабайлов В.И. Некоторые особенности приема на работу лиц, имеющих судимость
- Международные связи Конституционного Суда
Василевич Г.А. Национальные правовые системы и европейские правовые стандарты
Филипчик Р.И. Международная конференция "Конституция и ее реформа" (Афины, 4-6 мая 2006 г.)
Саркисова Э.А. Об участии в работе первого Всероссийского конгресса по уголовному праву (Москва, 25-26 мая 2006 г.)
Селедевский В.И. Международный семинар "Согласованные усилия на европейском уровне по борьбе с коррупцией" (Триест, 2-5 мая 2006 г.)