5 июля 2019 г. № Р-1178/2019
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бодак А.Н., Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду».
Заслушав судью-докладчика Карпович Н.А., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня 2019 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон об экологической экспертизе) в целях его совершенствования с учетом практики применения и обеспечения согласованности норм данного Закона с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, исходя из норм Конституции, согласно которым:
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части четвертая и пятая статьи 13);
гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды; государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы (части первая и вторая статьи 34);
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46); охрана природной среды – долг каждого (статья 55).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. В решении Конституционного Суда от 6 июля 2016 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – решение от 6 июля 2016 г.) отмечено, что государственная экологическая экспертиза, стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду предусматриваются законодателем в качестве инструментов обеспечения выполнения обязанностей, вытекающих из конституционного долга каждого охранять окружающую среду и иных эколого-правовых требований, гарантирующих поддержание надлежащего состояния окружающей среды как условия реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46, статья 55 Конституции).
Законом вносятся изменения в положения Закона об экологической экспертизе, определяющие объекты государственной экологической экспертизы, а также объекты, для которых проводятся стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду (пункты 3–5 статьи 1).
При этом из числа объектов государственной экологической экспертизы исключаются предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию размещаемых в соответствии с утвержденными в установленном порядке градостроительными проектами детального планирования капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, объектов, предпроектная (предынвестиционная) документация на которые разрабатывается в форме задания на проектирование, а также объектов, которые согласно Закону не являются объектами государственной экологической экспертизы; проектная документация на геологическое изучение недр и проектная документация по объектам, для которых не требуется предоставление горного отвода, и др. Одновременно закрепляется перечень проектной документации, в отношении которой государственная экологическая экспертиза не проводится. Данный перечень включает, в частности, проектную документацию по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов; проектную документацию по объектам общественного питания, объектам туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий и по другим объектам (пункты 1 и 2 статьи 5 Закона об экологической экспертизе в редакции Закона).
Законом предусматривается также сужение круга градостроительных проектов, подлежащих стратегической экологической оценке. Пунктом 4 статьи 1 Закона к объектам такой оценки отнесены градостроительные проекты только общего и специального планирования с одновременным исключением из числа объектов, подлежащих стратегической экологической оценке, градостроительных проектов специального планирования для поселков городского типа и сельских населенных пунктов или их частей. Из числа объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду, исключаются объекты сельскохозяйственного назначения, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300 метров и более, но на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность, а также проектная документация по изменению назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на окружающую среду и (или) использованием природных ресурсов (абзацы третий и двенадцатый пункта 5 статьи 1 Закона).
Проверяя конституционность данных положений Закона, Конституционный Суд отмечает следующее.
2.1. В решении от 6 июля 2016 г. Конституционный Суд указал, что регулирование государством экономической деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, должно осуществляться таким образом, чтобы через выполнение каждым его конституционного долга охранять природную среду обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности и интересов человека и общества в целом, гарантировались поддержание благоприятной окружающей среды, соблюдение и защита экологических прав граждан.
Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает, что законодатель, исходя из норм Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), о праве каждого на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46), обладает дискрецией в установлении требований к экономической деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, и механизмов контроля за их реализацией, в том числе в определении объектов государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду.
Основываясь на конституционных положениях о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (часть вторая статьи 13 Конституции), законодатель устанавливает правовые механизмы охраны окружающей среды от возможного вредного воздействия экономической деятельности, обеспечивающие экологически совместимый характер этой деятельности и в то же время исключающие избыточные к ней требования.
По мнению Конституционного Суда, с приведенными конституционными положениями согласуются нормы Закона (пункты 3–5 статьи 1), конкретизирующие перечень объектов, которые не подлежат государственной экологической экспертизе; исключающие из числа подлежащих государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты (в том числе с внесенными изменениями в случае, если проектные решения в них не превышают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, установленные в утвержденной проектной документации) на возведение, реконструкцию ряда объектов, указанных в пункте 2 излагаемой в новой редакции статьи 5 Закона об экологической экспертизе, а также объекты, в отношении которых соблюдение требований об экологической безопасности и охране окружающей среды обеспечивается иными эколого-правовыми средствами.
2.2. Согласно Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 года каждая Сторона принимает необходимые законодательные, административные или другие меры, включая меры в отношении планируемых видов деятельности, которые могут оказывать значительное вредное трансграничное воздействие, установление процедуры оценки воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 2).
Конституционный Суд отмечает, что нормы статьи 1 Закона об исключении из перечня объектов, для которых проводится стратегическая экологическая оценка, градостроительных проектов специального планирования для поселков городского типа и сельских населенных пунктов или их частей (пункт 4), а также об исключении требования о проведении оценки воздействия на окружающую среду в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность (пункт 5), корреспондируют приведенному положению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу, что уточнение Законом перечня объектов государственной экологической экспертизы, а также объектов, для которых проводятся стратегическая экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду, согласуется с положениями части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства и части первой статьи 59 Конституции об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией, в том числе прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и права каждого на благоприятную окружающую среду (часть вторая статьи 13 и часть первая статьи 46 Конституции).
3. Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, от 25 июня 1998 года (далее – Орхусская конвенция) предусмотрено, что каждая Сторона гарантирует права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (статья 1).
В решении Конституционного Суда от 29 октября 2009 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе» указано, что Республика Беларусь, выразив 14 декабря 1999 г. согласие на обязательность для нее положений Орхусской конвенции, признала общественность важнейшим субъектом экологических правоотношений, ее право на участие в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды; реализация указанного права является одной из форм непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства, что отвечает части второй статьи 37 Конституции.
3.1. Закон закрепляет право граждан и юридических лиц на ознакомление с заключением государственной экологической экспертизы, одновременно предусматривая обязанность заказчиков в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду по предоставлению им возможности ознакомления с указанным заключением (абзац третий пункта 9, пункт 10 статьи 1).
По мнению Конституционного Суда, устанавливаемое данными нормами Закона правовое регулирование направлено на обеспечение открытости информации о соответствии или несоответствии планируемых проектных и иных решений требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, на расширение участия общественности в выработке государственными органами экологически значимых решений, что отвечает международным обязательствам Республики Беларусь, вытекающим из Орхусской конвенции, и согласуется с положением статьи 34 Конституции, гарантирующим гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая), а также с нормами части второй статьи 37 и части первой статьи 46 Конституции.
3.2. Законом уточняются определения терминов «отчет об оценке воздействия на окружающую среду» и «экологический доклад по стратегической экологической оценке», а также закрепляется, что в экологическом докладе по стратегической экологической оценке отражаются сведения о проведении стратегической экологической оценки, в отчете об оценке воздействия на окружающую среду – сведения о проведении оценки воздействия на окружающую среду (абзацы шестой и седьмой пункта 1, пункт 8 статьи 1).
Конституционный Суд отмечает, что данные нормы Закона направлены на реализацию положений части второй статьи 34 Конституции об обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы, и согласуются с международными обязательствами Республики Беларусь, вытекающими из Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, предусматривающей обязанность сторон обеспечивать, чтобы в окончательном решении по планируемой деятельности были должным образом учтены результаты оценки воздействия на окружающую среду, включая документацию об оценке воздействия на окружающую среду, замечания по этой документации и итоги консультаций (пункт 1 статьи 6).
При этом Конституционный Суд обращает внимание правоприменителя, что при установлении требований к составу экологического доклада по стратегической экологической оценке и отчета об оценке воздействия на окружающую среду (подпункты 1.3 и 1.4 пункта 1 статьи 10, пункт 3 статьи 18 и пункт 4 статьи 19 Закона об экологической экспертизе в редакции Закона) следует исходить из целей обеспечения полноты, своевременности и достоверности содержащейся в данных докладе и отчете информации как необходимого условия реализации в соответствующих отношениях положений Конституции о праве граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34), об обеспечении непосредственного участия граждан в управлении делами общества и государства (часть вторая статьи 37) и о гарантировании каждому судебной защиты его прав и свобод (часть первая статьи 60 Конституции).
4. В соответствии с пунктами 2, 3, 6 и другими пунктами статьи 1 Закона нормы Закона об экологической экспертизе согласовываются с нормами Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства» и иных законодательных актов.
Конституционный Суд отмечает, что данные положения Закона имеют целью достижение ясности и непротиворечивости норм законодательных актов, однозначное их понимание и исключение различного толкования в правоприменительной практике, что отвечает принципу правовой определенности как важнейшему элементу конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
Таким образом, Закон направлен на наиболее полную реализацию конституционных норм о равенстве прав и возможностей для осуществления хозяйственной и иной деятельности и о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества, дальнейшее развитие конституционных гарантий права каждого на благоприятную окружающую среду (части вторая, четвертая и пятая статьи 13, часть первая статьи 46 Конституции).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Конституционный Суд приходит к выводу, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич