Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июня 2019 г. № Р-1172/2019
10 июня 2019 г. № Р-1172/2019
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи»
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23 мая 2019г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2019 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Закон принят в целях совершенствования правовых, организационных и экономических основ деятельности в области почтовой связи с учетом международных договоров Республики Беларусь и практики применения Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», а также обеспечения устойчивого и эффективного функционирования почтовой связи в Республике Беларусь.
1. Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проводит проверку Закона, учитывая необходимость обеспечения верховенства Конституции и прямого действия ее норм, исходя из положений Конституции:
провозглашающих Республику Беларусь социальным правовым государством, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 1, часть первая статьи 2);
устанавливающих в Республике Беларусь принцип верховенства права, который обязывает государственные органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7);
определяющих, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8);
предусматривающих осуществление государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13); гарантирование государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства (часть третья статьи 21);
устанавливающих право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28);
гарантирующих право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34);
закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Руководствуясь частью первой статьи 54 Закона «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд проверяет конституционность Закона на его соответствие Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, по содержанию норм, форме, разграничению компетенции между государственными органами и порядку принятия.
2. Частью второй статьи 8 Конституции установлено, что Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.
На основании данного конституционного положения Республика Беларусь является членом Всемирного почтового союза – межгосударственного объединения, составляющего в лице государств-членов единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями (пункт 1 статьи 1 Устава Всемирного почтового союза).
Как государство – член Всемирного почтового союза с целью оптимизации международного и внутринационального обмена почтовыми отправлениями Республика Беларусь Законом от 10 ноября 2017 г. ратифицировала Девятый дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, Первый дополнительный протокол к Общему регламенту Всемирного почтового союза, Всемирную почтовую конвенцию и Заключительный протокол Всемирной почтовой конвенции, Соглашение о почтовых платежных услугах и Заключительный протокол Соглашения о почтовых платежных услугах, принятые на XXVI Всемирном почтовом конгрессе в г. Стамбуле 6 октября 2016 года.
С учетом указанных актов Всемирного почтового союза (далее – ВПС) в статьи 1, 15 и 17 Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) вносятся следующие изменения: термин «секограмма» как обозначающий один из видов отправлений письменной корреспонденции заменяется термином «отправления для слепых»; увеличивается допустимый вес отдельных видов почтовых отправлений (в частности, посылки – с 30 до 50 килограммов); уточняются критерии классификации почтовых отправлений, наряду с учетом скорости их обработки и содержания вложений (документы или товары), а также в зависимости от формата; перечень исключительных прав национального оператора почтовой связи дополняется правами на использование бланков и документов, предусмотренных актами ВПС, при организации оказания услуг почтовой связи и обмене международными почтовыми отправлениями и на создание мест (учреждений) международного почтового обмена за пределами Республики Беларусь в порядке и на условиях, определяемых актами ВПС и законодательством иностранного государства, в котором создается такое место (учреждение) международного почтового обмена, с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь.
Отношения в сфере международных почтовых отправлений регулируются также положениями международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), в частности главой 40 Таможенного кодекса ЕАЭС (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе ЕАЭС).
Законом учитываются соответствующие положения Таможенного кодекса ЕАЭС. Так, закрепляемое в статье 1 Закона о почтовой связи определение термина «международное почтовое отправление» (абзац восемнадцатый статьи 1) согласовывается с определением термина «международные почтовые отправления», содержащимся в пункте 19 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Оценивая данное законодательное регулирование, Конституционный Суд считает, что оно отвечает требованиям части первой статьи 8 Конституции о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечении соответствия им законодательства, а также общепризнанному принципу международного права «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), закрепленному в статье 26 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, предусматривающему, что каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, и статье 27 указанной Конвенции, определяющей, что участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Кроме того, такое законодательное регулирование учитывает правовую позицию Конституционного Суда, выраженную в решении от 8 июля 2016 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». В данном решении Конституционный Суд, исходя из актуальности вопросов соотношения национального и наднационального права, обратил внимание законодателя на необходимость при дальнейшем совершенствовании нормативно-правового регулирования соответствующих отношений учитывать право Евразийского экономического союза, обеспечивая единые принципы и подходы к гармонизации и унификации законодательства государств – членов указанного межгосударственного образования.
3. Законом (пункт 2 статьи 1) из части первой статьи 3 Закона о почтовой связи исключается положение, согласно которому законодательство о почтовой связи состоит в том числе из международных договоров Республики Беларусь.
Оценивая данное законодательное изменение, Конституционный Суд отмечает следующее.
В ряде законов Республики Беларусь содержатся нормы, согласно которым международные договоры Республики Беларусь являются частью действующего на территории страны законодательства (часть вторая статьи 6 Гражданского кодекса, часть вторая статьи 3 Банковского кодекса, пункт 6 статьи 3 Бюджетного кодекса, пункт 1 статьи 4 Кодекса о культуре). Такая законотворческая практика учитывает важную роль и значение международных договоров в правовой системе Беларуси и обязывает государственные органы и должностных лиц непосредственно применять нормы международного права.
Конституционный Суд полагает, что исключение из законодательства о почтовой связи международных договоров Республики Беларусь создает правовую неопределенность, поскольку у должностных лиц правоприменительных органов и граждан может сложиться ошибочное мнение о факультативном, необязательном характере международных договоров Республики Беларусь при регулировании конкретных общественных отношений.
В связи с этим Конституционный Суд подтверждает правовую позицию, сформулированную в решении от 7 мая 2018 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь», суть которой заключается в том, что, наряду с актами внутригосударственного законодательства – законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, подзаконными нормативными правовыми актами, международные договоры Республики Беларусь входят в систему действующего на территории Республики Беларусь правового регулирования, то есть их нормы являются составной частью действующего права.
При этом Конституционный Суд обращает внимание законодателя, что в необходимых случаях в сферу правового регулирования соответствующих общественных отношений, наряду с Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, следует включать также международные договоры Республики Беларусь, поскольку они вместе с актами внутригосударственного законодательства образуют правовую систему Республики Беларусь.
4. Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7).
Как указывалось в ряде решений Конституционного Суда, одним из элементов верховенства права является правовая определенность, предполагающая ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм; посредством соблюдения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
Законом (пункт 1 статьи 1) излагается в новой редакции статья 1 Закона о почтовой связи, в которой приводятся используемые в нем основные термины «адресные данные пользователей услуг почтовой связи», «внутреннее почтовое отправление», «курьерская связь», «международная почтовая связь», «национальная почтовая электронная система», «оператор почтовой связи», «почтовые отправления», «почтомат», «специальные отправления», «тайна почтовой связи» и др., а также их определения.
Конституционный Суд отмечает, что нормативное закрепление указанной терминологии обусловлено необходимостью обеспечения ясности и непротиворечивости правового регулирования, однозначного понимания норм Закона о почтовой связи и исключения их различного толкования в правоприменительной практике, что согласуется с принципом правовой определенности как важнейшей составляющей конституционного принципа верховенства права.
5. В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2018 году» отмечено, что учитывая усиление роли информатизации и цифровизации на современном этапе, правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере должно являться приоритетным.
Законом предусматривается создание национальной почтовой электронной системы, под которой в соответствии с абзацем двадцатым новой редакции статьи 1 Закона о почтовой связи понимается защищенная автоматизированная информационная система национального оператора почтовой связи, обеспечивающая прием, обработку, хранение, доставку (вручение) в электронной форме почтовых отправлений (простых или заказных), извещений на почтовые отправления, уведомлений о получении почтовых отправлений, передачу иных сообщений, связанных с приемом, обработкой, хранением, доставкой (вручением) почтовых отправлений, а также представление подтверждения об их приеме и доставке (вручении).
Излагаемой в новой редакции статьей 15 Закона о почтовой связи предусматривается, что прием, обработка, хранение, доставка (вручение) в электронной форме почтовых отправлений (простых или заказных), извещений на почтовые отправления, уведомлений о получении почтовых отправлений, передача иных сообщений, связанных с приемом, обработкой, хранением, доставкой (вручением) почтовых отправлений, а также представление подтверждения об их приеме и доставке (вручении) могут осуществляться с использованием национальной почтовой электронной системы (часть восьмая).
Соответственно статья 21 Закона о почтовой связи дополняется частью третьей, устанавливающей право пользователей услуг почтовой связи на отправку и получение в электронной форме почтовых отправлений (простых или заказных), получение извещений на почтовые отправления, уведомлений о получении почтовых отправлений, иных сообщений, связанных с приемом, обработкой, хранением, доставкой (вручением) почтовых отправлений, а также на получение подтверждения об их приеме и доставке (вручении) с использованием национальной почтовой электронной системы.
Кроме того, Законом (пункт 1 статьи 1) закрепляется термин «гибридное отправление», под которым в соответствии с абзацем седьмым новой редакции статьи 1 Закона о почтовой связи понимается отправление письменной корреспонденции, пересылаемое в электронной форме, доставка (вручение) которого осуществляется в физической форме, а также отправление письменной корреспонденции, принимаемое к пересылке в физической форме, доставка (вручение) которого осуществляется в электронной форме.
Данное правовое регулирование, по мнению Конституционного Суда, направлено на обеспечение цифровизации сферы почтовой связи, повышение ее оперативности, снижение себестоимости почтовых услуг, расширение коммуникативных возможностей населения для создания дополнительных условий реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34 Конституции).
6. В соответствии с Законом (пункт 1 статьи 1) под тайной почтовой связипонимается тайна переписки, почтовых отправлений и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи, если иное не предусмотрено данным Законом и иными законодательными актами (абзац сорок седьмой новой редакции статьи 1 Закона о почтовой связи).
Конституционный Суд отмечает, что регламентация тайны почтовой связи согласуется с положениями Конституции, закрепляющими право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (статья 28), а также предусматривающими возможность ограничения законодательством пользования информацией в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (часть третья статьи 34).
Положениями Закона (пункты 6 и 10 статьи 1) расширяется перечень случаев, когда может выдаваться информация, относящаяся к такой тайне.
Так, согласночасти третьей статьи 13 и абзацу восьмому статьи 17 Закона о почтовой связи (с учетом изменений, вносимых Законом) информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях и их содержании и иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов почтовой связи, являются тайной почтовой связи и могут выдаваться только отправителям, адресатам или их законным представителям (представителям), государственным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также при реализации национальным оператором почтовой связи своего исключительного права на передачу данной информации электронными средствами другим назначенным операторам почтовой связи государств – членов ВПС, являющихся государствами назначения и (или) транзита почтовых отправлений или денежных средств, которым такая информация требуется для оказания услуг почтовой связи.
По мнению Конституционного Суда, устанавливаемые Законом случаи выдачи информации, составляющей тайну почтовой связи, без согласия пользователя услуг почтовой связи являются обоснованными, поскольку направлены на своевременную и точную доставку почтовой корреспонденции, что отвечает положениям части первой статьи 34 Конституции о гарантировании гражданам Республики Беларусь права на получение и распространение информации.
В соответствии с Законом (пункт 11 статьи 1) статья 19 Закона о почтовой связи дополняется нормой, согласно которой при оказании услуг почтовой связи сбор, обработка, хранение персональных данных физических лиц, а также использование этих данных осуществляются оператором почтовой связи без письменного согласия физических лиц с соблюдением требований, установленных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Конституционный Суд считает, что предоставление Законом оператору почтовой связи права при оказании услуг почтовой связи осуществлять сбор, обработку, хранение персональных данных физических лиц, а также использовать эти данные без письменного согласия физических лиц является правомерным, поскольку такие операции с персональными данными физических лиц оператор почтовой связи должен осуществлять с соблюдением требований, установленных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Кроме того, сообщение гражданином – получателем отправлений почтовой связи своих персональных данных является необходимым для достоверной идентификации его личности с целью безошибочного вручения почтовой корреспонденции. Обращаясь в почтовое отделение с намерением получить почтовое отправление, лицо тем самым выражает явное согласие на предоставление своих персональных данных оператору почтовой связи.
7. В излагаемой в новой редакции статье 17 Закона о почтовой связи исключается действующая норма об исключительном характере права на использование почтовых ящиков, которое закреплялось только за национальным оператором почтовой связи, а также предусматривается, что национальный оператор почтовой связи на договорной основе обеспечивает возможность использования своих почтовых ящиков другими операторами почтовой связи для оказания ими услуг почтовой связи (абзац пятый пункта 9, пункт 10 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование на основании части второй статьи 13 Конституции, определяющей, что государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, расширяет возможности оказания почтовых услуг другими операторами почтовой связи, что создает условия для развития конкуренции в данной сфере и будет способствовать доступности услуг почтовой связи.
Исходя из анализа норм Закона, Конституционный Суд полагает, что они направлены на обеспечение граждан, юридических лиц, государственных органов и организаций доступными средствами коммуникации, повышение эффективности функционирования объектов почтовой связи, улучшение качества и оперативности почтовых услуг в целях реализации положений Конституции, гарантирующих право граждан Республики Беларусь на получение и распространение информации (часть первая статьи 34 Конституции).
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97, пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич