22 декабря 2018 г. № Р-1155/2018
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2018 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2018 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Законом в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее – Закон о приватизации) вносятся изменения и дополнения, обусловленные необходимостью совершенствования процесса приватизации государственного имущества, а также согласования норм Закона о приватизации с нормами иных законодательных актов.
Конституционный Суд в пределах своих полномочий по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов проверяет нормы Закона исходя из положений Конституции:
определяющих, что Республика Беларусь – правовое государство, в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7 Конституции);
устанавливающих, что собственность может быть государственной и частной; государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части первая, вторая, четвертая и пятая статьи 13 Конституции);
предусматривающих, что государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством, в том числе путем гарантированной судебной защиты (части первая – третья статьи 44, часть первая статьи 60);
закрепляющих обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Основываясь на приведенных конституционных нормах в их взаимосвязи, Конституционный Суд обращает внимание на следующие положения Закона, направленные на изменение регулирования общественных отношений в сфере приватизации государственного имущества (далее – приватизация) и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (далее – преобразование унитарных предприятий).
1. Статьей 1 Закона вносятся изменения в статьи 5–8 Закона о приватизации, закрепляющие принципы приватизации и преобразования унитарных предприятий (пункт 1); полномочия Президента Республики Беларусь (пункт 2), Совета Министров Республики Беларусь (пункт 3), местных Советов депутатов (пункт 4), касающиеся формирования, утверждения и согласования планов приватизации и планов преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
Законом предусматриваются нормы, закрепляющие определение начальной цены продажи объектов приватизации не по оценочной, а по рыночной стоимости. Так, согласно излагаемой Законом (пункт 9 статьи 1) в новой редакции статьи 13 Закона о приватизации начальная цена продажи объектов приватизации определяется по рыночной стоимости в порядке, определенном Советом Министров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. При этом начальная цена продажи объектов приватизации может быть понижена не более чем на: 20 процентов включительно после первых нерезультативных либо несостоявшихся торгов; 50 процентов включительно после вторых нерезультативных либо несостоявшихся торгов. Решения о понижении начальной цены продажи объектов приватизации принимаются по объектам приватизации, находящимся в собственности: Республики Беларусь, – Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им государственным органом; административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов. В случаях, установленных законодательными актами, решения о понижении начальной цены продажи объектов приватизации принимаются по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Конституционный Суд считает, что определение начальной цены продажи объектов приватизации по рыночной стоимости предполагает его продажу с соблюдением правил, позволяющих выявить разумную цену приватизируемого имущества и тем самым обеспечить равноценность возмещения при его отчуждении.
Таким образом, продажа объектов приватизации субъектам приватизации в порядке и на условиях, установленных Законом о приватизации, направлена на соблюдение конституционных гарантий права собственности, в том числе обеспечение защиты прав и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений на основе принципа юридического равенства, что согласуется с положениями Конституции о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности; гарантировании государством каждому права собственности и содействии ее приобретению (часть вторая статьи 13, часть первая статьи 44 Конституции).
2. Законом уточняются правовые основы принятия решений органом, осуществляющим владельческий надзор, в периоды, когда в открытом акционерном обществе, созданном в процессе преобразования государственного унитарного предприятия, 100 процентов акций которого принадлежит Республике Беларусь или административно-территориальной единице, еще не создан в установленном порядке совет директоров (наблюдательный совет). Так, в части девятой статьи 26 Закона о приватизации устанавливается, что в период до создания в открытом акционерном обществе, 100 процентов акций которого принадлежит Республике Беларусь или административно-территориальной единице, совета директоров (наблюдательного совета) решения по вопросам, относящимся к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), принимает орган, осуществляющий владельческий надзор; при этом порядок принятия решений советом директоров (наблюдательным советом), определенный Законом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и уставом такого открытого акционерного общества, не применяется (пункт 16 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование, которое устраняет неоднозначность по вопросу о нормах, подлежащих применению при управлении деятельностью открытым акционерным обществом, 100 процентов акций которого принадлежит Республике Беларусь или административно-территориальной единице, в период, когда еще не создан совет директоров (наблюдательный совет), свидетельствует о системности и комплексности совершенствования правовых основ создания и развития системы управления открытыми акционерными обществами, создаваемыми в процессе преобразования государственных унитарных предприятий, что согласуется с нормами статей 13 и 44 Конституции о праве граждан самостоятельно избирать сферу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и осуществлять ее индивидуально либо путем участия в хозяйственных обществах, товариществах, производственных кооперативах, использовать свое имущество с учетом установленных Конституцией гарантий права собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
3. В соответствии с Конституцией местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах; компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством (статьи 117 и 124).
С учетом приведенных конституционных норм Законом (пункт 4 статьи 1) часть вторая статьи 8 Закона о приватизации излагается в новой редакции, предусматривающей, что местные Советы депутатов определяют с учетом требований данного Закона и иных актов законодательства порядок принятия решений о приватизации объектов приватизации, находящихся в собственности административно-территориальных единиц, и о преобразовании коммунальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.
В части первой статьи 14 Закона о приватизации, абзац третий которой излагается в новой редакции, предусматривается, что решения о приватизации принимаются по объектам приватизации, находящимся в собственности административно-территориальных единиц, – в порядке, определенном соответствующими местными Советами депутатов; при этом решения о приватизации находящихся в коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, а также иных объектов приватизации в случаях, установленных законодательными актами, принимаются по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Конституционный Суд отмечает, что данные нормы Закона основываются на положениях Конституции об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13), об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59), и направлены на обеспечение механизма реализации закрепленных статьей 120 Конституции положений о том, что местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
4. Пунктом 17 статьи 1 Закона статья 29 Закона о приватизации излагается в новой редакции, согласно которой иск об установлении факта ничтожности сделки по приватизации и о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлен в течение трех лет с момента ее совершения (часть вторая).
Конституционный Суд отмечает, что законодатель в пределах своих дискреционных полномочий, основанных на положениях пункта 2 части первой статьи 97 и пункта 1 части первой статьи 98 Конституции, исходя из природы и социальной значимости тех или иных правоотношений, вправе не только устанавливать, изменять и отменять сроки исковой давности в зависимости от целей правового регулирования, но и осуществлять их дифференциацию при наличии к тому объективных и разумных оснований.
По мнению Конституционного Суда, закрепление в Законе о приватизации нормы о том, что иск об установлении факта ничтожности сделки по приватизации и о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлен в течение трех лет с момента ее совершения, обусловлено государственной значимостью отношений приватизации, направлено на соблюдение баланса прав и законных интересов субъектов этих правоотношений, обеспечение прав собственности добросовестных приобретателей государственного имущества, соблюдающих условия приватизации.
Наряду с изложенным Конституционный Суд обращает внимание, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений законодатель связан конституционными требованиями к содержанию законов и порядку принятия, обязывающими обеспечивать баланс конституционно значимых ценностей, исходя из норм Конституции о том, что в Республике Беларусь как демократическом правовом государстве человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 21).
В развитие положения части шестой статьи 104 Конституции, согласно которой закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан, пунктом 1 статьи 66 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (вступает в силу с 1 февраля 2019 г.) установлено, что нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан и юридических лиц (часть первая); нормативный правовой акт, иным образом улучшающий положение граждан и юридических лиц, имеет обратную силу в случаях, предусмотренных законодательными актами, а также если в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до вступления его в силу (часть вторая).
Проверяемым Законом в отношении сделок по приватизации, совершенных с нарушением законодательства, устанавливается срок исковой давности – три года и определяется начало течения срока исковой давности с момента совершения сделки (пункт 17 статьи 1 Закона).
Согласно части первой статьи 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим: после введения их в действие; до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие.
В соответствии с данной нормой Гражданского кодекса положение статьи 29 Закона о приватизации в части определения срока исковой давности применимо к требованиям об установлении факта ничтожности, о применении последствий недействительности сделок по приватизации, которые совершены после вступления этого Закона в силу.
Законом не предусматриваются переходные положения о сроке исковой давности для исков об установлении факта ничтожности сделок по приватизации и о применении последствий их недействительности, по которым до дня вступления в силу данного Закона не истек ранее установленный срок исковой давности, что, по мнению Конституционного Суда, не обеспечивает надлежащую реализацию возникших субъективных прав добросовестных приобретателей государственного имущества с учетом изменения правового регулирования срока исковой давности.
Конституционный Суд считает, что в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права в нормативных правовых актах, изменяющих правовое положение граждан и юридических лиц, законодателю следует устанавливать переходные положения, определяющие условия, при которых возможно применение новых норм законов, изменяющих регулирование прав и обязанностей физических и юридических лиц, к правоотношениям, возникшим до принятия таких законов, что согласуется с конституционными принципами гарантирования прав человека и взаимной ответственности государства и гражданина.
Таким образом, нормы Закона направлены на дальнейшее совершенствование общественных отношений в области приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, развитие конституционных положений о предоставлении государством всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, о гарантировании равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также о гарантировании всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд пришел к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич