В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, защиты каждого гражданско-правовыми средствами от незаконного вмешательства в личную жизнь, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина в гражданском законодательстве признано необходимым внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь
Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии с частями первой и четвертой статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» на основании поступивших обращений Белорусской республиканской коллегии адвокатов и общественного совета при Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, в которых поставлен вопрос о наличии правовой неопределенности в нормах Гражданского кодекса Республики Беларусь, связанной с обеспечением гарантий права гражданина на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь.
В обращении Белорусской республиканской коллегии адвокатов указывается, что в настоящее время распространение изображений граждан, изготовленных посредством фото- и видеосъемки, в средствах массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет в ряде случаев сопряжено с нарушением их прав и законных интересов. Использование изображения гражданина без согласия изображаемого является вторжением в его частную жизнь, а также нарушением права на личную тайну.
Общественный совет при Министерстве внутренних дел считает необходимым обеспечить право граждан на защиту от незаконного вмешательства в их личную жизнь, в том числе сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД, находящихся при исполнении служебных обязанностей, устранив неопределенность в правовом регулировании соответствующих отношений.
При рассмотрении дела Конституционный Суд исходил из следующего.
Согласно Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его личных неимущественных прав, таких как свобода, неприкосновенность и достоинство личности, личная жизнь, честь и достоинство (часть первая статьи 25, статья 28).
К охраняемым Конституцией нематериальным благам относится и внешний облик человека, принадлежащий ему от рождения, не отчуждаемый и не передаваемый иным способом, а также основанное на нем право на изображение гражданина. Как самодостаточное личное нематериальное благо, изображение гражданина представляет собой его внешний (индивидуальный) облик в объективированной форме, например в произведении изобразительного искусства, на фотографии или в видеозаписи в конкретный момент времени.
В соответствии с Гражданским кодексом отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными), регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений (пункт 2 статьи 1). Следовательно, именно гражданское законодательство определяет, в каких случаях и каким способом осуществляется использование и защита нематериальных благ, в том числе внешнего облика гражданина и основанного на нем права на изображение гражданина.
Согласно пункту 2 статьи 151 Гражданского кодекса нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 11 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
По мнению Конституционного Суда, нормы гражданского законодательства должны не только устанавливать способы охраны конкретного изображения гражданина, зафиксированного на материальном носителе, но и определять режим использования изображения гражданина другими лицами.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд считает, что в действующем законодательном регулировании имеется правовой дефект, обусловленный отсутствием в гражданском законодательстве надлежащего правового механизма обеспечения каждому охраны его изображения, вследствие чего в процессе правоприменения это может привести к нарушению конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
В целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, защиты каждого гражданско-правовыми средствами от незаконного вмешательства в личную жизнь, устранения правовой неопределенности в правовом регулировании использования и охраны изображения гражданина в гражданском законодательстве Конституционный Суд признал необходимым внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.