Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 октября 2008 г. № Р-293/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей», Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК), Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), Конвенции о правах ребенка, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 октября 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 октября 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Структурно Закон состоит из четырех статей. Статьей 1 Закона вносятся дополнения в статьи 461–463 ГПК, статьей 2 – дополнения и изменения в ряд статей КоБС. Кроме того, КоБС дополняется новой главой, состоящей из семи статей, посвященной регламентации вопросов о заключении, исполнении, изменении, расторжении, признании недействительным Соглашения между родителями о содержании своих несовершеннолетних и (или) нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей (далее – Соглашение об уплате алиментов), размерах алиментов, способах, порядке уплаты и индексации размера  алиментов, уплачиваемых согласно данному Соглашению. Статья 3 Закона содержит норму порученческого характера, статья 4 определяет дату вступления Закона в силу.

 

По своему содержанию нормы проверяемого Закона направлены  на введение в брачно-семейное законодательство нового механизма, предусматривающего возможность уплаты алиментов на основании указанного Соглашения.

 

Так, статьей 91 КоБС с учетом вносимых в нее проверяемым Законом дополнений устанавливается, что родители вправе заключить Соглашение об уплате алиментов, в котором они самостоятельно определяют порядок и форму предоставления содержания своим несовершеннолетним и (или) нуждающимся в помощи нетрудоспособным  совершеннолетним детям, не нарушая при этом прав и законных интересов детей. Соглашение об уплате алиментов не может быть заключено, если алименты уплачиваются в соответствии с заключенными в установленном законодательством порядке Брачным договором или Соглашением о детях, а также вынесенным судебным постановлением, в которых разрешены вопросы уплаты алиментов на несовершеннолетних и (или) нетрудоспособных совершеннолетних детей.

 

В главе 111 «Соглашение об уплате алиментов», которой дополняется КоБС, регламентированы вопросы, касающиеся Соглашения об уплате алиментов (статья 1031), его формы (статья 1032), порядка заключения, исполнения, изменения, расторжения, признания недействительным и др.

 

В частности, Соглашение об уплате алиментов признается актом, подлежащим исполнению в порядке, определенном ГПК, то есть оно является исполнительным документом. При этом, исходя из содержания статьи 1032 КоБС, такую силу Соглашение об уплате алиментов приобретает в случае, если оно заключено в письменной форме и нотариально удостоверено, поскольку несоблюдение установленной законом формы данного Соглашения влечет его недействительность независимо от такого признания (ничтожная сделка).

 

В силу положений статьи 1035 КоБС размер алиментов на несовершеннолетних детей, определенный сторонами в Соглашении об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

 

Способы и порядок уплаты алиментов по Соглашению об уплате алиментов устанавливаются данным Соглашением. При этом алименты могут уплачиваться  в процентном отношении к заработку и (или) иному доходу родителя, обязанного их уплачивать, либо в твердой денежной сумме, уплачиваемой периодически, либо в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно, либо путем передачи имущества в собственность ребенка.

 

Соглашение об уплате алиментов, предусматривающее передачу недвижимого имущества в собственность ребенка, подлежит государственной регистрации и является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на это недвижимое имущество (статья 1036 КоБС).

 

В части первой статьи 92 КоБС Законом закрепляется минимальный размер алиментов в месяц, взыскиваемых с трудоспособных родителей на: одного ребенка – не менее 50 процентов, двух детей – не менее 75 процентов, трех и более детей – не менее 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

 

Вводится также ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Согласно статье 1111 КоБС при образовании задолженности по алиментам по вине лица, обязанного уплачивать алименты по Соглашению о детях, Соглашению об уплате алиментов или Брачному договору, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этими соглашениями, договором. Если же задолженность образовалась по алиментам, уплачиваемым по судебному постановлению, то виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 0,3 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Кроме того, получатель алиментов вправе взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты по судебному постановлению, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

 

Изменения и дополнения, вносимые проверяемым Законом в ряд действующих статей КоБС, направлены в том числе на закрепление возможности уплаты алиментов на основании не только судебного постановления, Брачного договора или Соглашения о детях, но и Соглашения  об уплате алиментов.

 

При решении вопроса о конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

В соответствии с частью второй статьи 2 Конституции государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное соблюдение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции).

 

Частью первой статьи 32 Конституции предусмотрено, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Кроме того, частью третьей данной статьи установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Данное требование согласуется с конституционным принципом взаимной ответственности государства и гражданина и усиливает гарантии закрепленного в части второй статьи 21 Конституции права каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

 

Приведенные положения Основного Закона государства корреспондируют требованиям Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Республикой Беларусь 28 июля 1990 г., в частности ее статье 27, согласно которой государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1); родители несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2).

 

Одним из механизмов, обеспечивающих право несовершеннолетних, а также нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей на содержание, является установление алиментных обязательств их родителей. В соответствии с КоБС в настоящее время обязанность родителей по уплате алиментов на своих детей может основываться на Брачном договоре (статья 13), Соглашении о детях (статья 38) либо судебном постановлении (статья 91). Вносимые Законом изменения и дополнения, предусматривающие возможность заключения родителями Соглашения об уплате алиментов, по мнению Конституционного Суда, будут способствовать созданию дополнительного механизма, направленного на должную реализацию прав детей на получение от родителей содержания в форме алиментов.

 

Поскольку заключение соглашений об уплате алиментов носит добровольный характер, это предполагает высокую культуру взаимоотношений как родителей между собой, так и родителей и детей, на которых выплачиваются алименты, следствием чего является добровольность исполнения обязанными лицами принятых на себя алиментных обязательств.

 

Соглашению об уплате алиментов присущ гражданско-правовой характер, поэтому логично и правомерно распространение на порядок его заключения, изменения, расторжения и признания недействительным норм ГК, регулирующих заключение, исполнение, изменение, расторжение и признание недействительными гражданско-правовых сделок, если иное не предусмотрено КоБС. В частности, в статье 1033 КоБС устанавливается недопустимость одностороннего отказа от исполнения Соглашения об уплате алиментов или одностороннего изменения его условий. Наделение заинтересованной стороны правом обратиться в суд с иском об изменении или расторжении Соглашения об уплате алиментов при существенном изменении материального или семейного положения сторон и недостижении соглашения о его изменении или расторжении отвечает конституционному принципу соразмерности прав и баланса защищаемых законом интересов, разумности и добросовестности поведения участников гражданско-правовых отношений.

 

С учетом указанных подходов законодателем сформулированы и закреплены в статье 1034 КоБС правила о возможности признания в судебном порядке Соглашения об уплате алиментов недействительным, если содержащиеся в нем условия предоставления содержания на детей существенно нарушают их права и законные интересы на момент заключения Соглашения, в том числе в случае несоблюдения  требований статьи 1035 КоБС о размере алиментов, который не может быть ниже размера алиментов, которые дети могли бы получить  при их взыскании в судебном порядке.

 

Исходя из анализа дополнений и изменений, вносимых Законом в ГПК и КоБС, Конституционный Суд приходит к выводу, что проверяемый Закон согласуется с требованиями Конституции и международно-правовых актов.

 

Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание на наличие в тексте Закона ряда редакционных неточностей, что свидетельствует о нарушении правил законодательной техники и влияет на качество законодательных формулировок, однозначность их понимания.

 

В частности, согласно статье 38 КоБС Соглашение о детях не является мировым соглашением в буквальном смысле, придаваемом данному виду документов гражданским процессуальным законодательством, а выступает самостоятельным документом, заключаемым в порядке, установленном для заключения мировых соглашений.

 

Вместе с тем в дополнении, которое вносится Законом в часть вторую статьи 463 ГПК, нет указания на соглашения о детях, хотя в дополнениях, вносимых в пункт 1 статьи 461 и пункт 1 статьи 462 ГПК, оно содержится.

 

Не соблюдено в Законе правило о необходимости разграничения нормативных предписаний в зависимости от предмета регулирования. Так, требование о государственной регистрации Соглашения об уплате алиментов, предусматривающего передачу недвижимого имущества в собственность ребенка, по своему характеру относится к оформлению сделки. В связи с этим соответствующую норму необходимо было бы закрепить в статье 1032 КоБС, специально посвященной этим вопросам, а не в статье 1036, регулирующей способы и порядок уплаты алиментов в соответствии с Соглашением об уплате алиментов.

 

Новая редакция статьи 106 «Случаи, когда удержание алиментов не производится» КоБС некорректна в части несогласованности ее названия с содержанием, поскольку частью третьей данной статьи оговариваются как раз случаи, когда удержание алиментов на основании заявления плательщика производится.

 

Отмеченные и другие аналогичного характера недостатки, не влияя на общий вывод о конституционности проверяемого Закона, свидетельствуют о необходимости более ответственного подхода к формулированию нормативных предписаний в целях обеспечения их ясности, лаконичности, непротиворечивости и внутренней согласованности.

 

По содержанию норм, форме акта, порядку его принятия, а также с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами Закон отвечает требованиям статей 97–100 Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам взыскания алиментов на детей» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич