Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 октября 2008 г. № Р-295/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

 на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 октября 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 октября 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Согласно части третьей статьи 1 Конституции Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

 

В соответствии со статьей 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).

 

Статья 24 Конституции закрепляет неотъемлемое право каждого человека на жизнь и обязанность государства обеспечивать защиту человеческой жизни от любых противоправных посягательств.

 

Согласно статье 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

 

Проверяемый на конституционность Закон направлен на реализацию вышеназванных конституционных норм и принципов при осуществлении деятельности государственных органов (организаций), иных организаций и граждан по профилактике правонарушений.

 

Структурно Закон состоит из семи глав, включающих 41 статью.

 

Статья 40 содержит норму порученческого характера, обязывающую Совет Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок принять  меры, необходимые для реализации положений Закона. Статья 41 Закона определяет дату вступления  его в силу.

 

По своему содержанию нормы статей 1–39 проверяемого Закона направлены на установление правовых и организационных основ деятельности по профилактике правонарушений. В Законе закреплены  основные формы участия в этой деятельности государственных органов (организаций), иных организаций и граждан, а также даны определения таких терминов, как «бродяжничество», «индивидуальная профилактика правонарушений», «гражданин без определенного места жительства», «насилие в семье», «общая профилактика правонарушений», «попрошайничество», «правонарушение», «профилактика правонарушений» и «профилактическое мероприятие» (статья 1).

 

Деятельность по профилактике правонарушений основывается, в частности, на таких принципах, как законность; гуманизм; демократизм; защита и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан; индивидуальный подход к гражданам, в отношении которых имеются основания для принятия мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений; ответственность должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, иных организаций за нарушение законодательства Республики Беларусь в области профилактики правонарушений (статья 3 Закона).

 

Закон определяет субъекты профилактики правонарушений (статья 4), меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, порядок их применения (статьи 10, 23), закрепляет роль Межведомственной комиссии по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь по координации деятельности субъектов профилактики  правонарушений (статья 5), регламентирует полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов (организаций) и иных организаций в области профилактики правонарушений (статьи 6–9).

 

Закон предусматривает основные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений в отдельных сферах деятельности и  в отношении отдельных категорий населения (статьи 11–18).

 

В статье 29 Закона определены основания для постановки граждан на профилактический учет, что будет способствовать предотвращению правонарушений. Данная норма не противоречит Конституции, поскольку часть первая статьи 23 Конституции допускает установление ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Установление временных ограничений прав и свобод граждан не исключается и нормами международных актов. Пункт второй статьи 29 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

Часть вторая статьи 2 Закона, согласно которой если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в данном Законе, то применяются правила международного договора, отвечает требованиям части первой статьи 8 Конституции, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

 

Закон предоставляет гражданам, состоящим на профилактическом учете, право обжаловать действия (бездействие) субъектов профилактики правонарушений (их должностных лиц) вышестоящим государственным органам (организациям) или вышестоящим должностным лицам, прокурору или в суд (абзац четвертый части четвертой статья 28), что согласуется с частью первой статьи 60 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

 

Законом регламентированы вопросы ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, иных организаций, нарушивших законодательство Республики Беларусь в области профилактики правонарушений (статья 35), что не противоречит норме части третьей статьи 59 Конституции, в соответствии с которой эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

 

Таким образом, конкретизация норм Конституции в Законе позволит гарантировать конституционные права и свободы граждан, обеспечить участие государственных органов (организаций), иных организаций и граждан в деятельности по профилактике правонарушений в пределах Конституции и принятого в соответствии с ней Закона.

 

Конституционный Суд обращает внимание на абзац десятый части первой статьи 29 Закона, предусматривающий постановку на профилактический учет граждан, уклоняющихся от трудовой деятельности, в случае, если законность источников их существования вызывает обоснованные сомнения, на основании соответствующего постановления органа внутренних дел (его уполномоченного должностного лица), поскольку словосочетание «обоснованные сомнения» является оценочным, субъективным.

 

Указанное не влияет на общий вывод о конституционности проверяемого Закона, однако практика применения закрепленного в этой норме положения может привести к нарушению норм Конституции в части обеспечения прав и законных интересов граждан.

 

С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что по форме акта, содержанию норм, порядку его принятия Закон отвечает требованиям статей 97–100  Конституции, а также согласуется с положениями Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в части соблюдения правил нормотворческой техники.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич