Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 октября 2008 г. № Р-272/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур».

 

Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»,  Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 9 октября 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон закрепляет правовые и организационные основы осуществления административных процедур – действий уполномоченного органа, совершаемых на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающихся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Частью первой статьи 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства; обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства (часть первая статьи 21 Конституции).

 

В соответствии со статьей 34 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

 

На конституционном уровне закреплен принцип надлежащей реализации прав и законных интересов гражданина, включая право на судебную защиту прав и законных интересов со взысканием в судебном порядке как имущественного вреда, так и материального возмещения морального вреда (статья 60 Конституции).

 

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы, должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции).

 

Согласно части первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (части вторая и третья статьи 59 Конституции).

 

Что касается юридических лиц, то в соответствии с частью второй статьи 13 Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

 

Закон направлен на реализацию перечисленных конституционных норм и принципов при осуществлении административных процедур.

 

Так, в Законе (статья 4) определены основные принципы осуществления административных процедур, получившие свое развитие в иных нормах Закона. К ним, в частности, отнесены законность, которая означает осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах; равенство заинтересованных лиц перед законом – при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д., а юридические лица – независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения.

 

Такие принципы осуществления административных процедур, как открытость, оперативность и доступность, заявительный принцип одного окна, нормы статей 9–12, 14, 15, 21, 22, касающиеся возможности заинтересованного лица знакомиться с материалами, принимать участие в рассмотрении своего заявления, установления кратчайших сроков осуществления административных процедур с представлением заинтересованным лицом минимального количества документов вместе с заявлением, обращения заинтересованного лица в один уполномоченный орган, реализуют конституционные нормы и принципы и согласуются с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях», Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» и Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» об исключении из деятельности государственных органов и должностных лиц бюрократизма, волокиты и проявлений коррупции.

 

На достижение цели борьбы с бюрократизмом и коррупцией направлены также нормы статей 1, 6 и 7 Закона, предусматривающие правила приема заинтересованных лиц в уполномоченных органах и порядок информирования заинтересованных лиц в уполномоченном органе о деятельности этого государственного органа и расширение сферы применения заявительного принципа одного окна – распространение правил процедур с участием граждан на административные процедуры с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Законом устанавливаются сфера его действия и требования к актам законодательства об административных процедурах (статьи 2, 3); порядок рассмотрения заявления заинтересованного лица (в частности, порядок подачи заявления, требования к содержанию заявления и перечню документов и сведений, представляемых вместе с заявлением, основания для отказа в принятии заявления, формы взаимодействия государственных органов с другими государственными органами, иными организациями при рассмотрении заявления) и виды административных решений при рассмотрении заявлений (раздел II), что согласуется со статьей 59 Конституции.

 

Особое внимание уделено в Законе регламентации вопросов, касающихся порядка обжалования административного решения, в том числе правил рассмотрения административной жалобы и принятия по ней решения, обжалования административного решения в судебном порядке в соответствии с конституционными нормами (статьи 30–42), исполнения административного решения и решения по административной жалобе (статьи 43, 44).

 

Проведенный анализ положений Закона свидетельствует о том, что их содержание не противоречит Конституции и согласуется с подходами к деятельности государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц по обращениям граждан и юридических лиц, закрепленными в иных законодательных актах Республики Беларусь.

 

Терминология Закона отвечает требованиям, предъявляемым к тексту нормативного правового акта, и обеспечивает доступность его для граждан, что согласуется со статьей 7 Конституции.

 

Порядок принятия Закона соответствует положениям статей 97–100 Конституции, определяющим компетенцию Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, и статьи 6 Конституции, устанавливающей принцип разделения государственной власти.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что Закон по содержанию, форме и порядку принятия не противоречит Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3.  Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                               П.П.Миклашевич