Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
10 июля 2008 г. № Р-249/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Бюджетного кодекса Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда  Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

 

Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Бюджетного кодекса Республики Беларусь, других законодательных актов, имеющих отношение к предмету рассмотрения, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – Бюджетный кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Бюджетный кодекс состоит из Общей и Особенной частей, включает 11 разделов, 27 глав, 149 статей, а также приложение, в котором определена функциональная классификация расходов бюджета по разделам и подразделам.

 

Сферой правового регулирования Бюджетного кодекса являются отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства (статья 1).

 

Осуществляя предварительную проверку конституционности Бюджетного кодекса, Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Статьей 134 Конституции предусмотрено, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом. В свою очередь, кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений (часть четвертая статьи 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

 

Таким образом, с учетом положений статей 97 и 98 Основного Закона форма принятия проверяемого нормативного правового акта в виде кодекса соответствует Конституции.

 

Из анализа содержания Бюджетного кодекса следует, что в нем получили закрепление, дальнейшее развитие и конкретизацию следующие конституционные нормы и принципы.

 

Согласно статьям 1, 9, 133 Конституции Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством; территория Беларуси едина и неотчуждаема, она делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы; бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.

 

Развивая и детализируя конституционные положения, Бюджетный кодекс предусматривает, что в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты (пункт 1 статьи 6); местные бюджеты делятся на бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)) и бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска) (пункт 2 статьи 6).

 

Конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный в статье 6 Конституции, применительно к бюджетным отношениям непосредственно реализован также в других нормах Конституции. Так, Палата представителей рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении (пункт 2 части первой статьи 97 Конституции), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98 Конституции). Разработка и представление Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент проекта республиканского бюджета и отчета о его исполнении является компетенцией Правительства Республики Беларусь (статья 107 Конституции). Согласно статье 121 Конституции к исключительной компетенции местных Советов депутатов относится утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении.

 

На вышеуказанном конституционном принципе и иных положениях Конституции основываются нормы Общей части Бюджетного кодекса, в частности статья 9, устанавливающая, что республиканский бюджет утверждается законом, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов, а также нормы Особенной части, регламентирующие порядок составления проектов республиканского и местных бюджетов, их рассмотрение и утверждение, порядок подготовки и рассмотрения закона об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и отчетов об исполнении местных бюджетов (статьи 84, 95, 96, 99 и др.).

 

В Бюджетном кодексе (статьи 8, 11, 23 и др.) получил также закрепление и развитие конституционный принцип, согласно которому на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика (часть вторая статьи 132 Конституции).

 

Нормы Бюджетного кодекса, регламентирующие доходы и расходы бюджетов (раздел III), согласуются с положениями статьи 133 Конституции, которыми определено, что доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (часть вторая); общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья).

 

Частью четвертой статьи 133 Конституции предусмотрено, что в соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. В Бюджетном кодексе государственным внебюджетным фондам посвящена отдельная глава 5, в которой закрепляются принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов (статья 20), регламентируется порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов этих фондов (статья 21), определяется порядок формирования их доходов и расходов (статья 22), а также порядок исполнения и контроль за исполнением государственных внебюджетных фондов (статья 23). Из содержания указанных статей следует, что их нормы согласуются с положениями Конституции.

 

В силу предписаний части второй статьи 101 Конституции не допускается делегирование полномочий Президенту на утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении. С учетом данного конституционного положения в Бюджетном кодексе регулируются отношения, связанные с рассмотрением и утверждением республиканского бюджета (статьи 9, 96 и 99), а также отношения по внесению изменений и (или) дополнений в закон о республиканском бюджете на текущий финансовый год, уточнению отдельных показателей республиканского бюджета (статьи 110–112).

 

В соответствии с частью пятой статьи 104 Конституции законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Бюджетный кодекс вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением статей 148, 149, которые вступают в силу со дня официального опубликования Бюджетного кодекса, а также статей 30–37, 44–47 и пункта 4 статьи 105, которые вступают в силу с 1 января 2010 г. (статья 149 указанного Кодекса).

 

В связи с этим Конституционный Суд считает необходимым обратить внимание на то, что вступление в силу с 1 января 2010 г. ряда статей Бюджетного кодекса может привести к пробелу в правовом регулировании бюджетных отношений, поскольку, согласно статье 147 Бюджетного кодекса, Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» утрачивает силу с 1 января 2009 г., а также к невозможности применения отдельных норм Бюджетного кодекса (пункт 2 статьи 27, пункт 1 статьи 28, пункт 3 статьи 29, пункт 1 статьи 38).

 

Проведенный Конституционным Судом анализ содержания положений Бюджетного кодекса, формы акта и порядка его принятия позволяет сделать вывод о соответствии их Конституции.

 

С учетом изложенного, руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Бюджетный кодекс Республики Беларусь соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич