8 июля 2008 г. № Р-245/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Кодекса Республики Беларусь о земле.
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Кодекса Республики Беларусь о земле и других законодательных актов, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Кодекс Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня
При проверке конституционности Кодекса Конституционный Суд исходит из следующего.
Кодекс состоит из 100 статей, объединенных в 12 глав, выступает в значительной степени новой правовой основой земельных отношений, направлен на совершенствование правового режима видов землепользования с учетом развития земельного рынка, современных способов определения цены земельных участков (аукциона и кадастровой оценки земель). В Кодексе в качестве основных определены два вида землепользования: собственность на землю, земельные участки и аренда земельных участков.
Согласно частям первой и шестой статьи 13 Конституции собственность может быть государственной и частной. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Статьи 12 и 13 Кодекса конкретизируют указанные конституционные положения. Согласно части пятой статьи 12 Кодекса в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для: строительства и (или) обслуживания жилого дома; обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме; ведения личного подсобного хозяйства; коллективного садоводства; дачного строительства.
В соответствии с частью первой статьи 13 Кодекса не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки, относящиеся к землям следующих категорий и видов: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями; земли общего пользования.
Данная правовая норма Кодекса развивает положения части шестой статьи 13 Конституции. Не подлежащие предоставлению в частную собственность земельные участки, относящиеся к землям перечисленных категорий, направлены на обеспечение общественных и государственных нужд, обслуживание публичных интересов. Указанные земли являются достоянием белорусского народа. Республика Беларусь как социальное правовое государство предоставляет всем гражданам возможность пользования в равной мере землями, имеющими исключительно важное значение.
Согласно статье 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Часть третья статьи 70 Кодекса детализирует конституционные положения применительно к праву собственности на земельные участки, собственники которых при утрате гражданства Республики Беларусь, за исключением случаев наследования земельных участков, обязаны произвести отчуждение земельных участков в течение одного года со дня утраты гражданства Беларуси.
Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом (части первая и вторая статьи 44 Конституции). Согласно части пятой статьи 44 Конституции принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Ряд статей Кодекса (например, часть седьмая статьи 31, часть четвертая статьи 54, часть вторая статьи 73) конкретизирует данное конституционное положение, устанавливая, что выкуп земельных участков для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, если Президентом Республики Беларусь не установлено иное. Право собственника на возмещение ему стоимости земельного участка, изымаемого для государственных нужд, закреплено в статье 69 Кодекса в качестве одного из прав землепользования. Статья 61 Кодекса определяет случаи принудительного изъятия земельного участка из собственности иностранного государства или международной организации.
Осуществление права собственности, согласно части шестой статьи 44 Конституции, не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц. В статьях 70 и 71 Кодекса, закрепляющих права и обязанности землепользователей, конкретизируются указанные конституционные положения. Статья 71 «Защита прав землепользователей» Кодекса является важной гарантией реализации положений статей 13 и 44 Конституции.
Согласно части второй статьи 46 Конституции государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. В главе 10 «Охрана земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель» Кодекса конкретизируются положения, закрепленные в части второй статьи 46 Конституции, и гарантии их реализации.
Ряд норм статей 24, 25, 27–30 Кодекса, закрепляющих компетенцию Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения), районных, сельских, поселковых, исполнительных комитетов в области использования и охраны земель, развивает положения Конституции.
Согласно статье 37 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.
В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.
Статья 22 Кодекса конкретизирует конституционное положение, закрепляя право граждан участвовать посредством различных демократических форм в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на них.
Согласно статьям 97 и 98 Конституции регулирование вопросов, содержащихся в Кодексе, относится к компетенции Национального собрания Республики Беларусь. Так, Палата представителей рассматривает проекты законов о принципах осуществления отношений собственности, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 2 части первой статьи 97), а Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов (пункт 1 части первой статьи 98).
Таким образом, анализ положений статей Кодекса, формы акта и порядка его принятия позволяет сделать вывод о соответствии их Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Кодекс Республики Беларусь о земле соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич