Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 июля 2008 г. № Р-243/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее соответственно – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях), Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 27 июня 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

В соответствии с Законом в Уголовный кодекс вносятся изменения и дополнение, которыми определяются:

 

основания установления, продления, приостановления, возобновления, прекращения превентивного надзора, его требования, а также основания привлечения к уголовной ответственности за несоблюдение требований и уклонение от превентивного надзора;

 

основания привлечения и меры уголовной ответственности за незаконный экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля и за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь.

 

Также из Уголовного кодекса исключаются статьи, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение правил патрулирования и за промотание военного имущества.

 

В Уголовно-процессуальный кодекс вносятся изменения, согласно которым определяется компетенция судов по разрешению вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора, а также с изменением его требований.

 

В Уголовно-исполнительный кодекс вносятся изменения и дополнение, определяющие порядок установления, приостановления, возобновления, осуществления, прекращения превентивного надзора, а также обязанности лица, за которым установлен превентивный надзор.

В Кодекс об административных правонарушениях вносится дополнение, которое позволяет отграничить административное правонарушение, выражающееся в незаконном пересечении Государственной границы Республики Беларусь, от аналогичного преступления.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

В соответствии с частью второй статьи 2 Конституции гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

 

Статьей 52 Конституции определено, что каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы.

 

В части первой статьи 59 Конституции закреплена обязанность государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

 

Конституционный Суд отмечает, что создание внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, обеспечивается в том числе установлением уголовной и административной ответственности за посягательства на конституционные права и свободы личности, а также иные охраняемые законом объекты. Уточнение в Законе оснований и мер уголовной ответственности за незаконный экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля, а также за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь направлено на создание такого внутреннего порядка. Необходимость привлечения гражданина к юридической ответственности за совершенные правонарушения вытекает из части второй статьи 2 и статьи 52 Конституции.

 

Конституционный Суд считает, что институт превентивного надзора в целом, а также уточняемые Законом условия и порядок его осуществления отвечают потребности создания в соответствии с частью первой статьи 59 Конституции внутреннего порядка, необходимого для полной реализации прав и свобод личности.

 

Вместе с тем, согласно части первой статьи 23 Конституции, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Конституционный Суд полагает, что определение Законом ограничений для лиц, за которыми установлен превентивный надзор, отвечает интересам общественного порядка и защиты прав и свобод других лиц. В соответствии с новой редакцией части первой статьи 200 Уголовно-исполнительного кодекса осуществление превентивного надзора не должно иметь целями унижение человеческого достоинства и компрометацию лица, за которым установлен превентивный надзор. Таким образом, предусмотренные Законом изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты, позволяют в должной степени учесть права и законные интересы лиц, за которыми устанавливается превентивный надзор.

 

Конституционный Суд считает, что предусмотренные Законом изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Республики Беларусь, касающиеся оснований, порядка установления, продления, приостановления, возобновления, прекращения превентивного надзора, а также его требований, не противоречат Конституции.

 

По своей форме Закон соответствует правилам нормотворческой техники, предусмотренным в разделе II Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

 

Порядок принятия Закона соответствует статьям 97–100 Конституции.

 

Субъекты законодательного процесса при принятии Закона действовали в рамках компетенции, закрепленной статьями 97–99 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта, порядку его принятия и с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами при принятии акта Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич