8 июля 2008 г. № Р-248/2008
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нормотворческой деятельности».
Заслушав судью-докладчика Сергееву О.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), законов Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нормотворческой деятельности», «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», иных законодательных актов, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нормотворческой деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 июня
Принятие Закона обусловлено необходимостью согласования законов Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» с принятыми (изданными) позднее законодательными актами, в том числе по вопросам юридической и криминологической экспертизы нормативных правовых актов, распространения правовой информации, расширения оснований для изменения нормативных правовых актов ранее, чем через год после их принятия (издания), уточнения случаев придания им обратной силы, а также правового урегулирования иных отношений, возникающих в процессе нормотворческой деятельности.
Из анализа содержания статьи 1 Закона следует, что изменения и дополнения, вносимые в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», предусматривают как редакционные уточнения, обеспечивающие единство и непротиворечивость применяемой терминологии, так и совершенствование правового регулирования отношений в области нормотворческой деятельности.
С учетом вносимых Законом изменений и дополнений в Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» уточняются, в частности, юридическая сила постановлений палат Парламента Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актов Генерального прокурора Республики Беларусь, порядок вступления в силу нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также положения об обратной силе нормативного правового акта, применении аналогии закона и аналогии права. Введено определение понятия «директива Президента Республики Беларусь», изменен порядок разработки планов подготовки проектов нормативных правовых актов и контроля за их реализацией, уточнены иные вопросы нормотворческой деятельности.
Статьей 2 Закона вносятся изменения редакционного характера в Закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь».
Из содержания статей 97–100 Конституции следует, что Национальное собрание Республики Беларусь вправе вносить изменения и дополнения в законы.
Закрепленные в статье 7 Конституции принцип верховенства права, обязанность государства, всех его органов и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства требуют логичного, внутренне согласованного, лаконичного, простого и ясного изложения текста нормативного правового акта с тем, чтобы обеспечить доступность и единообразие его понимания и применения.
Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом образом, а гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов (часть четвертая статьи 7, часть первая статьи 34 Конституции).
Согласно части третьей статьи 137 Конституции, определяющей иерархию нормативных правовых актов, в случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
На основании изложенного Конституционный Суд Республики Беларусь приходит к выводу о том, что изменения и дополнения, вносимые Законом в законы «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», по содержанию и форме изложения в основном отвечают требованиям, указанным в статье 7, и вытекающим из нее принципам нормотворчества, а также положениям части первой статьи 34, части третьей статьи 137 Конституции. Реализация содержащихся в Законе норм не приведет к ущемлению конституционных прав и свобод граждан, будет обеспечивать деятельность государственных органов и должностных лиц в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней иных актов законодательства.
Вместе с тем часть вторая новой редакции статьи 67 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (пункт 30 статьи 1 Закона) не в полной мере согласуется с частью шестой статьи 104 Конституции, предусматривающей, что закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан. В отличие от буквального смысла конституционной нормы, в Законе предусматривается возможность придания закону обратной силы, даже если он иным образом ухудшает положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Конституционный Суд Республики Беларусь считает, что по форме акта и порядку его принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам нормотворческой деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
Отметить, что пункт 30 статьи 1 названного Закона не в полной мере согласуется с буквальным смыслом части шестой статьи 104 Конституции Республики Беларусь в отношении редакции части второй статьи 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», допускающей возможность придания обратной силы закону, иным образом ухудшающему положение граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (возлагающему дополнительные (увеличенные) по сравнению с ранее существовавшими обязанности или ограничивающему в правах либо лишающему имеющихся прав).
2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».
3. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич