Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 июля 2008 г. № Р-222/2008
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П., Шуклина В.З.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь».

 

Заслушав судей-докладчиков Подгрушу В.В. и Сергееву О.Г., проанализировав нормы Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь», других законодательных актов, определяющих правовой статус центральных органов государственной власти и имеющих отношение к предмету рассмотрения, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 мая 2008 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 июня 2008 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Закон предусматривает комплексное правовое регулирование правового статуса, принципы, содержание, порядок организации и деятельности Парламента – Национального собрания Республики Беларусь.

 

Закон состоит из 12 глав, 101 статьи, в которых последовательно решаются как общие вопросы организации и деятельности Национального собрания, так и вопросы общей, раздельной компетенции Палаты представителей и Совета Республики, исключительной компетенции палат Парламента, порядка внесения, рассмотрения проектов законов, принятия законов и постановлений палатами, организации деятельности палат и др.

 

Конституционный Суд, исходя из положений статьи 6 Конституции, закрепляющих принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность государственных органов в пределах предоставленных им полномочий, отмечает, что в развитие указанных положений наиболее важные вопросы статусного характера органов государственной власти нашли разрешение на конституционном уровне.

 

Парламенту посвящены нормы главы 4 раздела IV Конституции, в соответствии с которыми определен порядок формирования его палат, срок их полномочий, основания досрочного прекращения полномочий палат, компетенция палат, порядок рассмотрения законопроектов и т.д.

 

В статье 105 Конституции закреплено, что порядок деятельности палат Национального собрания, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

 

Конституционный Суд считает, что приведенные положения Конституции не препятствуют принятию самостоятельного Закона о Национальном собрании, поскольку нормы Конституции, определяющие правовой статус Парламента, воспроизведены либо интерпретированы в Законе без искажения их конституционно-правового смысла, а урегулирование нормами Закона отношений, которые до настоящего времени регулировались регламентами палат Парламента, означает повышение уровня гарантированности условий и механизмов, направленных на обеспечение более эффективной работы Национального собрания как представительного и законодательного органа.

 

В целом нормативные положения Закона согласуются с конституционными нормами, содержащимися в статьях 90, 91, 93–104 Конституции, и не вызывают каких-либо возражений с  позиций их соответствия Основному Закону по форме, реализации нормативных предписаний и порядку их принятия.

 

Вместе с тем отдельные положения Закона содержат подходы, не нашедшие отражения в Конституции, но это, в принципе, предопределено статусом Национального собрания, его местом в системе органов государственной власти и согласуется с законодательными решениями, направленными на развитие Республики Беларусь как демократического и правового государства.

 

Так, в статьях 20–22 Закона оговорены соответственно вопросы, касающиеся права палат на получение информации об исполнении законов и о ходе исполнения республиканского бюджета, согласования кандидатур для назначения на должности послов Республики Беларусь в иностранных государствах и постоянных представителей Республики Беларусь при международных организациях, а также иные полномочия палат, в том числе их участие в подготовке Национальным банком Республики Беларусь совместно с Правительством Республики Беларусь основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год, которые не предусмотрены статьями 97, 98 и иными статьями Конституции, определяющими компетенцию палат Парламента.

 

По мнению Конституционного Суда, указанные статьи Закона не свидетельствуют о перераспределении конституционных полномочий между государственными органами либо вмешательстве Парламента в деятельность иных государственных органов, а содержат реальные механизмы реализации конституционного принципа надлежащего взаимодействия государственных органов (статья 6 Конституции) и выполнения Парламентом как законодательным органом своих конституционных функций по принятию законов об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении и др. (статьи 97 и 98 Конституции), ответственности всех государственных органов за принятие государством всех доступных ему мер для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (статья 59 Конституции).

 

Кроме того, Конституционный Суд отмечает, что редакции отдельных формулировок Закона недостаточно корректны, что может вызвать их неоднозначное понимание и применение на практике (статья 2 – в части иерархии принципов и их обозначений (названий), часть третья статьи 12 – в части указания на бюджет Республики Беларусь, часть седьмая статьи 15 – в части указания на необходимость соблюдения требований иных актов законодательства, часть первая статьи 35 – в части указания на обнародование соответствующего указа как условия определения срока проведения заседания Совета Республики).

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать положения Закона Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» соответствующими целям и принципам Конституции Республики Беларусь.

 

2. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

 

3.  Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

 

Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь                                                                                                П.П.Миклашевич