Новости
15 марта 2018 года состоялась встреча Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с судьями Конституционного Суда Республики Беларусь.
На встрече обсуждались вопросы о совершенствовании деятельности Конституционного Суда, эффективности осуществления конституционного контроля, формировании конституционной культуры.

Президент Республики Беларусь высказал суждение о корректировке Конституции с учетом развития общественных отношений на современном этапе, обратив внимание на необходимость участия в этом процессе судей Конституционного Суда.

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда Миклашевич П.П. отметил следующее.

В современных условиях конституционный контроль – неотъемлемый институт демократического развития, устойчивости государственности на конституционной основе.

При этом обеспечение конституционной законности является необходимым условием реализации и защиты прав и свобод человека как главной цели и ценности общества и государства.

Сегодня можно констатировать:

Во-первых, Конституция является реальной правовой основой развития Беларуси демократическим социальным правовым государством, обеспечения единства и гражданского согласия в обществе;

Во-вторых, соблюдение конституционных положений государственными органами, должностными лицами и гражданами упреждает возникновение конституционно-правовых конфликтов, гарантирует стабильность в обществе и государстве;

В-третьих, на основе конституционных принципов продолжается процесс формирования современной правовой системы страны, обеспечивается конституционно-правовой механизм взаимодействия личности, народа, государства.

Хочу подчеркнуть, что верховенство и прямое действие Конституции, защита конституционного строя, прав и свобод граждан требуют постоянных и целенаправленных действий всех государственных органов, системного развития конституционных положений в нормотворчестве, постоянного поддержания конституционно-правового режима правоприменения.

В целях повышения эффективности конституционно-правового регулирования, с учетом европейских и мировых тенденций развития конституционного правосудия мы видим необходимость совершенствования по следующим направлениям.

1. Первое. При осуществлении обязательного предварительного контроля конституционности законов, принятых Парламентом, до их подписания Президентом Республики Беларусь, мы исходим из того, что предварительный контроль должен быть всемерно направлен на упреждение появления в правовой системе норм, противоречащих Конституции.

Системное воздействие конституционных принципов и норм на общественно-политические и социально-экономические отношения предполагает последовательную конституционализацию общественных отношений.

Вместе с тем следует отметить, что участники законотворческого процесса не всегда учитывают, какие конституционные положения лежат в основе правового регулирования определенных общественных отношений и как необходимо их развивать в законодательных актах.

Полагаю, что в целях своевременной оценки эффективности конституционализации права следует разработать систему конституционного мониторинга для анализа реализации фундаментальных конституционных принципов. Это даст возможность в условиях современного информационного общества, интенсификации всех общественных процессов более эффективно использовать регулятивный потенциал Конституции.

2. Второе. Конституционным Судом выработана практика формулирования в решениях, принимаемых в порядке осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов, правовых позиций, направленных на дальнейшее совершенствование конституционно-правового регулирования.

Однако надлежащий механизм их реализации не регламентирован, недостаточно организационно-правовых средств контроля конституционности правоприменительной практики.

В целях обеспечения конституционно-правового режима правоприменения, недопущения искажения конституционно-правового смысла правовых норм полагаю, что в Законе «О конституционном судопроизводстве» необходимо закрепить правовой механизм реализации государственными органами правовых позиций Конституционного Суда.

3. Третье. Конституционный Суд с 2008 года последовательно формирует практику принятия решений об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности. При этом мы учитываем дискреционные полномочия законодателя в законотворческом процессе.

Вынужден отметить, что не в полной мере используется имеющийся механизм устранения дефектов правового регулирования средствами конституционного правосудия.

Полагаю целесообразным ввести в практику правоприменительной деятельности государственных органов обязательное обращение в Конституционный Суд при возникновении сомнений в наличии пробелов, правовой неопределенности, коллизий в целях обеспечения единства конституционно-правового регулирования.

4. Четвертое. В настоящее время законодательно урегулирован порядок косвенного доступа граждан к конституционному правосудию через субъектов, уполномоченных обращаться в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов.

По имеющейся информации, ежегодно к уполномоченным органам поступает около 70 инициативных обращений граждан и юридических лиц. Однако за прошедшие четыре года вынесено лишь одно заключение Конституционного Суда по предложению Палаты представителей Национального собрания, основанному на инициативном обращении гражданина, оспаривавшего конституционность ряда положений Уголовно-процессуального кодекса, в которых не предусматривалась возможность по заявлению близких родственников рассмотрения вопроса о реабилитации умершего лица, подлежавшего привлечению в качестве обвиняемого.

В целях расширения возможности проверки конституционности правоприменительной деятельности уполномоченным органам необходимо более активно вносить в Конституционный Суд предложения, основанные на инициативных обращениях граждан и организаций.

5. Пятое. Конституционный Суд обладает и иными полномочиями, в том числе:

по предложениям Президента Республики Беларусь принимать решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;

по предложению Президента Республики Беларусь давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Конституции;

по предложениям Президиума Совета Республики Национального собрания принимать решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местными Советами депутатов требований законодательства.

Указанные полномочия не использовались Конституционным Судом. С одной стороны, это свидетельствует о том, что не возникало конкретных ситуаций, требующих их использования. С другой стороны, подтверждает достигнутый достаточно высокий качественно-конституционный уровень деятельности государственных органов и их взаимодействия.

Дальнейшее укрепление конституционной законности обусловливает необходимость развития конституционно ориентированного правосознания, основанного на глубоком осмыслении и восприятии ценностей и принципов Конституции.

Безусловно, конституционную культуру необходимо целенаправленно формировать как в общественном сознании, так и у должностных лиц государственных органов, осуществляющих на конституционной основе профессиональную деятельность.

При этом следует учитывать, что через реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как активного участника конституционных правоотношений.

В современных условиях, при сформированной на конституционной основе правовой системе, эффективном функционировании и взаимодействии ветвей власти ключевым в обеспечении конституционной законности и совершенствовании конституционного контроля является дальнейшее утверждение верховенства Конституции как правового фундамента устойчивого и динамичного развития Республики Беларусь.

 

В заключение Миклашевич П.П. от всех судей Конституционного Суда выразил Президенту Республики Беларусь А.Г.Лукашенко глубокую благодарность за создание надлежащих условий для деятельности Конституционного Суда в реконструированном историческом здании.