Новости
Конституционный Суд Республики Беларусь 14 февраля 2018 г. принял решение «О правовом регулировании исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению» (судья-докладчик Козырева Л.Г.)

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии с частями второй и четвертой статьи 158 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» по вопросу правового регулирования исчисления срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) определены условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительным документам.

Закон устанавливает трехлетний срок для предъявления к исполнению исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений или являющихся судебными постановлениями (часть первая статьи 34). Законом определены случаи, когда указанный срок прерывается (например, при возбуждении исполнительного производства); после перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок (части первая и вторая статьи 35).

Основанием для возбуждения исполнительного производства является в том числе предъявление взыскателем в орган принудительного исполнения соответствующего заявления о возбуждении и исполнительного документа (часть первая статьи 42 Закона). При этом при подаче взыскателем заявления о возвращении исполнительного документа исполнительное производство оканчивается; возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению этого исполнительного документа к исполнению в пределах установленного срока, течение которого начинается заново (статьи 53 и 55 Закона).

По мнению Конституционного Суда, положения Закона, предусматривающие возможность неоднократного прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае подачи взыскателем заявления о возвращении исполнительного документа и повторного предъявления им этого исполнительного документа к исполнению, допускают возможность неоднократного продления указанного срока, что ведет к неопределенному по длительности фактическому выведению имущества должника из сферы гражданского оборота и ограничению его права собственности на данное имущество.

Указанное свидетельствует о наличии правовой неопределенности законодательного регулирования общественных отношений в сфере исполнительного производства, имеющей конституционно-правовое значение, поскольку не обеспечивается верховенство норм Конституции, гарантирующих права собственника имущества, равную судебную защиту прав взыскателя и должника, принятие необходимых мер по надлежащему исполнению судебных решений как элемента судебной защиты и созданию для этого необходимых условий.

Учитывая изложенное, Конституционный Суд в целях соблюдения конституционного принципа верховенства права и реализации принципа правовой определенности признал необходимым устранить неопределенность в конституционно-правовом регулировании перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению в случае предъявления к исполнению исполнительного документа, ранее возвращенного взыскателю по его заявлению.

Совету Министров Республики Беларусь предложено подготовить проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Закон Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.