Выступления Председателя Конституционного Суда
Государственная власть: конституционно-правовое регулирование (выступление на XXII Ереванской международной конференции «Роль конституционных судов в преодолении конституционных конфликтов», 19–21 октября 2017 г., Ереван, Республика Армения)

Государственная власть: конституционно-правовое регулирование

Уважаемые коллеги!

Уважаемые дамы и господа!

Конституционные конфликты во многом предопределены самой природой государственной власти и особенностями ее функционирования. Причинами конституционных конфликтов выступает совокупность различных факторов, дополненная слабостью и неэффективностью действующей власти, забвением национально-культурных традиций и ценностей, разрушением самосознания народа и его конституционной идентичности.

В связи с этим одной из первоочередных задач построения демократического правового государства является формирование системы эффективно функционирующей государственной власти.

Неотъемлемый атрибут современной государственной власти – конституционно-правовое регулирование принципов, форм и методов ее осуществления, основанное на признании народа единственным источником государственной власти.

1. Конституционные основы государственной власти

Главным условием эффективного функционирования государственной власти является принцип разделения властей.

Система разделения властей представляет собой государственно-правовой механизм взаимодействия ветвей единой государственной власти, обеспечивающий их самостоятельность и независимость, эффективную реализацию функций каждой из них.

Принцип разделения властей является фундаментальным конституционным принципом. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Государственные органы, относящиеся к каждой из ветвей власти, выполняют свои функции, обладая собственным предметом ведения и объемом полномочий, они самостоятельны в пределах своих полномочий, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Закрепление принципа народовластия предопределило сущность конституционного строя и политико-правового режима Республики Беларусь, а его последовательная реализация обеспечивает устойчивое эффективное развитие государства и общества.

Следует подчеркнуть особую значимость урегулирования на конституционном уровне компетенции каждой ветви власти, пределов полномочий их органов в целях реального действия принципа разделения властей.

В условиях формирования государственных институтов на новой конституционной основе в Беларуси был период, когда полномочия Президента и Парламента не были четко определены в Конституции, и на этой почве возник конституционный конфликт. Для его разрешения на референдуме 1996 года белорусский народ поддержал конституционные изменения, предложенные Президентом, подтвердив свое стремление сохранить общественное согласие и стабильность путем усиления президентской власти, укрепления парламентаризма на новых конституционных началах, отвечающих современному уровню государственного и общественного развития.

В Республике Беларусь изменения в Конституцию, ее важнейшие разделы, регламентирующие основы конституционного строя, систему органов государственной власти, права и свободы человека вносятся только путем референдума. Народная гарантия стабильности Конституции ведет к согласию в обществе и устойчивости конституционного фундамента государства, а при возникновении конституционных конфликтов референдум позволяет гражданам принять значимое решение для демократического развития страны. Таким образом граждане выступают активными участниками демократического процесса, а государство воспринимается не абстрактно, а как государство для народа, обеспечивающее защищенность прав, правопорядок, безопасность.

И в настоящее время можно констатировать, что на конституционной основе в Беларуси достигнуто конструктивное взаимодействие государственных органов власти, гражданское согласие в обществе, политическая и социально-экономическая стабильность.

2. Конституционный Суд – конституционный арбитр

Верховенство права, являясь принципом конституционного строя Республики Беларусь, обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Таким образом проявляется системная взаимосвязь конституционных положений и субъектов конституционных отношений на основе верховенства права и верховенства Конституции, обеспечивается принятие необходимых мер к реализации данного принципа в политико-правовой и социально-экономической жизни общества и государства.

Конституционный Суд, выполняя функцию «хранителя» Конституции, разрешая дела, связанные с компетенцией государственных органов, на основе достижения баланса и защиты конституционных ценностей и принципов становится фактически конституционным арбитром между различными ветвями власти.

Ключевым при этом для органа конституционного правосудия является судебная сдержанность и недопущение чрезмерного судейского активизма, сохранение уравновешивающей правовой природы конституционного суда как органа судебной власти.

В истории конституционно-правового строительства Беларуси был период 1994–1996 годов, когда Конституционный Суд обладал правом инициировать разбирательство дел по своему усмотрению и на практике проявлял излишнюю активность, по сути вторгаясь в политические процессы. Инициирование таким образом рассмотрения вопросов, связанных с компетенцией ветвей власти, снижало в определенной мере объективность и авторитет конституционного правосудия. Поэтому внесенные изменения в Конституцию в ноябре 1996 года исключили право Конституционного Суда возбуждать рассмотрение дел по собственной инициативе в целях обеспечения принципа разделения властей и укрепления авторитета Конституционного Суда как независимого конституционного арбитра.

Современное конституционно-правовое развитие показывает, что очень сложно порой разрешать возникшие конституционные конфликты в государстве и обществе правовыми средствами. Поэтому объективная необходимость – вырабатывать конституционно-правовые механизмы по упреждению возникновения конституционных конфликтов.

В этих целях, учитывая, что законами регулируются наиболее важные общественные отношения, с 2008 года Конституционный Суд Республики Беларусь наделен правом осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом.

Предварительный конституционный контроль:

во-первых, дает возможность Конституционному Суду проверять нормы законов о компетенции органов власти на соответствие Конституции до вступления их в силу, тем самым упреждая возникновение конституционных конфликтов, связанных с разграничением полномочий ветвей власти;

во-вторых, является сдерживающим фактором для Парламента и нацеливает парламентариев на неукоснительное соблюдение Конституции при принятии законов;

в-третьих, положительно влияет на формирование у представителей государственной власти и граждан уверенности в конституционности положений принятых законов.

Таким образом, Конституционный Суд посредством предварительного контроля конституционности законов упреждает возникновение конституционных конфликтов, оказывает сдерживающее и стабилизирующее влияние на всех участников конституционных отношений.

Заключение

В заключение подчеркну, что только легитимная и авторитетная государственная власть способна обеспечить конституционный баланс социально-политических интересов, конструктивное взаимодействие государства и общества, реальное действие политических и правовых механизмов, в конечном итоге, – претворять в жизнь конституционную модель организации отношений личности и государства.

Конституционные суды как независимые конституционные арбитры играют в преодолении и упреждении конституционных конфликтов значимую роль, связанную с обеспечением разграничения компетенции государственных органов различных ветвей власти, недопущения властного произвола в целях достижения баланса и гармонизации интересов личности, общества и государства.