6 июля 2017 г. № Р-1095/2017
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня
Законом вносятся изменения и дополнения в нормы Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и Водного кодекса Республики Беларусь в целях их согласования с нормами иных законодательных актов.
При проверке норм Закона Конституционный Суд исходит из положений Конституции о том, что государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46); охрана природной среды – долг каждого (статья 55).
1. В Закон «Об охране окружающей среды» и Водный кодекс Законом вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми уточняется порядок формирования, финансирования и выполнения государственных программ рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственных программ в области охраны и использования вод, формирования и утверждения региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ в этих областях, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов (пункты 1–5, 7, 8 статьи 1, пункты 1–6 статьи 2); закрепляются положения, касающиеся охраны и использования вод, охраны, защиты и воспроизводства лесов, с учетом основных понятий, используемых в Лесном кодексе Республики Беларусь, и их определений (пункт 6 статьи 1, пункты 7–9 статьи 2); в связи с новой классификацией лесов, установленной в статье 16 Лесного кодекса, норма Закона «Об охране окружающей среды», определяющая природные территории, подлежащие специальной охране, дополняется указанием на рекреационно-оздоровительные и защитные леса (пункт 6 статьи 1); расширяется перечень видов деятельности, которые не допускаются в границах водоохранных зон и (или) прибрежных полос, путем включения в него соответственно рубки леса без лесорубочного билета, ордера (абзац второй пункта 8 статьи 2), а также рубок главного пользования, рубок реконструкции, заготовки второстепенных лесных ресурсов и мха, сбора лесной подстилки и опавших листьев (абзац шестой пункта 9 статьи 2).
Конституционный Суд отмечает, что вносимые в Закон «Об охране окружающей среды» и Водный кодекс изменения и дополнения направлены на обеспечение ясности и непротиворечивости правовых норм в данной области правоотношений, согласуются с принципом правовой определенности, выступающим важнейшим элементом верховенства права, и тем самым с положениями частей первой и второй статьи 7 Конституции.
2. Законом (пункт 6 статьи 1) в Законе «Об охране окружающей среды» уточняется перечень природных территорий, подлежащих специальной охране, посредством отнесения к ним рекреационно-оздоровительных и защитных лесов.
Конституционный Суд отмечает, что указанное изменение, вносимое в статью 63 Закона «Об охране окружающей среды», согласуется с конституционными нормами о том, что государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (часть вторая статьи 2 Конституции), в единстве с положением преамбулы Конституции об ответственности за настоящее и будущее Беларуси, поскольку на государство возложена обязанность осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46 Конституции) для обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (часть первая статьи 46 Конституции). При этом конституционное требование о взаимной ответственности граждан и государства (часть вторая статьи 2 Конституции) взаимосвязано с положением статьи 55 Конституции, в силу которого охрана природной среды – долг каждого, и предопределяет ответственность всех членов общества за состояние экологической сферы, а также неукоснительное исполнение юридическими и физическими лицами возложенных на них обязанностей в области охраны окружающей среды.
3. Статьей 2 Закона в статью 53 Водного кодекса, устанавливающую режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах, вносится дополнение, в соответствии с которым в границах водоохранных зон не допускается рубка леса без лесорубочного билета, ордера (абзац второй пункта 8), а в статью 54 данного Кодекса, регулирующую режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в прибрежных полосах, – дополнение, расширяющее перечень видов деятельности, не допускаемых в границах прибрежных полос, путем включения в него рубок главного пользования, рубок реконструкции, заготовки второстепенных лесных ресурсов и мха, сбора лесной подстилки и опавших листьев (абзац шестой пункта 9).
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемые положениями Закона режимы осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах, в прибрежных полосах, направленные на сохранение среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира на территориях, прилегающих к водным объектам, согласуются с частью первой статьи 46 Конституции о праве каждого на благоприятную окружающую среду, с частью шестой статьи 13 Конституции во взаимосвязи с требованием части второй статьи 46 Конституции, предполагающим соблюдение баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с осуществлением права лесопользования, и интересов человека и общества, выполнение обязанности государства как единоличного собственника определять оптимальный порядок владения и пользования водами и лесами.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич