6 июля 2017 г. № Р-1094/2017
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Карпович Н.А., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева В.Н., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках».
Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 июня
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон об автомобильном транспорте) с учетом практики его применения, а также согласования норм указанного Закона с нормами ряда иных законодательных актов Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Конституцией закреплены положения, согласно которым Республика Беларусь – правовое государство, обеспечивающее законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).
В силу требований Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (части вторая и пятая статьи 13).
Законом вносятся дополнения и изменения в нормы Закона об автомобильном транспорте, регулирующие отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками. Так, в соответствии с Законом (пункт 1 статьи 1) Закон об автомобильном транспорте дополняется новыми терминами («автовокзал», «автокасса», «автостанция», «грузосопроводительные документы», «оператор такси», «электронная информационная система» и др.) и их определениями, используемыми для целей Закона.
Кроме того, уточняются нормы Закона об автомобильном транспорте, касающиеся сферы его действия, правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок, видов автомобильных перевозок (пункты 1–4 статьи 1 Закона). В указанный Закон статьей 1 Закона вносятся дополнения и изменения, связанные с государственным регулированием и управлением в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок (пункты 5–10), общими условиями организации и выполнения автомобильных перевозок (пункты 11–13), автомобильными перевозками пассажиров (пункты 14–30), автомобильными перевозками грузов (пункты 31–34), гражданско-правовой ответственностью по обязательствам, вытекающим из договоров автомобильной перевозки (пункты 35 и 36).
Конституционный Суд отмечает, что дополнения и изменения, вносимые в Закон об автомобильном транспорте, направлены на реализацию конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) в части обеспечения полноты правового регулирования отношений, возникающих при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, и согласуются с частями первой и второй статьи 59 Конституции.
2. Законом уточняются полномочия Совета Министров Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов. Так, определяется, что Совет Министров утверждает государственные программы, устанавливает порядок возмещения расходов, связанных с организацией и выполнением автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования по тарифам, регулируемым в соответствии с законодательством о ценообразовании, а также предоставлением в соответствии с законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, устанавливает порядок выдачи автомобильным перевозчикам разрешений на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; Министерство транспорта и коммуникаций выдает автомобильным перевозчикам разрешения на выполнение международных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении; местные исполнительные и распорядительные органы реализуют государственные программы; обеспечивают внедрение новых форм и технологий оплаты проезда (пункты 6, 7, 9 статьи 1 Закона).
Вносимые Законом дополнения и изменения, по мнению Конституционного Суда, имеют целью совершенствование государственного регулирования и управления в области автомобильного транспорта и автомобильных перевозок в части формирования и проведения государственной политики в этой области, создание условий для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в автомобильных перевозках, а также в работах (услугах), связанных с такими перевозками, согласуются с конституционными нормами о полномочиях указанных органов (статьи 107 и 120 Конституции).
Положения Закона, наделяющие Совет Министров компетенцией по установлению в соответствии с законодательными актами или международными договорами порядка возмещения расходов, связанных с организацией и выполнением автомобильных перевозок пассажиров транспортом общего пользования, льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, направлены на обеспечение баланса интересов перевозчиков и пассажиров с учетом потребностей человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции), взаимной ответственности государства и граждан (часть вторая статьи 2 Конституции), а также социального характера государства (часть первая статьи 1 Конституции) путем государственной поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования, в целях стимулирования их деятельности, недопущения избыточного финансового обременения как препятствия в осуществлении качественного выполнения автомобильными перевозчиками своей деятельности.
3. Статьей 1 Закона, в соответствии с которой излагаются в новой редакции ряд положений Закона об автомобильном транспорте, уточняются, в частности, виды автомобильных перевозок (пункт 4); особенности выполнения международных автомобильных перевозок (пункт 13); порядок, организация и выполнение автомобильных перевозок пассажиров, в том числе автомобилями-такси (пункты 16, 18 и 20). При этом Закон об автомобильном транспорте дополняется положениями, регламентирующими обязанности диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, обязанностями диспетчера такси (пункты 19, 21).
Конституционный Суд отмечает, что устанавливаемое правовое регулирование, касающееся видов автомобильных перевозок, особенностей выполнения международных автомобильных перевозок, порядка, организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров, направлено на обеспечение надлежащего функционирования автомобильного транспорта и автомобильных перевозок, удовлетворение населения в транспортных услугах, формирование прозрачной системы организации автомобильных перевозок, повышение безопасности перевозок, качества услуг автомобилями-такси. Данный подход согласуется с закрепленными в Конституции положениями о том, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях (часть пятая статьи 13); обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
4. В Закон об автомобильном транспорте вносятся дополнения и изменения, предусматривающие определенные обязанности и запреты при выполнении автомобильных перевозок. В частности, устанавливается, что автомобильные перевозчики, за исключением автомобильных перевозчиков государств – членов Евразийского экономического союза, обязаны выполнять внутриреспубликанские автомобильные перевозки с использованием транспортных средств, прошедших государственную регистрацию на территории Республики Беларусь; на территории пассажирского терминала оказание услуг по автомобильной перевозке пассажиров могут предлагать только автомобильные перевозчики, заключившие с владельцем пассажирского терминала договор на использование пассажирского терминала; предложение оказания таких услуг на территории пассажирского терминала, иных объектов лицами, не заключившими договор с владельцем пассажирского терминала или иных объектов либо не получившими письменного согласия владельцев иных объектов, запрещается; заказчик автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении обязан обеспечивать наличие паспорта маршрута на каждый маршрут автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении (пункты 13, 18 статьи 1 Закона).
Кроме того, пунктом 20 статьи 1 Закона закрепляется положение, согласно которому до начала осуществления деятельности по выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси автомобильный перевозчик обязан в письменной или электронной форме уведомить местный исполнительный и распорядительный орган или оператора такси в случае его определения местным исполнительным и распорядительным органом о дате начала осуществления такой деятельности с указанием способа организации и управления технологическим процессом выполнения им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси и иных сведений, предусмотренных Правилами автомобильных перевозок пассажиров, а при прекращении осуществления такой деятельности не позднее 10 дней со дня прекращения – о дате ее прекращения.
Конституционный Суд отмечает, что положения Закона, устанавливающие обязанности и запреты в отношении автомобильных перевозчиков – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих в соответствии с законодательством право на выполнение автомобильных перевозок и выполняющих такие перевозки, направлены на установление правил, возникающих при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, согласуются с частями первой и второй статьи 59 Конституции, в соответствии с которыми государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.
Конституционный Суд считает, что вносимые в Закон об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках дополнения и изменения по своему содержанию имеют целью дальнейшее совершенствование законодательного регулирования отношений в указанной области, что свидетельствует о направленности правовой политики государства на наиболее полное и эффективное выполнение им конституционной обязанности по регулированию отношений, возникающих при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич