Новости
В Национальном пресс-центре 20 января 2017 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2016 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 18 января 2017 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2016 году».

Верховенство права объединяет важнейшие ценности цивилизованного человечества и выступает базовым принципом международного права и национальных конституций, которым руководствуются современные демократические государства.

Верховенство права означает связанность государства правом, основными правами и свободами человека и гражданина. Верховенство права как принцип конституционного строя Республики Беларусь, обязывает государство, все его органы и должностных лиц действовать в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

В соответствии с принципом верховенства права и нормами действующего на конституционной основе избирательного законодательства в сентябре 2016 года состоялись выборы в Национальное собрание Республики Беларусь. Таким образом народ как единственный источник государственной власти уполномочил новый состав Парламента выполнять конституционную функцию – принимать законы как нормативные правовые акты, регулирующие наиболее важные общественные отношения, направленные на достижение конституционных целей.

В системе правовых ценностей законы выступают эффективной конституционно-правовой формой выражения, организации и защиты прав и свобод. При этом из принципа верховенства права вытекает обязанность принятия законов с правовым содержанием, то есть правовых законов, определяющих баланс свободы, власти, конституционных ценностей на началах равенства и справедливости.

Верховенство права предполагает правовую охрану Конституции, наличие конституционного контроля, обеспечивающего непротиворечивость конституционным положениям законотворческого процесса и правоприменительной деятельности. Конституционный Суд Республики Беларусь, реализуя свои полномочия, утверждает верховенство Конституции, конституционную законность, защищает права и свободы человека и гражданина посредством конституционного правосудия.

1. Конституционный Суд в 2016 году в порядке осуществления обязательного предварительного контроля проверил конституционность 53 законов, руководствуясь конституционным принципом верховенства права, исходя из необходимости последовательной и эффективной реализации конституционных ценностей, защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом учитывались обязательства Республики Беларусь по соблюдению международно-правовых актов, в том числе составляющих право Евразийского экономического союза.

При проверке конституционности норм законов Конституционный Суд в ряде случаев выявил коллизии и правовую неопределенность отдельных положений законов, в связи с чем сформулировал в своих решениях адресованные законодателю правовые позиции, направленные на устранение дефектов правового регулирования в целях обеспечения верховенства права, реализации конституционных положений в законотворческой деятельности.

Выработаны правовые позиции Конституционного Суда и в адрес органов правоприменения, ориентирующие на исполнение законов с учетом выявленного конституционно-правового смысла, указывающие на недопущение подмены на практике одной конституционной ценности другой или их умаления.

2. Конституционным Судом по обращениям граждан и организаций, в которых содержатся вопросы конституционно-правового значения, приняты решения, направленные на совершенствование правового регулирования защиты прав граждан и законных интересов организаций.

Так, в решении от 26 апреля 2016 г. указано, что отсутствие в законодательстве права на обжалование решения налогового органа у лиц, не являющихся налогоплательщиками, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими решениями, ограничивает их право на судебную защиту. Конституционный Суд признал необходимым устранить законодателем пробел конституционно-правового регулирования, предусмотрев в Налоговом кодексе право каждого лица на обжалование решений налоговых органов, если, по мнению заинтересованных лиц, такие решения нарушают их права и законные интересы.

В решении от 25 мая 2016 года в целях соблюдения конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом Конституционный Суд признал необходимым устранение законодателем правовой неопределенности в конституционно-правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях.

3. В 2016 году исполнены 9 решений Конституционного Суда, содержащих правовые позиции, направленные на устранение в нормативных правовых актах пробелов, исключение в них коллизий и правовой неопределенности.

Правовые позиции Конституционного Суда реализованы путем внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс, законы «О здравоохранении»; «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»; «О занятости населения в Республике Беларусь», другие законодательные акты.

4. В Послании содержатся следующие выводы и предложения:

Во-первых, господство права – это понятие, выступающее как принцип управления, в соответствии с которым все лица, учреждения и структуры, государственные и частные, в том числе само государство, функционируют под действием законов, которые публично приняты, в равной степени исполняются и независимо реализуются судебными органами и совместимы с международными нормами и стандартами в области прав человека.

Для утверждения верховенства права необходимы меры, обеспечивающие соблюдение принципов примата права, равенства и ответственности перед законом, разделения властей, процессуальной и правовой транспарентности, недопущения произвола.

Во-вторых, важнейшим индикатором обеспечения верховенства права являются стабильность и последовательность законодательства, при этом законодательные акты должны быть способны адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и складывающейся новой ситуации в социально-экономическом развитии, отвечать правомерным ожиданиям граждан, субъектов правоотношений, соответствовать принципу предсказуемости.

Принятие законодательных решений должно основываться на началах открытости, транспарентности, доступности для обсуждения, на всестороннем анализе регулирующего воздействия и оценки последствий принятия правовых предписаний.

На государственном уровне необходимо выработать действенный механизм изучения и оценки регулирующего воздействия законодательных актов на достижение целей социально-экономического и общественно-политического развития страны.

В-третьих, для утверждения верховенства права необходимо разумное обеспечение системности и комплексности правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. При этом на уровне законов следует избегать избыточного правового регулирования, излишней детализации отдельных положений и неоправданно частой терминологической корректировки.

В современных условиях в целях дальнейшего повышения эффективности законодательства необходимо выработать новые подходы к кодификации, определив критерии правового регулирования на уровне законов и уровне подзаконных актов.

В-четвертых, верховенство права предполагает, что деятельность государственной власти должна быть направлена на защиту достоинства личности, которое является врожденным, неотъемлемым и неотчуждаемым свойством человека. Достоинство как важнейшая социально-культурная характеристика сущности человека, а также конституционно-правовая и нравственно-этическая категория выступает одним из стержневых факторов демократического социального правового государства.

Для обеспечения защиты человека, его прав и свобод и гарантий их реализации как высшей ценности и цели общества и государства Конституционный Суд считает необходимым дальнейшее совершенствование правовой регламентации доступа к конституционному правосудию посредством преюдициального запроса судов общей юрисдикции о конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению в конкретном деле.

В-пятых, исходя из сущности верховенства права, необходимо констатировать, что интеграционный процесс в рамках Евразийского экономического союза как межгосударственного образования имеет сложную и неоднозначную политико-правовую природу. С одной стороны, государства-члены делегируют наднациональным органам право принятия решений, обязательных для исполнения всеми субъектами межгосударственного объединения исходя из международно-правового принципа «договоры должны соблюдаться». С другой стороны, государства-члены получают возможность расширять сферу своего внешнеполитического влияния для продвижения национальных интересов, в том числе в экономически выгодных целях, достижение которых возможно лишь совместными усилиями.

При этом для обеспечения верховенства Конституции в условиях формирования наднационального права требуется реальный механизм гарантий соблюдения принципа субсидиарности в отношениях с наднациональными органами. В целях достижения гармоничного сочетания и баланса наднациональных и национальных интересов необходимо на государственном уровне разработать концепцию унификации законодательства в рамках Евразийского экономического союза.

В-шестых, верховенство права как базовый принцип современной цивилизации, международного правопорядка и универсальная гуманистическая ценность находится в основе белорусской конституционно-правовой доктрины, практической деятельности органов государственной власти по укреплению конституционной законности.

Обеспечение и соблюдение верховенства права являются гарантией развития демократии, реализации прав и свобод человека, утверждения Республики Беларусь как демократического правового государства.

В-седьмых, Республика Беларусь, по оценке независимых международных организаций, устойчиво занимает достойное место в глобальном рейтинге стран мира по индексу верховенства права, включающего такие контрольные показатели, как ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское и уголовное правосудие, опережая по данному индексу все страны, входящие в Содружество Независимых Государств.

Миклашевич П.П. выразил уверенность, что и в наступившем году будет продолжена целенаправленная деятельность всех государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по обеспечению верховенства права, утверждению конституционной законности.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.