14 октября 2016 г. № Р-1076/2016
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 3 октября
Проверяемым Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» путем изложения его в новой редакции (далее – Закон о ветеринарной деятельности).
Закон направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования ветеринарной деятельности и механизма обеспечения ветеринарного благополучия, согласование норм Закона «О ветеринарной деятельности» с нормами международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), с положениями иных законодательных актов, а также на усиление контроля безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животного и растительного происхождения.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.
Конституция провозглашает человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства, а обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшей целью государства (часть первая статьи 2, часть первая статьи 21).
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (статья 46); гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается в том числе мерами по оздоровлению окружающей среды (части первая и третья статьи 45).
Согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» одним из объектов отношений в области охраны окружающей среды является животный мир в его видовом разнообразии (статья 5).
Конституцией установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства; не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (части первая и третья статьи 8); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
1. Приведенные конституционные положения развиваются Законом, отражающим обязательства Республики Беларусь как государства – участника Таможенного союза, а с 29 мая
В Законе о ветеринарной деятельности закрепляется определение утверждаемых международно-правовым актом, составляющим право ЕАЭС, единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, которые предъявляются к подконтрольным ветеринарному контролю (надзору) товарам, их обращению и объектам, подлежащим контролю (надзору) в области ветеринарии, направленных на недопущение возникновения, ввоза и распространения на таможенной территории ЕАЭС возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении (абзац двадцать третий статьи 1).
Ряд положений Закона о ветеринарной деятельности направлен на соблюдение международно-правовых актов, составляющих право ЕАЭС, включая технические регламенты Таможенного союза, ЕАЭС, обеспечивающих ветеринарное благополучие территории государств – членов Договора о Евразийском экономическом союзе путем выполнения при проведении ветеринарных мероприятий (статья 17) требований к обращению ветеринарных средств (статья 25), кормов и кормовых добавок (статья 27), а также установления мер (запретов, ограничений) в отношении ввоза, вывоза и транзита через территорию Республики Беларусь подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров (статья 15).
Конституционный Суд отмечает, что приведенные положения Закона основываются на части второй статьи 8 Конституции, согласно которой Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них; обеспечивают развитие процесса евразийской интеграции, формирование в рамках ЕАЭС единого рынка товаров, укрепление продовольственной безопасности страны. Законодатель, включая положения актов, составляющих право ЕАЭС, в систему правового регулирования в ветеринарной сфере, определяет механизм реализации международных обязательств Республики Беларусь.
2. Согласно Конституции Президент Республики Беларусь осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией и законами (пункт 30 статьи 84); Совет Министров Республики Беларусь является центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь (часть первая статьи 106), а также иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента (абзац десятый статьи 107).
Частью первой статьи 122 Конституции установлено, что местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Нормами Закона о ветеринарной деятельности (статьи 7–10) конкретизируются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по государственному регулированию в области ветеринарной деятельности, развивая положения указанных статей Конституции. В частности, предусматривается, что Президент Республики Беларусь в области ветеринарной деятельности определяет единую государственную политику и утверждает Положение о государственной ветеринарной службе Республики Беларусь. В статье 14 указанного Закона закрепляются права и обязанности специалистов в области ветеринарии, осуществляющих деятельность по проведению ветеринарных мероприятий, направленных на обеспечение ветеринарного благополучия.
По мнению Конституционного Суда, данный подход законодателя согласуется с нормой части второй статьи 46 Конституции о контроле государства за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также свидетельствует о его направленности на реализацию положений части второй статьи 7 Конституции, предусматривающих, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
В Законе о ветеринарной деятельности определяются структура государственной ветеринарной службы Республики Беларусь (статья 12), цели проведения мониторинга в области ветеринарии (статья 19) и регионализации (статья 20); предусматриваются основания установления, снятия карантина, определения буферной (защитной) зоны и проведения иных ограничительных мероприятий (статья 21), источники финансирования ветеринарной деятельности (статья 29) и порядок оказания ветеринарных услуг (статья 30).
Конституционный Суд отмечает, что Законом создается правовая основа для ветеринарного благополучия, при котором обеспечиваются здоровье и продуктивность животных, соответствие продуктов животного происхождения требованиям их безопасности в ветеринарно-санитарном отношении и предотвращение возникновения и (или) распространения болезней животных. Такая направленность законодательных предписаний имеет целью защиту населения от болезней животных и болезней, передаваемых человеку через животных и продукты животного происхождения, что согласуется с положениями статьи 45 Конституции, гарантирующими право граждан на охрану здоровья.
3. Одним из основных принципов ветеринарной деятельности, закрепляемых в статье 3 Закона о ветеринарной деятельности, является предотвращение причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, окружающей среде, а также жизни и здоровью животных. Данный принцип находит реализацию в ряде других статей этого Закона (статьи 15, 18, 20–22 и 24). В целях недопущения возникновения болезней животных и их дальнейшего распространения либо при возникновении очагов заразных болезней животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, по решению Совета Министров, местных исполнительных и распорядительных органов проводятся ограничительные мероприятия, включающие карантин, определение буферной (защитной) зоны или иной комплекс административных мер и ветеринарных мероприятий; местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают соблюдение специального режима хозяйственной и иной деятельности, перемещения животных, грузов и транспортных средств в соответствии с проводимыми ограничительными мероприятиями (абзац тридцать первый статьи 1, части вторая и четвертая статьи 21 указанного Закона).
В решении от 21 июня
Подтверждая и развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд отмечает, что такой подход законодателя отвечает интересам человека и общества в целом, поскольку позволяет гарантировать обеспеченность населения Республики Беларусь необходимыми для реализации конституционного права каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание (часть вторая статьи 21 Конституции), безопасными продуктами животного и растительного происхождения, осуществлять поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности в стране как одного из основных национальных интересов в экономической сфере.
4. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Вытекающий из него принцип правовой определенности предполагает взаимосвязь нормативных правовых актов, их согласование между собой, ясность и точность правовых норм, исключающих их различное понимание и обеспечивающих тем самым формирование единообразной правоприменительной практики. На соблюдение этого принципа направлены нормы статьи 1 Закона о ветеринарной деятельности, в которой приводятся определения терминов «безопасность в ветеринарно-санитарном отношении», «буферная (защитная) зона», «ограничительные мероприятия», «ветеринарная лаборатория», «ветеринарно-санитарный осмотр», «Государственный реестр кормовых добавок», «единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования» и др.
Таким образом, принятие новой редакции Закона о ветеринарной деятельности направлено на совершенствование правовых и организационных основ ветеринарной деятельности, предотвращение ввоза и распространения на таможенной территории ЕАЭС возбудителей заразных болезней животных и болезней, общих для человека и животных, продуктов животного происхождения, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил, а также предотвращение неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ветеринарной деятельности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич