Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
13 октября 2016 г. № Р-1072/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О судебных исполнителях» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 6 октября 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 6 октября 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Конституцией установлено, что Республика Беларусь, являясь правовым государством, обладающим верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает законность и правопорядок (статья 1); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь – высшая цель государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

На основе указанных положений Конституции законодателем определяются правовой статус судебных исполнителей; правовая основа их деятельности; гарантии независимости и основы взаимодействия с государственными органами, иными организациями; порядок назначения на должности и освобождения от должностей судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения; требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя (статьи 1–6 Закона).

 

1.1. Конституционным Судом в Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году» указано на значение принципа правовой определенности, который, будучи одним из необходимых элементов конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции), предполагает системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, обеспечивающих возможность их единообразного применения на практике.

 

Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, сформированная на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, с включением в ее состав в том числе судебных исполнителей общих судов и Службы судебных исполнителей хозяйственных судов (пункт 1).

 

Законодатель, основываясь на конституционном принципе верховенства права, с целью законодательного закрепления правового статуса судебных исполнителей в системе органов принудительного исполнения в статье 1 Закона определяет, что судебные исполнители – это лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов (часть первая); судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства; они являются государственными служащими, на которых распространяется действие Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» (части третья и четвертая).

 

Статьей 6 Закона предусматривается, что судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, владеющий государственными языками Республики Беларусь, имеющий среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в учреждении, обеспечивающем получение высшего юридического образования, способный по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности (часть первая).

 

Конституционный Суд отмечает, что с учетом правового статуса судебного исполнителя, являющегося государственным служащим, а также необходимости обеспечения высокого уровня выполнения функции исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов законодателем обоснованно установлены особые требования к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя, включая способность по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

 

Приведенная норма Закона основана на установленном статьей 7 Конституции принципе верховенства права и положениях статьи 137 Конституции.

 

1.2. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (статья 6 Конституции).

 

Данные нормы Конституции находят развитие в статьях 3 и 4 Закона, закрепляющих гарантии независимости судебных исполнителей, основы их взаимодействия с государственными органами и иными организациями.

 

Так, в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 4 Закона государственные органы и иные государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию имущества (имущественных прав), в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в выявлении и обнаружении подлежащего аресту имущества должника, ограничении (обременении) прав на такое имущество, в осуществлении государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также в осуществлении государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами; государственные органы и иные организации, уполномоченные осуществлять задержание, принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства и помещение его на охраняемую стоянку, в пределах своей компетенции оказывают содействие судебным исполнителям в принятии мер по обнаружению, задержанию, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника.

 

Конституционный Суд отмечает, что при осуществлении указанных форм содействия государственных органов и иных организаций судебным исполнителям в совершении исполнительных действий должны неукоснительно соблюдаться нормы соответствующих актов законодательства, регламентирующие совершение в отношении имущества действий принудительного характера, с тем чтобы не были нарушены конституционные права должника, а равно права и законные интересы третьих лиц.

 

2. Для обеспечения полного и своевременного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов при условии неукоснительного соблюдения требований законодательства Законом устанавливается компетенция судебных исполнителей.

 

Статьей 9 Закона закрепляются нормы, согласно которым при исполнении исполнительных документов судебный исполнитель имеет право в том числе производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником; объявлять розыск должника-гражданина через органы внутренних дел; выносить постановления о приводе должника-гражданина, представителя должника – юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника – юридического лица в случаях, предусмотренных законодательными актами; подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Республики Беларусь в порядке, установленном актами законодательства, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должниками в исполнительном производстве.

 

Наряду с указанными правами компетенцию судебного исполнителя составляют устанавливаемые статьей 10 Закона его обязанности, в числе которых обязанность использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц; не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено; заявлять самоотвод, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исполнении исполнительного документа, связан отношениями брака, близкого родства, свойства, опеки или попечительства с одной из сторон, их представителями либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

 

Конституционный Суд полагает, что данное правовое регулирование, базирующееся на положениях части первой статьи 1, части первой статьи 2, части первой статьи 21, части третьей статьи 34 Конституции, имеет целью обеспечение баланса между конституционными правами и свободами личности, с одной стороны, и публичными интересами общества и государства – с другой, поскольку в социальном правовом государстве защита и восстановление  нарушенных прав одних лиц не должны приводить к необоснованному ущемлению прав и законных интересов других лиц, нарушать интересы государства.

 

3. Провозглашая человека, его права, свободы и гарантии их реализации высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2), Конституция определяет, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности; ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом (часть первая статьи 25); каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (статья 28); неприкосновенность собственности охраняется законом; собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (части вторая и третья статьи 44); каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53).

 

Согласно части первой статьи 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (статьи 1, 6, 7 и 12) и Международным пактом о гражданских и политических правах (статьи 16 и 17) все люди, рождаясь свободными и равными в своем достоинстве и правах, где бы они ни находились, имеют право на признание их правосубъектности, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, от произвольного посягательства на честь и репутацию.

 

Законом предусматривается ряд прав судебных исполнителей, которыми они наделяются в целях исполнения исполнительных документов, при реализации которых в определенной мере ограничиваются конституционные права и свободы граждан, права и законные интересы организаций.

 

Так, в соответствии со статьей 9 Закона судебные исполнители вправе налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) третьих лиц, в порядке, установленном актами законодательства (абзац тринадцатый), а также выносить постановление о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника (абзац двадцать третий).

 

К компетенции судебного исполнителя законодатель относит также право получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами; получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы (абзацы восьмой и девятый статьи 9 Закона).

 

Одним из закрепляемых Законом прав судебных исполнителей является право входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения; если должник или иное лицо систематически препятствуют доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещений должника производится судебным исполнителем на основании определения суда об осмотре земельного участка, жилого, нежилого помещений должника без его согласия (абзац двадцать шестой статьи 9).

 

В решении от 20 июня 2014 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» Конституционным Судом отмечено, что вводимые данным Законом ограничения таких конституционных прав, как право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, право собственности и ее неприкосновенность (статьи 28, 29, части первая и вторая статьи 44 Конституции), имеют целью соблюдение конституционного принципа обязательности судебных постановлений для всех граждан и тем самым реализацию закрепленного в Конституции права на судебную защиту, которое выступает гарантией обеспечения других конституционных прав и свобод личности (часть вторая статьи 115 и часть первая статьи 60 Конституции). Указанные ограничения устанавливаются в проверенном Конституционным Судом Законе не произвольно, а с учетом интересов сторон в исполнительном производстве и лишь в пределах, необходимых для защиты нарушенных прав взыскателя. При этом законодатель исходит из того, что вводимые ограничения не должны привести, в свою очередь, к нарушению прав должника.

 

Подтверждая данную правовую позицию, Конституционный Суд считает, что закрепляемые Законом права судебного исполнителя по принудительному исполнению судебных постановлений и иных исполнительных документов, в том числе ограничивающие конституционные права граждан и законные интересы организаций, основаны на конституционных положениях об ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, об обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (часть вторая статьи 2 и часть вторая статьи 115 Конституции) и имеют целью восстановление нарушенных прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, в связи с чем являются оправданными, допустимыми, не чрезмерными, пропорциональными конституционным интересам, указанным в части первой статьи 23 Конституции. Изложенное свидетельствует о том, что предусматриваемое законодательное регулирование в этой части осуществлено в соответствии с приведенными положениями Конституции и международно-правовых актов.

 

4. Законом устанавливаются гарантии правовой и социальной защиты судебных исполнителей и членов их семей: право на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи в порядке и размерах, установленных Министерством юстиции (статья 11); право на возмещение расходов по проезду транспортом общего пользования (за исключением такси) к месту исполнения исполнительных документов и право на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств в порядке и размерах, установленных актами законодательства (статья 12); право судебных исполнителей, находящихся в служебной командировке, на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и право на внеочередное размещение в гостиницах по командировочным удостоверениям (статья 13); жизнь, здоровье и имущество судебных исполнителей подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в порядке и на условиях, установленных актами законодательства (статья 14).

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона согласуются с частью второй статьи 23 Конституции, определяющей, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, поскольку установление гарантий правовой и социальной защиты судебных исполнителей и членов их семей имеет целью обеспечить восстановление нарушенных прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций; при этом законодателем учтены особенности правового статуса судебных исполнителей, обусловленные характером осуществляемой ими публично-значимой функции, а также требования и ограничения, связанные с государственной службой.

 

5. Наделение судебных исполнителей значительными полномочиями, затрагивающими конституционные права и свободы граждан, права и законные интересы организаций, в свою очередь, влечет необходимость обеспечения действенного контроля за их деятельностью, а также установления ответственности судебных исполнителей.

 

Законом предусматривается, что за нарушение законодательства, в том числе злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, судебные исполнители несут ответственность в соответствии с законодательными актами (статья 17); контроль за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов и результатами их деятельности осуществляют Министерство юстиции, главные управления юстиции, главные судебные исполнители органов принудительного исполнения в порядке, установленном актами законодательства (статья 18).

 

Данные нормы Закона основаны на положениях частей второй и третьей статьи 59 Конституции, согласно которым государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности; эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на установление правовых и организационных основ деятельности судебных исполнителей, закрепление их правового статуса и компетенции для обеспечения эффективного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, имеющего целью защиту конституционных прав и свобод граждан, законных прав и интересов организаций, а также государственных интересов.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О судебных исполнителях» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич