Выступления Председателя Конституционного Суда
Влияние конституционного правосудия на повышение уровня национальной безопасности (выступление на международной конференции «Защита основных прав граждан и национальная безопасность в современном мире. Роль конституционных судов», 21–22 сентября 2016 г., г. София)

Введение

Глобализация, процессы интеграции в различных сферах, открытость национальных экономик, свобода перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов, переход к новому технологическому укладу вместе с прогрессом и новыми возможностями повлекли обострение конкуренции государств, конфликты интересов, «двойные стандарты», искажение и разрушение традиционных нравственных ценностей.

При этом в современных условиях международный терроризм, нелегальная миграция и религиозный экстремизм стали угрозами не только международной, но и национальной безопасности.

Мы видим, что с учетом указанных факторов понятие национальной безопасности в последние годы претерпевает значительную трансформацию, происходит осознание, что права и свободы человека могут быть в полной мере реализованы лишь при создании безопасных условий для жизни человека.

И, безусловно, Конституция должна всегда оставаться той незыблемой основой сохранения стабильности, законности и правопорядка, консолидируя усилия государства и общества на обеспечение мира и гражданского согласия.

I. Права человека, их защита – главная конституционная цель и ценность

Положения Конституции Республики Беларусь, закрепившие основополагающие принципы, направленные на защиту прав и свобод человека, а также на обеспечение суверенитета страны, ее независимости выступают основой формирования и совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере национальной безопасности.

В центре доктрины национальной безопасности находятся права, свободы и законные интересы человека. Такой подход обусловливается фундаментальным положением Конституции, согласно которому человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2).

На конституционной основе предпринимаются необходимые меры для создания особого правового режима, предопределяющего такое состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которое гарантирует реализацию конституционных прав и свобод, достойное качество жизни, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.

Утверждая посредством осуществления конституционного контроля верховенство и непосредственное действие Конституции, Конституционный Суд фактически обеспечивает конституционную безопасность в целях укрепления конституционного строя, защиты прав и свобод человека, требуя от всех государственных органов и граждан поддержания необходимого уровня конституционного правопорядка и конституционной законности.

При этом следует учитывать, что важнейшими составляющими конституционной безопасности являются:

– стабильность Конституции, предопределяющая слаженность и эффективность всех государственных механизмов и институтов, обеспечивающих защищенность человека;

– обеспеченность и безопасность правового регулирования исходя из верховенства Конституции;

– соблюдение надлежащего баланса конституционных ценностей на основе принципа верховенства права.

В своих решениях Конституционный Суд подвергает глубокому доктринальному осмыслению проблемы безопасности личности в современных условиях и вырабатывает конкретные предложения.

Так, в Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году» Конституционный Суд отметил, что в условиях развития глобализации, интеграции, динамичности и взаимозависимости общественных и межгосударственных процессов основное внимание в области нормотворчества следует уделить обеспеченности и безопасности правового регулирования исходя из верховенства Конституции.

II. Ограничения прав в интересах безопасности

Сегодня объективная реальность такова, что все государства независимо от уровня развития демократии вынуждены устанавливать ограничения конституционных прав и свобод человека в целях национальной безопасности.

При этом необходимо:

во-первых, достижение справедливого баланса публичных и частных интересов;

во-вторых, соблюдение принципа пропорциональности;

в-третьих, недопущение чрезмерного ограничения, искажающего суть демократических прав и свобод.

Конституция Республики Беларусь также допускает ограничение законом прав и свобод в интересах национальной безопасности.

Осуществляя с 2008 года обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом, Конституционный Суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что правовые ограничения должны обеспечивать баланс между конституционными правами и свободами граждан и публичными интересами. Любые ограничения конституционных прав и свобод должны быть не только юридически допустимыми, социально оправданными, но и справедливыми, необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

При проверке конституционности принятых в последние годы законов в сфере борьбы с терроризмом, предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности Конституционный Суд отметил, что создание надлежащего правового регулирования на принципах и нормах Конституции направлено на обеспечение принятия адекватных мер реагирования на государственном уровне на современные угрозы в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, конституционного строя, безопасности общества и государства.

При проверке конституционности Закона по вопросам борьбы с терроризмом обращено внимание правоприменителей на необходимость неукоснительного соблюдения на практике требований разумной соразмерности допустимых и оправданных ограничений прав и свобод в целях обеспечения национальной безопасности.

На соразмерное вторжение в частную жизнь, оправданный доступ к персональным данным были направлены правовые позиции, сформулированные в решениях по проверке конституционности законов «Об оперативно-розыскной деятельности», «О регистре населения», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что законодатель при реализации своих дискреционных полномочий должен учитывать необходимость поддержания баланса и соразмерности конституционно защищаемых ценностей, целей и интересов, которые находятся в единстве, и не допускать подмены одной ценности другой или их умаления.

В очередном Послании Конституционный Суд указал, что принцип правовой безопасности выражается в состоянии правовой защищенности граждан при наличии достаточных правовых гарантий и юридического обеспечения реализации в полном объеме предусмотренных Конституцией прав и свобод.

В настоящее время, учитывая участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, мы видим, что первостепенное значение приобретает сохранение конституционной идентичности, суверенного права народа Беларуси самостоятельно определять стратегию развития страны с учетом национальных традиций и интересов.

В Республике Беларусь на основе Конституции достигнуты социально-политическая стабильность, мир и гражданское согласие, высокий уровень безопасности для жизни человека и развития общества.

Конституционный Суд путем осуществления конституционного контроля вносит свой вклад в обеспечение защиты прав и свобод граждан, укрепление конституционной законности и правопорядка, защиту конституционного строя и в конечном итоге в повышение уровня национальной безопасности белорусского общества и государства.