Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
8 июля 2016 г. № Р-1054/2016
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 июня 2016 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 30 июня 2016 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Закон направлен на корректировку законодательных подходов, касающихся предоставления некоторых гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее, если не оговорено иное, – дети-сироты), а также на согласование положений Закона «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о гарантиях по социальной защите детей-сирот) с положениями иных законодательных актов.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Конституцией предусмотрено, что Республика Беларусь является социальным правовым государством, в котором устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (часть первая статьи 1, части первая и вторая статьи 7). Конституционные цели социальной политики Республики Беларусь обусловлены признанием человека, его прав, свобод и гарантий их реализации высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2 Конституции). Согласно Конституции каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (часть вторая статьи 21).

 

Одним из важнейших направлений государственной социальной политики Республики Беларусь является правовая охрана детства, которое согласно части первой статьи 32 Конституции находится под защитой государства. Особая забота и защита гарантируются детям-сиротам в том числе посредством выплаты им пенсий, пособий, обеспечения надлежащего воспитания и содержания, включая предоставление жилья (статьи 47 и 48 Конституции).

 

Конституционный Суд отмечает, что предпринимаемые государством меры социальной защиты должны не только основываться на положениях национального законодательства, но и корреспондировать положениям международно-правовых документов в области прав человека, прежде всего Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статьи 22 и 25), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (статьи 9–11). Так, согласно статье 10 указанного Пакта особые меры охраны и помощи должны приниматься в отношении всех детей и подростков без какой бы то ни было дискриминации по принципу семейного происхождения или по иному признаку; дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.

 

В соответствии со статьей 20 Конвенции о правах ребенка 1989 года ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. В силу положений статьи 27 данной Конвенции, признавая право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей в случае необходимости оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.

 

Изменения и дополнение, вносимые Законом в Закон о гарантиях по социальной защите детей-сирот, имеют целью реализацию вышеприведенных конституционных положений и международно-правовых обязательств Республики Беларусь в анализируемой сфере отношений.

 

2. С учетом того, что положения Закона направлены на выработку и закрепление более действенных механизмов реализации отдельных гарантий по социальной защите детей-сирот, Конституционный Суд отмечает следующее.

 

2.1. Пунктом 2 статьи 1 Закона пункт 5 статьи 10 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот излагается в новой редакции, в силу которой повышается уровень социальной защиты детей-сирот, получивших образование или отчисленных из соответствующих учреждений образования по иным причинам, а также лиц, утративших в период получения в государственных учреждениях образования профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением ими возраста 23 лет. Законодатель сохраняет за указанными лицами при отчислении их из соответствующих учреждений образования в связи с получением образования или по иным причинам, при предоставлении справки о трудоустройстве (регистрации в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета) либо об установлении группы инвалидности и противопоказаниях к труду право на получение комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также денежного пособия по установленным нормам.

 

Такое же право сохраняется за лицами, получающими в государственных учреждениях образования Республики Беларусь профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования и утратившими в период получения образования статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, при отчислении из соответствующих учреждений образования в связи с получением образования или по иным причинам и при соблюдении условий, указанных в части первой пункта 5 статьи 10 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот.

 

По желанию лиц, названных в частях первой и второй пункта 5 статьи 10 указанного Закона, взамен комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования им выплачивается денежная компенсация по установленным нормам.

 

Данный законодательный подход направлен на дополнительную социальную поддержку лиц, утративших статус  лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет в период обучения, что свидетельствует о создании условий, способствующих более успешной социализации таких лиц в обществе. Исходя из этого, Конституционный Суд считает, что устанавливаемое законодательное регулирование находится в рамках положения Конституции, согласно которому никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону (часть вторая статья 23), поскольку конституционная норма не препятствует законодателю предоставлять  законом в рамках своих полномочий конкретные преимущества и привилегии определенным категориям граждан, руководствуясь принципом социальной справедливости и с учетом финансово-экономических возможностей государства.

 

Конституционный Суд полагает, что установление указанных особенностей в отношении названных выше категорий лиц нельзя рассматривать как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 22 Конституции), поскольку они основываются на социальном характере государства, предопределяющем его обязанность обеспечивать надлежащую социальную защищенность наиболее уязвимых слоев населения. Если в силу возраста, по другим не зависящим от него причинам человек фактически не может позаботиться о себе, то справедливой является соответствующая помощь со стороны  государства. Такое преимущество отвечает вышеприведенному конституционному положению, предполагающему возможность пользования преимуществами и привилегиями, не противоречащими закону.

 

2.2. Конституционный Суд констатирует уточнение механизмов обеспечения детей-сирот гарантиями права на жилище, закрепленных в статье 12 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот.

 

В частности, согласно части второй пункта 1 указанной статьи, излагаемой в новой редакции, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение пяти лет с даты принятия решения об эмансипации или вступления в брак, после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение одного года после окончания учреждений высшего образования.

 

Одновременно  пункт 1 статьи 12 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот дополняется  новой частью, согласно которой до реализации прав, установленных частью первой данного пункта, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения в общежитиях в порядке, установленном законодательством.

 

Конституционный Суд отмечает, что на основе анализа приведенных норм можно сделать вывод об уточнении условий реализации права на жилище, прежде всего в части сроков предоставления жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, по сравнению с действующими. Вместе с тем, увеличив сроки предоставления жилых помещений социального пользования указанным категориям граждан, законодатель предусмотрел, что до реализации устанавливаемых законом прав на получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством им предоставляются жилые помещения в общежитиях в порядке, установленном законодательством.

 

Новый законодательный механизм реализации гарантий права детей-сирот на жилище, по мнению Конституционного Суда, учитывает реальные возможности государства исходя из практики применения Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот, обеспечивая тем самым согласование норм этого Закона с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» и утвержденного данным Указом Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, скорректированными, в частности, Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2015 г. № 460 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь».

 

При этом Конституционный Суд принимает во внимание, что государство при реализации своей социальной функции определяет как реальные источники финансирования ее отдельных составляющих, так и критерии обеспечения конкретной гарантии. Устанавливая параметры социального обеспечения, государство обязано обеспечивать финансирование соответствующих мер с учетом максимального объема имеющихся в наличии ресурсов (пункт 1 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, пункт 14 Замечаний общего порядка № 4 (1991) «Право на достаточное жилище» Комитета Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам).

По мнению Конституционного Суда, уточнение положения части четвертой пункта 1 статьи 12 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот (абзац восьмой пункта 3 статьи 1 Закона), касающегося предоставления детям-сиротам гарантий права на жилище местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе по месту работы (службы), предоставленному по распределению, направлению на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), отвечает также требованиям принципа правовой определенности, поскольку способствует однозначному пониманию законодательного предписания относительно органов, на которые возлагаются соответствующие обязанности, что позволит обеспечить его единообразное применение.

 

3. Конституционный Суд отмечает также, что в новой редакции излагается пункт 3 статьи 9 Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот.

 

Законодателем корректируется правовое регулирование в части определения перечня расходов по плате: за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома; за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок); за возмещение организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, на оплату топлива (проживающим в домах без центрального отопления), связанных с содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах семейного типа (расположенных в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности или занимаемых ими по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда юридических лиц), опекунских семьях и приемных семьях, подлежащих возмещению гражданам, на воспитании которых находятся указанные категории лиц. Кроме того, Законом подробно регламентируется ряд вопросов, касающихся определения сумм возмещения указанных расходов.

 

Приведенная корректировка законодательного регулирования направлена на согласование норм Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот с нормами указов Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» и от 23 марта 2016 г. № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению», что также отвечает принципу правовой определенности.

 

Таким образом, Закон направлен на совершенствование правового регулирования обеспечения отдельных гарантий социальной защиты детей-сирот, дальнейшую оптимизацию механизма реализации детьми-сиротами права на жилище, в том числе согласование соответствующих норм Закона о гарантиях по социальной защите детей-сирот с нормами других законодательных актов, что способствует формированию законодательной базы, отвечающей критериям социальной защиты детей-сирот, исходя из финансово-экономических возможностей государства.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции. Палаты Национального собрания Республики Беларусь при принятии Закона действовали в пределах компетенции, предусмотренной статьями 97–100 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                              П.П.Миклашевич