Новости
Конституционный Суд Республики Беларусь 25 мая 2016 г. принял решение «О правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (судья-докладчик Козырева Л.Г.)

Производство по делу возбуждено Конституционным Судом в соответствии с частями первой и третьей статьи 158 Закона «О конституционном судопроизводстве» по вопросу правового регулирования приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При рассмотрении дела Конституционный Суд исходил из следующих положений.

Согласно Конституции государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая, четвертая и пятая статьи 13). Из конституционных положений также следует, что государство обязано предпринимать все доступные ему меры по обеспечению прав и свобод граждан, законности и правопорядка, по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества.

Права органов государственного управления по приостановлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закреплены в ряде законодательных актов, где предусматривается возможность приостановления (запрета) деятельности хозяйствующих субъектов, их цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, операций по счетам в случаях противоправности деяний и нарушения законодательства, влекущих создание угрозы национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Фактическими основаниями вынесения органами государственного управления в соответствии с их компетенцией решений о приостановлении деятельности являются виновные деяния лиц, связанные с нарушением определенных правовых норм и, следовательно, носящие характер правонарушений, а сами решения по своей правовой природе обладают признаками и имеют характер меры административной ответственности.

Следствием приостановления деятельности является ограничение организации или индивидуального предпринимателя в правах на длительный период, влияющие на основное содержание их деятельности. В таком случае данная мера может рассматриваться как административное взыскание, поскольку целью ее применения является не только прекращение возникшей угрозы, но и предупреждение совершения новых административных правонарушений данным субъектом и другими лицами.

Вместе с тем в КоАП приостановление деятельности как вид административного взыскания не предусмотрен.

Конституционный Суд в решении отметил, что рассматриваемые меры, будучи мерами административного пресечения, должны применяться в случае совершения противоправных деяний, в частности административных правонарушений, в особом процессуальном порядке в процессе осуществления правоохранительной деятельности государственных органов.

По мнению Конституционного Суда, отсутствие в КоАП положений об ответственности за нарушения законодательства, выражающейся в административном приостановлении деятельности как виде административного взыскания, а в ПИКоАП – такой меры обеспечения административного процесса, как временный запрет деятельности, свидетельствует о наличии правовой неопределенности законодательного регулирования соответствующих отношений, что может приводить к нарушению прав субъектов хозяйствования.

В целях соблюдения конституционных принципов верховенства права и законности, реализации конституционного права каждого на судебную защиту Конституционный Суд признал необходимым устранить правовую неопределенность в конституционно-правовом регулировании приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Совету Министров предложено подготовить соответствующий проект закона о внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и иные акты законодательства, связанные с правовым регулированием приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и внести его в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.