Уважаемые участники конференции!
Уважаемые дамы и господа!
Конституционное правосудие является неотъемлемым элементом демократического развития государств. Занимая авторитетное место в правовых системах подавляющего большинства современных государств, конституционные суды и органы равной юрисдикции сталкиваются с теми же вызовами и проблемами, что и другие конституционно-правовые институты в современном мире.
Глобализация, процессы региональной интеграции, сложное взаимодействие международного, наднационального и национального правового порядка требуют от конституционной юстиции на современном этапе выработки новых подходов, поиска оптимальных форм конституционного контроля, совершенствования функций конституционного правосудия, развития новых положений конституционной доктрины и практики.
1. Исходным условием эффективности конституционного контроля по-прежнему остается независимость конституционных судов.
Независимость выступает основополагающим фактором эффективного функционирования конституционных судов как в новых, так и в старых демократиях, позволяет им в условиях разделения властей занимать надлежащее место в государственном механизме для обеспечения верховенства Конституции, защиты конституционного строя, прав и свобод граждан.
В XXI веке проблема независимости конституционной юстиции актуализируется в свете активного конституционно-правового развития государств как принятием новых конституций, так и путем существенного их изменения, совершенствованием законодательного регулирования конституционного правосудия.
В Республике Беларусь в период становления конституционного контроля утверждение Конституционного Суда как независимого органа было также непростым, его решения в период обострения политического противостояния между Парламентом и Президентом вызывали неоднозначную и порой крайне негативную реакцию.
В настоящее время, когда на конституционной основе достигнуто конструктивное взаимодействие государственных институтов власти, гражданское согласие в обществе, целенаправленно и последовательно принимаются меры, направленные на дальнейшее повышение роли Конституционного Суда в жизни общества и государства, укрепление его независимости.
В целях повышения эффективности конституционного правосудия с 2008 года Конституционному Суду предоставлено право осуществлять обязательный предварительный контроль законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом. Выполнение этой функции требует от судей Конституционного Суда проявления высокой степени независимости, ответственности и компетентности, поскольку не один человек или группа, а большинство граждан страны ожидают найти аргументированные разъяснения в решениях о конституционности положений законов, вызвавших общественный резонанс.
Мы видим, что после принятия и опубликования решений Конституционного Суда, принятых в порядке предварительного контроля, изменяется и общественное восприятие норм законов, формируется доверие и понимание определенного правового регулирования тех или иных общественных отношений в соответствии с конституционными положениями. Это положительно влияет на авторитет и независимость Конституционного Суда, формирует доверие граждан к праву.
2. В современных условиях верховенство Конституции приходится обеспечивать в условиях многоуровневого правового регулирования, сложного переплетения национальных и наднациональных, международных и региональных правовых систем.
В процессе объективного укрепления региональной интеграции, как в рамках Европейского Союза, так и в развитии Евразийского Экономического Союза начинает проявляться проблема иерархического плюрализма различных правовых систем. В этих условиях усилия конституционной юстиции направляются на обеспечение гармонизации правил взаимодействия международного, интеграционного и национального права и последовательное сопряжение верховенства Конституции и требований международно-правовых стандартов в сфере прав человека.
В настоящее время, учитывая участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, мы видим, что важно сохранять конституционную идентичность, суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять стратегию развития страны с учетом национальных традиций и интересов.
В Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году» Конституционный Суд подчеркнул, что с учетом практики конституционного правосудия европейских стран целесообразно выработать правовой механизм, позволяющий рассматривать в Конституционном Суде наднациональные правовые акты, затрагивающие основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан и гарантии их реализации в целях обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.
3. В эпоху глобальных экономических кризисов, усиления давления на экономики государств со стороны транснациональных корпораций, стремительного развития новых рынков и сегментов экономики на первый план выходят социальные вопросы, недопущение социальных потрясений, предотвращение социальных конфликтов, обеспечение гарантий социальных прав.
Защищая права человека, конституционное правосудие сталкивается с проблемой многочисленных конкурирующих интересов и прав, необходимостью поиска их надлежащего баланса и гармонии на основе верховенства права.
В коммюнике III Конгресса Всемирной конференции по конституционному правосудию (Корея, 2014 г.) подчеркивалась «умиротворяющая» и превентивная роль конституционных судов в социальных конфликтах, в обеспечении целостности общества через защиту таких конституционных ценностей, как равенство, социальная справедливость, человеческое достоинство.
При этом определяющим суть социального государства, безусловно, является реальное выполнение конституционной обязанности государства по созданию условий для свободного и достойного развития личности.
Конституционный Суд Беларуси в своих решениях последовательно отстаивает принцип социального государства, подчеркивает, что законодатель в соответствии со своими конституционными полномочиями при определении механизмов реализации социальных прав граждан должен неукоснительно соблюдать в законотворческом процессе границы усмотрения (дискреции), не допускать искажения сути социального государства и, исходя из экономических и финансовых возможностей страны, последовательно направлять правовое регулирование на повышение эффективности государственной помощи в социальной сфере, на адресность мер по социальной защите населения, соблюдать баланс интересов личности, общества и государства.
4. В современных условиях по-новому ставится вопрос о безопасности, в первую очередь безопасности личности, которая в связи с последними событиями в Европе и мире становится главенствующей конституционной ценностью.
Если ранее в конституционной доктрине и практике вопросы безопасности рассматривались с точки зрения национальной безопасности государства, соразмерности ограничений и пределов действий национальных властей, то в настоящее время понимание безопасности расширяется и дополняется, и на первый план выходят вопросы комплексной правовой безопасности личности, ее защищенности в многообразии общественных отношений.
В очередном Послании Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Конституционный Суд отметил, что обязательным условием поступательного и динамичного развития государства и общества является гарантирование правовой обеспеченности и правовой безопасности во всех сферах общественной жизни.
5. Помимо внешних вызовов, обусловленных динамизмом и открытостью современных межгосударственных отношений в условиях информационного общества, происходящими трансформациями государств, конституционное правосудие отвечает и на внутренние вызовы, оказывая существенное влияние на совершенствование национальных правовых систем, обеспечение надлежащего конституционно-правового баланса властных полномочий государственных органов и человека как главного субъекта конституционных отношений.
Оказывая существенное влияние на обеспечение равновесия всех общественно-политических сил в государстве, Конституционный Суд становится фактически конституционным арбитром не только между различными ветвями власти, но и в достижении гармонизации интересов личности, общества и государства на основе неукоснительного соблюдения конституционных принципов, ценностей и норм.
Исходя из объективных процессов государственных преобразований, интенсивного конституционно-правового строительства в настоящее время необходимо развивать функциональную многогранность конституционных судов, вытекающую из правовой природы конституционного контроля. Компетенция конституционного правосудия не должна сужаться в пользу конкретного или абстрактного нормоконтроля, нескольких субъектов обращения в конституционный суд, сводиться к одному направлению деятельности.
Тенденции развития конституционной юстиции свидетельствуют, что комплексный подход в осуществлении различных форм конституционного контроля, их оптимальное сочетание предопределяют действенность и результативность конституционного правосудия, содействуют правовой обеспеченности и полноте конституционно-правового регулирования, конституционализации общественных отношений, утверждению реального конституционализма.
Сегодня конституционным судам принадлежит роль хранителей Конституции, которая предполагает легитимность и доверие со стороны общества, требует взвешенных, продуманных и аргументированных решений, в полной мере обеспечивающих верховенство Конституции, конституционно-правовой баланс интересов человека, общества и государства.
В заключение сердечно поздравляю наших коллег, Конституционный Суд Российской Федерации, с 25-летним юбилеем, желаю дальнейших успехов и плодотворной деятельности по укреплению конституционной законности, утверждению верховенства права и справедливости.
Крепкого вам здоровья, счастья, мира и благополучия.