Конституция превыше всего
Сегодня наша страна отмечает один из важнейших государственных праздников – День Конституции. Основной Закон суверенной Беларуси был принят 22 года назад, 15 марта 1994 года. Он стал стержнем всего белорусского законодательства, провозгласив права и свободы человека высшей ценностью и целью общества и государства. На защите этих ценностей стоит Конституционный Суд Республики Беларусь.
Сегодня его Председатель Петр МИКЛАШЕВИЧ – гость нашей редакции.
Петр Петрович, на ваш взгляд, чем для граждан страны является Конституция?
— В первую очередь - правовой гарантией стабильности политического и общественного строя, важнейшим условием устойчивости социально-экономической жизни, стратегией поступательного и динамичного развития общества и государства. Конституция, как Основной Закон страны, включает систему фундаментальных ценностей общества, закрепляет права и свободы человека, гарантии их реализации и защиты.
— Какую роль в деле защиты этих ценностей играет Конституционный Суд?
— Он всей своей деятельностью осуществляет юридическую охрану Конституции, не допуская вольного обращения с конституционными принципами и нормами, искажения конституционно-правового смысла в законодательстве и правоприменении.
— А как обстояли дела с конституционной законностью в 2015 году?
— Сначала я отвечу на ваш вопрос в широком, глобальном смысле. Оценивая состояние конституционной законности в Беларуси в 2015 году, Конституционный Суд отметил реализацию в правовой системе положений Конституции, развитие конституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов международного права, направленность деятельности государственных органов и должностных лиц на поддержание конституционной законности, обеспечение более полной реализации конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизни и деятельности общества и государства.
Вместе с тем, оценивая состояние законодательства в целом, отмечу, что в условиях глобализации, интеграции, динамичности и взаимозависимости общественных и межгосударственных процессов основное внимание в области нормотворчества следует уделить обеспеченности и безопасности правового регулирования исходя из верховенства Конституции.
— Что это означает?
— В первую очередь то, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов, полно и конкретно регулировать важнейшие общественные отношения. Понимаете, они должны содержать надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка. Важна предсказуемость законотворческого процесса. А также стабильность и полнота правового регулирования, правовая определенность, доступность и понятность законодательства. Вместе эти факторы способствуют соблюдению справедливого баланса частных и публичных интересов, устойчивости экономической, социальной и политической жизни.
— Расскажите, какие задачи стоят перед Конституционным Судом в 2016-ом году?
— Они определены Конституцией и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Наша деятельность, как вы знаете, направлена на обеспечение верховенства Конституции и ее непосредственного действия, защиту конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении.
— Что делается для исполнения этих условий?
— Происходит конституционный контроль всех нормативных правовых актов в государстве, обязательный предварительный контроль конституционности законов, устраняются конституционно-правовые пробелы в законодательстве. Сейчас уже созданы необходимые правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов, происходит дальнейшее развитие и совершенствование конституционного судопроизводства, расширение доступа граждан к конституционному правосудию. Конституционный Суд стремится внести свой вклад в развитие демократического социального правового государства, углубляя и развивая представление о содержании конституционных ценностей и целей, принципов и норм с учетом изменяющейся объективной реальности в общественной жизни.
— Расскажите, сколько законов в порядке предварительного контроля рассмотрел Суд в прошлом году? Какие из них не выдержали этой проверки?
— В порядке обязательного предварительного контроля в 2015 году Конституционный Суд проверил конституционность 50 законов. Вот такое вышло круглое число. Среди них 1 кодекс, 16 общих и специальных законов и 33 закона о внесении изменений и дополнений в законы и кодексы. Все законы признаны соответствующими Конституции Республики Беларусь. При этом Конституционный Суд сформулировал более пятнадцати правовых позиций об устранении в некоторых законах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности. Они адресованы законодателю и правоприменителям для учета при дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования и в правоприменительной практике. В их числе правовые позиции в отношении норм законов "Об оперативно-розыскной деятельности", "О нотариате и нотариальной деятельности", и некоторые другие.
— А какие нарушения устранялись Судом в нормативных правовых актах? По чьей инициативе это происходило?
— На основании обращений граждан и юридических лиц. Конституционный Суд рассмотрел эти обращения и принял решения о необходимости устранения пробелов в Уголовно-процессуальном кодексе, в том числе связанных с реализацией права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь.
— Это интересный факт…
— Скажу подробней. В своем решении Конституционный Суд констатировал, что закрепленное в Конституции право на юридическую помощь не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах, и признал необходимым внести в Уголовно-процессуальный кодекс изменения и дополнения, обеспечивающие свидетелю возможность пользоваться юридической помощью адвоката при проведении следственных и иных процессуальных действий.
— Петр Петрович, можно ли говорить о неких тенденциях, когда отдельные сферы общественных отношений чаще других требуют конституционного контроля?
— Вы же знаете, что мы строим? Правовое государство, в котором обеспечивается юридическое равенство и справедливость. В нормах законов и других нормативных правовых актов присутствует и частный, и государственный интерес. В связи с этим во избежание нарушения их баланса, проверяются нормативные правовые акты исходя из конституционных ценностей, принципов и целей. Конституционный Суд в равной мере уделяет должное внимание всем нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения, руководствуясь верховенством права.
— Из этого вытекает мысль о важнейшей государственной задаче. Какова она?
— Разумеется, построение современного социального государства. В связи с этим Конституционный Суд уделяет особое внимание законам, которые затрагивают социальную сферу. И здесь необходимо подчеркнуть, что законодатель должен неукоснительно соблюдать в законотворческом процессе границы усмотрения, не допускать искажения сути социального государства и, исходя из экономических и финансовых возможностей страны, последовательно направлять правовое регулирование на повышение эффективности государственной помощи в социальной сфере, адресности мер по социальной защите населения, а также на достижение баланса интересов личности, общества и государства.
— Сможете привести пример такого внимания к социальной сфере?
— Пожалуйста. На основании обращения граждан принято решение о гарантиях трудовых прав одиноких матерей. В Трудовом кодексе для одиноких матерей установлены дополнительные гарантии при их приеме на работу и увольнении. Однако вследствие недостаточной определенности норм трудового законодательства на практике к отдельным категориям одиноких матерей указанные гарантии не применялись. В связи с этим в целях гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан, имеющих семейные обязанности, Конституционный Суд указал на необходимость устранения в Трудовом кодексе правовой неопределенности, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые в нем гарантии при приеме на работу и увольнении одиноких матерей.
— Серьезная защита. А были ли за последние годы случаи неисполнения решений Конституционного Суда? Остались ли сейчас такие ситуации?
— В целом наблюдается позитивная динамика исполнения решений со стороны государственных органов и должностных лиц. Например, в течение минувшего года исполнено пять решений Конституционного Суда об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности. С учетом правовых позиций Конституционного Суда принят Закон "Об альтернативной службе", внесены изменения и дополнения в ряд других законов. В то же время отмечу, что отдельные решения нуждаются в более оперативном исполнении.
— Петр Петрович, 2016-ый назван в стране Годом Культуры. Что об этом можно сказать применительно к Конституции?
— Считаю, что именно сейчас следует уделять больше внимания развитию конституционной культуры как целостной ценностной системы духовно-нравственных ориентиров, выработанных в ходе исторического развития белорусского народа, нашедших отражение в началах Конституции.
Убежден, что на основе Конституции граждане нашей страны как главные субъекты конституционных правоотношений продолжат активно вносить свой личный вклад в укрепление и развитие Беларуси как демократического социального правового государства.
— Поздравляю с праздником, желаю всем здоровья и благополучия!
Советская Белоруссия № 47 (24929). Вторник, 15 марта 2016
С текстом интервью можно также ознакомиться на сайте газеты «Советская Белоруссия» по адресу: http://www.sb.by/obshchestvo/news/konstitutsiya-prevyshe-vsego.html