Новости
В Национальном пресс-центре 22 января 2016 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 20 января 2016 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году».

1. Важнейшей юридической формой выражения общественного согласия, единства народа выступает Конституция Республики Беларусь, устанавливающая основы конституционного строя, фундаментальные принципы организации и функционирования белорусского общества и государства.

Реализуя конституционные положения о народном и государственном суверенитете, белорусский народ как единственный источник государственной власти и носитель суверенитета в Республике Беларусь на прошедших выборах демократическим путем избрал Президентом Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, подтвердил свое стремление сохранить достигнутое общественное согласие и стабильность, обеспечивать последовательное и динамичное развитие общества и государства на конституционной основе.

2. Конституция является основой правовой системы, ее нормы, обладающие учредительным характером и непосредственным действием, развиваются по сути и получают реальное воплощение в законодательстве и правоприменении.

При этом необходимо учитывать, что дальнейшее развитие в законотворческом процессе конституционных ценностей, принципов и норм способствует устойчивому и последовательному укреплению правового фундамента для развития Беларуси как демократического правового государства.

Деятельность Конституционного Суда как органа конституционного контроля в прошедшем году была направлена на защиту конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.

3. Оценивая состояние конституционной законности в Республике Беларусь в 2015 году, Конституционный Суд отмечает реализацию в правовой системе положений Конституции, развитие конституционных принципов и норм, а также общепризнанных принципов международного права в законодательном регулировании общественных отношений, направленность деятельности государственных органов и должностных лиц на поддержание режима конституционной законности, обеспечение более полной реализации конституционных прав и свобод граждан во всех сферах жизни и деятельности общества и государства.

4. По результатам осуществления обязательного предварительного контроля 50 законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания, до их подписания Президентом Республики Беларусь в прошедшем году Конституционным Судом признаны в целом соответствующими Конституции.

При этом Конституционный Суд посредством правовых позиций указывал в решениях на наличие в некоторых законах определенных недостатков, ориентировал государственные органы и иные организации, должностных лиц и граждан на конституционно выверенный подход к применению норм законов на практике с учетом требований Конституции.

Конституционным Судом рекомендовано законодателю при совершенствовании законодательства в полной мере обеспечивать эффективность правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан, предсказуемость и обеспеченность правового регулирования общественных отношений.

5. Конституционным Судом в 2015 году принимались решения об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

Основанием для возбуждения производства по таким делам в соответствии со статьей 158 Закона «О конституционном судопроизводстве» являются поступившие в Конституционный Суд обращения государственных органов, иных организаций, а также граждан, содержащие соответствующую информацию.

На основании обращений Конституционным Судом в 2015 году приняты решения о необходимости устранения законодателем в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь пробелов в правовом регулировании:

реализации права граждан, выступающих свидетелями в уголовном процессе, на квалифицированную юридическую помощь в связи с отсутствием нормы, прямо закрепляющей допуск адвоката к участию в уголовном процессе в качестве представителя свидетеля;

обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту по делам частного обвинения в случаях, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, а также если наступила смерть лица, пострадавшего от преступления.

6. В 2015 году исполнено пять решений Конституционного Суда об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности, реализованы четыре правовые позиции, содержащиеся в решениях, принятых в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов. Так:

в целях устранения пробела в законодательном регулировании реализации положений статьи 57 Конституции, предусматривающей возможность прохождения альтернативной службы, принят Закон от 4 июня 2015 года «Об альтернативной службе»;

в целях надлежащей реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в постановлении Правительства от 25 февраля 2015 г. определен порядок подтверждения личности граждан, не имеющих паспорта, для целей пенсионного обеспечения и порядок выплаты пенсии таким гражданам.

Изложенные в решениях Конституционного Суда правовые позиции учтены нормотворческими органами и в ряде других нормативных правовых актов.

7. В Послании содержатся следующие выводы:

Во-первых, в условиях развития глобализации, интеграции, динамичности и взаимозависимости общественных и межгосударственных процессов основное внимание в области нормотворчества следует уделить обеспеченности и безопасности правового регулирования исходя из верховенства Конституции.

Как неотъемлемая часть принципа верховенства права, принцип правовой обеспеченности предполагает, что законодательные акты должны быть направлены на достижение и обеспечение конституционно значимых целей и интересов, полно и конкретно регулировать важнейшие общественные отношения, содержать надлежащие механизмы реализации прав и свобод граждан, укрепления конституционного правопорядка.

Во-вторых, в процессе правового обеспечения экономических отношений на современном этапе следует исходить из того, что стабильное и динамичное развитие базируется на фундаментальных конституционных положениях о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантиях равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности и предполагает обязанность законодателя выработать на конституционной основе понятный и эффективный правовой механизм для субъектов экономических отношений.

Конституционный Суд обращает внимание на необходимость дальнейшего развития торгового права, призванного содействовать формированию инфраструктуры товарного рынка, налаживанию устойчивых торгово-экономических связей между производителями и потребителями. В целях современного правового обеспечения экономических отношений имеется объективная потребность модернизации гражданского законодательства путем разработки и принятия нового Гражданского кодекса, включающего торговое право как самостоятельную подотрасль.

В-третьих, определяющим для выявления сути социального государства является закрепление на конституционном уровне обязанностей государства по созданию условий для свободного и достойного развития личности, по обеспечению права каждого на достойный уровень жизни.

Конституционный Суд обращает внимание на то, что законодатель при определении механизмов реализации социальных прав граждан в соответствии со своими конституционными полномочиями должен неукоснительно соблюдать в законотворческом процессе границы усмотрения (дискреции), не допускать искажения сути социального государства и, исходя из экономических и финансовых возможностей страны, последовательно направлять правовое регулирование на повышение эффективности государственной помощи в социальной сфере, адресности мер по социальной защите населения, а также на достижение баланса интересов личности, общества и государства.

В-четвертых, реализация принципа правовой обеспеченности в деятельности судов общей юрисдикции направлена на усиление роли судебной власти в гарантировании судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечении стабильности в обществе и государстве.

Конституционный Суд считает, что в целях дальнейшего развития конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, обеспечения равного доступа к правосудию необходимы разработка и принятие единого процессуального закона, регулирующего рассмотрение гражданских и экономических дел.

Повышение уровня правовой обеспеченности конституционного права граждан на судебную защиту в административном судопроизводстве должно быть направлено на создание правовых механизмов для своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав. В настоящее время, исходя из специфики взаимоотношений между гражданином и государством, требуется введение специализированного административного судопроизводства, определяющего порядок рассмотрения споров между гражданами и государством в лице государственных органов и должностных лиц.

В-пятых, важнейшим содержательным элементом государственного суверенитета выступает правовой суверенитет, который во внутригосударственной сфере проявляется в функционировании государственной власти на основе верховенства Конституции, а во внешнеполитической – в признании государством общепризнанных принципов международного права.

В настоящее время, учитывая участие Республики Беларусь в интеграционных процессах, важно сохранить конституционную идентичность, суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития.

С учетом практики конституционного правосудия европейских стран целесообразно выработать правовой механизм, позволяющий рассматривать в Конституционном Суде наднациональные правовые акты, затрагивающие основы конституционного строя, конституционные права и свободы граждан и гарантии их реализации в целях обеспечения баланса национальных и наднациональных интересов.

В-шестых, обязательным условием поступательного и динамичного развития государства и общества является гарантирование правовой обеспеченности и правовой безопасности во всех сферах общественной жизни.

Предсказуемость законотворческого процесса, стабильность и полнота правового регулирования, правовая определенность, доступность и понятность законодательства укрепляют доверие граждан к государственной власти, уверенность в гарантировании реализации и защиты прав и свобод, способствуют обеспечению суверенитета и национальной безопасности, эффективному функционированию правовой системы, соблюдению справедливого баланса частных и публичных интересов.

Конституционная законность, являясь определяющей составляющей конституционализма, обеспечивается повседневной деятельностью всех государственных органов, должностных лиц, граждан и институтов гражданского общества, предопределяет незыблемость устоев народовластия и конституционного строя.

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.