Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 мая 2015 г. № Р-983/2015
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе».

 

Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 13 мая 2015 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 мая 2015 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1.  Согласно Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7); Конституция обладает высшей юридической силой; законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией (часть первая статьи 137).

 

Статьей 57 Конституции закреплены положения о том, что защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом.

 

В решении Конституционного Суда от 26 мая 2000 г. «О некоторых вопросах реализации статьи 57 Конституции Республики Беларусь» указано на необходимость обеспечения права граждан Республики Беларусь на замену, в частности по религиозным убеждениям, воинской службы альтернативной путем установления действенного механизма реализации этого права.

 

Конституционный Суд отмечает, что целью принятия Закона является устранение пробела в конституционно-правовом  регулировании общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан на прохождение альтернативной службы.

 

2. В соответствии с Конституцией человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).

 

Статьей 31 Конституции установлено право каждого самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

 

В статье 18 Всеобщей декларации прав человека закреплено  право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, которое включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

 

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору; свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

 

Исходя из указанных положений Конституции и международных правовых актов во взаимосвязи со статьей 57 Конституции, альтернативная служба определяется Законом как общественно-полезная деятельность, осуществление которой возлагается на граждан Республики Беларусь взамен воинской службы и которая не связана со службой в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь (статья 1). Законом устанавливаются также сферы, в которых граждане проходят альтернативную службу, а именно: в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей (часть первая статьи 4).

 

Таким образом, определение в Законе альтернативной службы как общественно-полезной деятельности в вышеуказанных сферах общественной жизни свидетельствует о ее социальном характере.

 

3. Законом предусматривается, что на альтернативную службу могут быть направлены граждане, подлежащие призыву на срочную военную службу, службу в резерве, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к прохождению срочной военной службы, службы в резерве, лично заявившие о том, что принятие военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боеприпасов и боевой техники противоречат их религиозным убеждениям в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы (часть первая статьи 3). Кроме того, устанавливается, что при наличии указанных оснований гражданин, подлежащий призыву на срочную военную службу, службу в резерве, может не позднее десяти календарных дней до окончания мероприятий по призыву на срочную военную службу, службу в резерве обратиться с письменным заявлением в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства; в заявлении должны быть изложены причины, побудившие гражданина заявить о замене воинской службы на альтернативную службу; к заявлению прилагается автобиография гражданина; гражданин вправе представлять иные материалы, которые могут служить подтверждением информации, изложенной в заявлении (части первая – третья статьи 15 Закона).

 

Оценивая конституционность данных положений Закона, Конституционный Суд считает, что обязанность гражданина, подлежащего призыву на срочную военную службу, службу в резерве, лично обосновать глубину религиозных убеждений в той мере, в которой становится невозможным прохождение воинской службы, не может рассматриваться как противоречащая статье 31 Конституции, поскольку она изначально обусловлена заявленным самим гражданином желанием вместо воинской службы проходить альтернативную.

 

Конституционный Суд отмечает также, что принятие решения о замене воинской службы на альтернативную (часть пятая статьи 16 Закона) зависит от глубины религиозных убеждений гражданина, делающей невозможным прохождение им воинской службы. Законодатель не связывает право на замену воинской службы на альтернативную лишь с фактом состояния в религиозной организации либо иными, в частности пацифистскими, убеждениями.

 

При этом Конституционный Суд обращает внимание на правовую позицию Европейского Суда по правам человека, изложенную в Постановлении от 7 июля 2011 г. по делу «Баятян (Bayatan) против Армении», в котором указано, что лишь неприятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 «Свобода мысли, совести и религии» Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

4. В соответствии с Конституцией государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

 

Статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

 

Согласно статье 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

 

В пункте 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплена обязанность каждого участвующего в данном Пакте государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, а также развивать возможности судебной защиты (подпункты «а» и «b»).

 

Исходя из данных положений Конституции и международно-правовых актов, Конституционный Суд обращает внимание на то, что при применении части второй статьи 17 Закона, согласно которой решение об отказе в замене воинской службы на альтернативную службу гражданин вправе обжаловать в областную (Минскую городскую) призывную комиссию или в суд, следует иметь в виду, что отказ областной (Минской городской) призывной комиссии в удовлетворении жалобы не лишает гражданина права на судебную защиту.

 

В соответствии со статьями 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь судопроизводство по гражданским делам регулируется Конституцией, данным Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь. Гражданское процессуальное законодательство регулирует порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских, семейных, трудовых, других исковых дел, дел, возникающих из административно-правовых отношений, дел особого производства, дел приказного производства, а также иных дел и порядок исполнительного производства.

 

В ряде решений Конституционного Суда указывалось, что несоблюдение конституционного принципа верховенства права и основанного на нем принципа правовой определенности при регулировании отношений, касающихся прав и свобод граждан, гарантий их реализации, может повлечь неоднозначное понимание нормативных правовых актов или их отдельных норм, а также их неправильное применение, что не способствует обеспечению должного уровня конституционной законности.

 

В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что, наряду с закреплением права гражданина на обжалование, в том числе в суд, решения районной (городской) призывной комиссии об отказе в замене воинской службы на альтернативную, законодателю следует определить особенности судебного порядка рассмотрения таких жалоб, обусловленные характером правоотношений, регулируемых Законом.

 

5. Согласно Конституции гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (статья 58); общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья статьи 133).

 

На реализацию данных конституционных положений направлен ряд норм Закона. В частности, Законом устанавливаются сроки альтернативной службы для граждан: не имеющих высшего образования, – 36 месяцев; имеющих высшее образование, – 24 месяца (статья 19); права и обязанности граждан, проходящих альтернативных службу (статья 21); предоставление им за счет средств республиканского бюджета ежемесячного денежного содержания (статья 24); меры взыскания, применяемые к гражданам, проходящим альтернативную службу, и порядок их применения (статья 27).

 

При регламентации некоторых вопросов, касающихся альтернативной службы, законодателем учитываются положения действующего законодательства, регулирующего прохождение воинской службы. Так, с письменным заявлением о замене воинской службы на альтернативную гражданин обращается в районную (городскую) призывную комиссию по месту жительства, которая принимает соответствующее решение; одной из причин принятия решения об отказе гражданину в удовлетворении данного ходатайства является его неявка без уважительных причин, указанных в части второй статьи 10 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе», на заседание призывной комиссии; в месячный срок со дня увольнения с альтернативной службы гражданин обязан явиться в военный комиссариат и иной орган, осуществляющий воинский учет, для принятия на воинский учет; граждане, уволенные с альтернативной службы, военным комиссаром зачисляются в запас Вооруженных Сил Республики Беларусь и относятся к запасу военнообязанных второй категории (статьи 15, 16, часть первая статьи 17, часть четвертая статьи 21, часть первая статьи 30 Закона).

 

Изложенное свидетельствует о направленности законодательного регулирования в этой части на обеспечение общих условий прохождения гражданами альтернативной службы независимо от организации, определенной  в качестве места прохождения их службы.

 

6. Одним из условий прохождения гражданином альтернативной службы является соблюдение им ограничений, связанных с прохождением такой службы. К числу таких ограничений в соответствии со статьей 23 Закона относится запрет принимать участие в забастовках, заниматься иной оплачиваемой деятельностью (работой), осуществлять предпринимательскую деятельность.

 

Конституционный Суд считает, что вышеуказанное условие прохождения альтернативной службы не нарушает закрепленные в статьях 36 и 41 Конституции права граждан Республики Беларусь, в том числе право на свободу объединений, труд, защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на забастовку, поскольку гражданин добровольно реализует предусмотренное статьей 57 Конституции право на прохождение альтернативной службы вместо прохождения воинской службы.

 

7. Статья 28 Закона, закрепляющая, что граждане, уклоняющиеся от прохождения альтернативной службы, несут ответственность в соответствии с законодательными актами (часть первая), основана на нормах части второй статьи 2, части второй статьи 57 и статьи 58 Конституции.

 

Определение законодателем в данной статье Закона правонарушений, связанных с уклонением гражданина от прохождения альтернативной службы (часть вторая), и причин неявки гражданина в установленный срок к месту прохождения альтернативной службы, являющихся уважительными (часть третья), а также регламентация порядка установления причин неявки гражданина (часть четвертая) свидетельствуют о реализации конституционного принципа верховенства права (статья 7 Конституции), необходимым элементом которого выступает принцип правовой определенности, предполагающий, что нормы законов должны быть непротиворечивыми, логически согласованными, изложены точно и ясно с целью обеспечения их единообразного применения на практике.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на законодательное обеспечение реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на замену воинской службы альтернативной службой в связи с невозможностью прохождения воинской службы по религиозным убеждениям.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об альтернативной службе» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

заместитель Председателя

Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                          О.Г.Сергеева