Уважаемые участники форума!
Дамы и господа!
Воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, утверждение конституционной законности обусловливают становление в Республике Беларусь конституционализма как особого состояния общества и государства, всей совокупности общественных отношений, развивающихся в конституционном русле.
Конституционализация общественных отношений осуществляется посредством утверждения верховенства права и развития конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении, установления конституционного порядка, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией.
При этом развитие общества и государства направлено не просто на достижение абстрактных конституционных целей, а на обеспечение материальных и духовных потребностей человека, формирование личности гражданина как главного субъекта конституционных прав и обязанностей.
Развитие демократического правового государства и социально благополучного общества на принципах равенства и справедливости, реальные гарантии прав и свобод человека, гармоничное развитие личности, выступают в качестве основных целей конституционализации общественных отношений и по сути определяют направления развития современного конституционализма.
В условиях глобализации происходит конституционализация и международных правоотношений, обусловленных возникновением наднациональных образований с самостоятельными правовыми порядками и актами по своему характеру конституционного значения. В процессе конструирования общего наднационального конституционализма, прежде всего на европейском политико-правовом пространстве, вырабатываются общие подходы к решению конституционных проблем, общие методы толкования и применения конституционных норм и принципов. В то же время, проявляется стремление к усилению национальных традиций государственного строительства, сохранению конституционно-правовой идентичности.
Развитие конституционализма в Беларуси
Формирование конституционного устройства, базирующегося на общечеловеческих принципах гуманизма, свободы, равенства и справедливости, находит развитие в белорусской государственности на протяжении не одного столетия.
При разработке принятой в 1994 году Конституции Республики Беларусь как суверенного независимого государства использовались конституционная доктрина ведущих европейских стран и мировой опыт конституционализма. Это позволило в целом учесть объективные факторы переходного периода и определить конституционные цели развития общества и государства на перспективу. В Конституции нашли нормативное закрепление общемировые стандарты в области прав человека, принципы разделения властей и формирования демократического правового социального государства.
Основу современного конституционализма в Беларуси составляют следующие фундаментальные положения.
Во-первых, человек, его права и свободы. Согласно статье 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая); при этом закрепляется взаимная ответственность: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая).
Данные конституционные положения оказывают существенное влияние на политику государственной власти по формированию по сути государства для народа. При этом соблюдение и гарантированность прав и свобод человека, их защищенность являются основополагающими направлениями развития демократии, экономической безопасности, социальной политики государства.
Во-вторых, народовластие. В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Закрепление принципа народовластия в Конституции предопределило юридическую природу конституционного строя Республики Беларусь, а его последовательная реализация обеспечивает устойчивое эффективное развитие государства и общества без революций и социальных потрясений.
В-третьих, принцип разделения властей. С народовластием неразрывно связан конституционный принцип разделения властей: государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции).
Заложенный в Конституции 1994 года принцип разделения властей оказалось не просто реализовать на практике, поскольку полномочия каждой ветви власти были определены недостаточно сбалансированно. Выход был найден путем проведения референдума в 1996 году, на основе которого внесены изменения в Конституцию и более четко разграничены полномочия ветвей власти и сформирован действенный правовой механизм взаимодействия государственных органов.
В настоящее время можно констатировать, что установление сильной президентской власти дало возможность нашей стране развиваться устойчиво и последовательно в достижении стратегических целей обеспечения независимости и безопасности, роста благосостояния народа.
В-четвертых, верховенство права. В Беларуси на конституционном уровне установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
Конституция Республики Беларусь не только закрепляет принципы и нормы, по которым государство и общество живут в настоящее время, но и определяет пути развития государства на долгосрочную перспективу как демократического социального правового государства.
Заложенный потенциал правовых преобразований реализуется и путем толкования конституционных положений, выявления конституционно-правового смысла норм законодательных актов, обогащая содержание Конституции в современных условиях. Это многократно усиливает ее регулятивный потенциал, позволяет гражданам и должностным лицам воспринимать Основной Закон нашего государства не только как совокупность правовых норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, но и как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью.
В-пятых, суверенитет. В настоящее время на фоне процессов глобализации и интеграции вопросы суверенитета, его содержания, пределов и особенностей реализации требуют нового осмысления как необходимые составляющие конституционной доктрины конкретного государства и важнейшее направление развития конституционализма.
Республика Беларусь входит в межгосударственные и международные образования, проводит многовекторную внешнюю политику, ориентируясь при этом прежде всего на собственную Конституцию, ее ценности и цели, принципы и нормы международного права.
С вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства, унификации правовых и экономических инструментов, выработки единых подходов по ряду направлений социально-экономического развития.
Открытость Республики Беларусь для международно-правовой интеграции предполагает возможность передачи части суверенных полномочий наднациональным структурам межгосударственных объединений. Однако при этом, исходя из верховенства Конституции, не могут ограничиваться суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития, изменяться демократический, социальный и правовой характер белорусского государства, умаляться конституционные права и свободы граждан.
Роль конституционного контроля в развитии конституционализма
Важную роль в обеспечении верховенства Конституции, ее прямого действия, утверждении принципов правового государства играют конституционные суды. Их решения оказывают влияние на направленность конституционно-правового регулирования развития государства и общества, конституционализацию национального законодательства, характер формирования правоприменительной практики.
Органы конституционного контроля начинают выступать в качестве медиаторов общественных отношений в ходе реализации основных ценностных и целевых «посылов» конституций как в правотворчестве, так и правоприменении. Данная тенденция способствует созданию условий для устойчивого развития общества и государства в конституционно-правовом русле, то есть усиливается стабилизационная функция конституционного правосудия.
В Республике Беларусь за прошедший 20-летний период созданы определенные правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов. Особенностью белорусской модели конституционного контроля является сочетание предварительного и последующего контроля. Предварительный контроль конституционности законов уже более пяти лет является основным направлением деятельности Конституционного Суда.
Решения Конституционного Суда Республики Беларусь и выраженные в них правовые позиции направлены на утверждение верховенства Конституции, обеспечение ее комплексного воздействия на общественные отношения, поступательное развитие которых во многом зависит от объема реализации и практического соблюдения конституционных норм и принципов, действенности механизма реализации прав и свобод человека. Конституционный Суд, принимая решения и формулируя в них правовые позиции, защищает конституционные ценности, поддерживая их конституционно-правовой баланс в современных условиях.
В целом, оценивая эффективность конституционного контроля в Республике Беларусь, можно утверждать, что Конституционный Суд, с одной стороны, подтверждает, что в принятых законах развиваются конституционные положения, с другой – нацеливает законодателя на дальнейшее совершенствование законодательных актов в целях выработки действенного правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан и указывает правоприменителю на недопущение искажения выявленного конституционно-правового смысла норм законов.
Осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов свидетельствует о его значимой роли в обеспечении стабильности и динамизма правового регулирования общественных отношений, согласованности норм различных отраслей законодательства и единства правоприменения.
В ежегодных посланиях Президенту и Парламенту Конституционный Суд на основе рассмотренных дел и материалов, сформулированных правовых позиций нацеливает нормотворческие и правоприменительные органы на практическую реализацию и защиту конституционных ценностей. При этом постоянно подчеркивается, что конституционная законность как важнейшая составляющая конституционализма должна обеспечиваться в повседневной деятельности всех государственных органов, граждан, институтов гражданского общества.
Утверждение конституционализма в жизни общества и государства
В современных условиях при сформировавшейся в целом правовой системе, достигнутой политической и социальной стабильности в стране, эффективном функционировании и взаимодействии ветвей власти ключевым являются продолжение реализации конституционных положений в законодательстве и правоприменении, утверждение верховенства права как основополагающего начала и регулятора государственной и общественной жизни, скрепляющего белорусское общество и государство.
Идейная сфера конституционализма является в массовом сознании мировоззренческо-идеологической областью, в которой утверждаются важнейшие правовые и нравственные ценности. Доверие граждан к власти, высокий уровень правовой культуры, правосознания, становление и развитие конституционного мышления превращают конституционные нормы в реально действующий инструмент. При этом конституционализация общественных отношений, формирование конституционной культуры должны являться обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан.
Двадцатилетний период действия Конституции Республики Беларусь подтвердил приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям, его стремление реально утверждать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. При этом сохранение стабильности и справедливости в обществе достигается при соблюдении приоритета в государственном и общественном развитии ценностей, которые исторически выработаны народом, обусловлены его историей, культурой, менталитетом.
Важнейшей, фундаментальной, конституционной ценностью в Республике Беларусь является демократическое социальное правовое государство, выступающее исходным основанием эффективной реализации других конституционных ценностей, включая высшую конституционную цель и ценность – человека. Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных правоотношений.
Неотъемлемым элементом конституционализма выступает и конституционный правопорядок как процесс воплощения конституционных норм и принципов, в центре которого находятся действующая политическая система, демократический и действенный механизм власти, реализация государственных властных полномочий в пределах и на основе Конституции.
Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, выработка на законодательном уровне реально действующих правовых механизмов для полной и точной реализации конституционных норм обусловливают претворение в жизнь конституционной модели организации общественных отношений. При этом авторитетная государственная власть, баланс социально-политических интересов, конструктивное взаимодействие государства и гражданского общества способствуют утверждению конституционализма, в конечном итоге предопределяя движение к конституционному государству.
Заключение
В Республике Беларусь происходит становление демократического социального правового государства, в котором не только провозглашаются права и свободы человека, но и создаются действенные механизмы претворения в жизнь конституционных ценностей, принципов и норм. При этом современный конституционализм базируется и на устойчивом фундаменте национальных особенностей и традиций государственного строительства.
Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь при осуществлении конституционного контроля направлена на воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции, утверждение конституционной законности, обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.
Благодарю за внимание!