Новости
В Национальном пресс-центре 22 января 2015 г. состоялась пресс-конференция Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь Миклашевича П.П. на тему «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году»

В своем выступлении Председатель Конституционного Суда остановился на содержании принятого 20 января 2015 г. Конституционным Судом Послания Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2014 году».

Прошедший 2014 год был ознаменован значимыми событиями – 20-летием Конституции Республики Беларусь и 20-летием деятельности Конституционного Суда.

На основе Конституции, в которой закреплены важнейшие принципы устройства общества и государства, механизм осуществления государственной власти, права и свободы граждан, два десятилетия эффективно развивается и укрепляется Республика Беларусь, обеспечивается установление гражданского и общественного согласия.

1. Конституция Республики Беларусь является основой стратегии устойчивого развития общества и государства. Закрепленные в ней принципы и нормы гарантируют не только права и свободы граждан, но и стабильность конституционного строя, что позволяет определять перспективы развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства.

Эволюционное конституционное развитие базируется на фундаментальных конституционных принципах приоритета прав и свобод человека и гарантий их реализации, взаимной ответственности государства и гражданина, народовластия, разделения государственной власти и взаимодействия ее органов, верховенства права, равенства и справедливости, а также других принципах, прямо закрепленных в Конституции либо вытекающих из ее положений.

В современных условиях динамичное и порой непредсказуемое развитие общественных отношений обусловливает необходимость соответствующего правового регулирования на основе Конституции. Выявление многогранного содержания конституционных принципов, последовательное и целенаправленное их применение к изменяющимся правоотношениям, реализация в законодательстве и правоприменительной деятельности являются необходимыми условиями обеспечения динамизма конституционно-правового регулирования.

2. Конституционный Суд, защищая гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, утверждая верховенство Конституции, формулирует в своих заключениях и решениях правовые позиции, интерпретируя конституционные принципы и нормы применительно к конкретным правоотношениям. Такая деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению эффективности конституционно-правового регулирования, укреплению конституционной законности.

Положения Конституции о Конституционном Суде как органе, осуществляющем контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, получили в 2014 году дальнейшее системное развитие в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, а также в принятом Законе Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве». При этом усовершенствовано правовое регулирование порядка рассмотрения в Конституционном Суде дел, принятия по ним заключений или решений и их исполнения, совершения участниками конституционного судопроизводства процессуальных действий.

3. Оценивая состояние конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении, Конституционный Суд отмечает положительные тенденции системного обеспечения верховенства Конституции в законодательстве и утверждения конституционного правопорядка во всех сферах государственной и общественной жизни.

Проверенные Конституционным Судом в 2014 году в порядке предварительного контроля 55 законов в целом признаны соответствующими Конституции.

Анализ изученных и рассмотренных Конституционным Судом дел и иных материалов свидетельствует о соблюдении и развитии в законотворческом процессе конституционных принципов и норм, обеспечении верховенства права, повышении эффективности конституционно-правового регулирования.

Выявленные в некоторых законах правовые пробелы, правовая неопределенность и коллизии законодателю рекомендовано устранить при дальнейшем совершенствовании правового регулирования соответствующих отношений.

4. В порядке осуществления последующего конституционного контроля Конституционным Судом в 2014 году по предложению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь было рассмотрено дело о соответствии Конституции некоторых норм Уголовно-процессуального кодекса (положения пункта 7 части 1 статьи 29, части 1 статьи 250, части 1 статьи 279, пункта 1 части 1 статьи 303 УПК).

Поводом послужило инициативное обращение в Палату представителей гражданки, высказавшей мнение, что фактом прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию без согласия близких родственников умершего и его возможными юридическими последствиями существенно затрагиваются честь и доброе имя покойного, а также законные интересы его близких родственников, при этом нарушаются положения статьей 26 и 60 Конституции, закрепляющие презумпцию невиновности и право каждого на судебную защиту.

В Заключении по данному делу Конституционный Суд признал отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса не соответствующими Конституции в той мере, в какой они позволяют органу, ведущему уголовный процесс, в случае смерти подозреваемого или обвиняемого отказать в возбуждении уголовного дела, а по возбужденному делу прекратить производство без согласия его близких родственников, поскольку такое регулирование не позволяет обеспечить реабилитацию умершего с целью защиты его достоинства, чести и доброго имени.

5. Конституционным Судом в 2014 году реализовывались полномочия по принятию решений об устранении в нормативных правовых актах пробелов, исключении в них коллизий и правовой неопределенности.

Основанием для возбуждения производства по делам данной категории явились поступившие в Конституционный Суд обращения граждан и организаций. На практике такую возможность обращения граждан в Конституционный Суд можно рассматривать как определенную форму прямого доступа к конституционному правосудию.

Так, например:

в целях обеспечения конституционного принципа верховенства права, гарантирования защиты в трудовых отношениях конституционных прав граждан, имеющих семейные обязанности, Конституционный Суд в решении указал на необходимость исключения законодателем в Трудовом кодексе правовой неопределенности, вызванной отсутствием ясного и точного определения круга лиц, на которых распространяются предусматриваемые в нем гарантии при заключении и прекращении трудового договора для одиноких матерей;

в целях надлежащей реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение и соблюдения принципа социальной справедливости Конституционный Суд признал необходимым исключить правовую неопределенность и предложил Совету Министров путем принятия соответствующего постановления обеспечить посредством правового регулирования порядка представления и оформления документов для назначения пенсии органами по труду, занятости и социальной защите возможность удостоверения личности в исключительных случаях не только паспортом гражданина Республики Беларусь, но и иными документами.

6. В течение 2014 года исполнено 8 решений Конституционного Суда. Изложенные в них правовые позиции учтены законодателем путем внесения соответствующих изменений и дополнений:

Хозяйственный процессуальный кодекс дополнен статьей, предоставляющей право сторонам выбирать примирителя при проведении примирительной процедуры (медиации) (1551);

Гражданский процессуальный кодекс дополнен нормами, регулирующими особенности рассмотрения и разрешения жалоб граждан на вынесенное в отношении их предупреждение о возможности направления в лечебно-трудовой профилакторий (параграф 62 главы 29);

в Уголовный кодекс внесены изменения и предусмотрена возможность освобождения от наказания или замены наказания более мягким лицу, страдающему иным тяжелым заболеванием, препятствующим отбыванию наказания, независимо от времени возникновения такого заболевания (статья 29).

Выраженные в решениях Конституционного Суда правовые позиции учтены нормотворческими органами в ряде других нормативных правовых актов.

В заключительной части выступления Председателем Конституционного Суда были приведены некоторые выводы и предложения, изложенные в Послании.

Во-первых, динамичное развитие социальных и экономических процессов предопределяет необходимость своевременного, а порой и опережающего правового регулирования общественных отношений. При этом следует учитывать, что стабильные фундаментальные конституционные положения о конституционном строе, правах и свободах человека и гражданина являются конституционной основой перспективного и динамичного законодательного регулирования.

При правовом регулировании общественных отношений необходимо в обязательном порядке учитывать основополагающие конституционные принципы приоритета прав и свобод человека, верховенства права, равенства и справедливости, что позволяет последовательно направлять законотворческий процесс на развитие конституционных ценностей и достижение конституционных целей.

Во-вторых, на современном этапе возрастает требование определенности правовых норм, полного и последовательного закрепления нормативной воли, что является важным условием упорядоченности общественной жизни, осознанного подчинения человека и гражданина праву.

Конституционный Суд постоянно обращает внимание нормотворческих органов на необходимость безусловного соблюдения принципа правовой определенности, согласно которому любой нормативный правовой акт должен носить определенный характер, эффективно воздействовать на общественные отношения и устанавливать соразмерное правовое регулирование. При этом необходимо четкое, ясное и недвусмысленное изложение правовых норм, точно устанавливающих требования, предъявляемые к действиям физических и юридических лиц, рамки возможного, должного и запрещенного поведения.

В-третьих, в решениях Конституционного Суда неоднократно указывалось, что закрепленный в международных актах свободный и беспрепятственный доступ к правосудию является достижением современной цивилизации, неотъемлемой составляющей фундаментального конституционного права граждан и юридических лиц на судебную защиту.

Конституционный Суд полагает, что в настоящее время для обеспечения свободного доступа к правосудию законодательные акты, затрагивающие права и свободы граждан, целесообразно издавать на двух государственных языках – белорусском и русском в соответствии с положением статьи 17 Конституции о равенстве двух государственных языков.

В-четвертых, с вступлением Республики Беларусь в Евразийский экономический союз актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства. Поэтому Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость безусловного соблюдения в законотворческом процессе верховенства Конституции, последовательного развития конституционных ценностей и принципов, что позволит достичь гибкого, динамичного, предельно определенного, максимально отвечающего потребностям общества и государства современного правового регулирования.

В-пятых, в целях обеспечения конституционной законности требуется постоянная целенаправленная деятельность всех государственных органов и должностных лиц по организации государственных дел и жизни людей в соответствии с нормами Конституции, а со стороны граждан – добросовестное и ответственное исполнение конституционных обязанностей.

При этом создание надлежащих условий и равных возможностей для реализации прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц является важнейшей функцией демократического социального правового государства, формирование которого последовательно осуществляется в Республике Беларусь.

 

Во второй части пресс-конференции Председатель Конституционного Суда ответил на вопросы журналистов.