Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30 декабря 2014 г. № Р-974/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности».

 

Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением общественной и пограничной безопасности Республики Беларусь.

 

Законом в новой редакции излагается Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 года «О Государственной границе Республики Беларусь», а также вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», «Об органах пограничной службы Республики Беларусь», Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и другие законодательные акты.

 

При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В Конституции установлено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (части вторая и третья статьи 1); территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; территория Беларуси едина и неотчуждаема (части первая и вторая статьи 9).

 

Согласно Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).

 

Закон направлен на реализацию данных и иных конституционных положений.

 

2. В излагаемом статьей 10 Закона в новой редакции Законе Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» (далее – Закон о границе) устанавливаются организационные и правовые основы государственной пограничной политики, в том числе определяются полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в области государственной пограничной политики и регламентируются вопросы обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь.

 

Так, в Законе о границе дополняются и уточняются полномочия Президента Республики Беларусь и отдельных государственных органов в области государственной пограничной политики (статьи 4–13).

 

Кроме того, в целях создания дополнительных условий для поддержания режима Государственной границы и пограничного режима в Законе о границе расширяется перечень субъектов, участвующих в проведении государственной пограничной политики, путем отнесения к ним Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (статья 10), Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь (статья 14).

 

Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона обеспечивают реализацию закрепленных в частях первой и второй статьи 79 Конституции полномочий Президента Республики Беларусь, согласно которым он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.

 

Нормы Закона, касающиеся компетенции государственных органов, вытекают также из конституционных положений, согласно которым государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

 

3. В Законе о границе уточняется действующий порядок въезда (входа), пребывания и передвижения физических лиц в пограничной зоне и пограничной полосе. В частности, в статье 37 конкретизируются требования к документам, необходимым для обеспечения пограничного режима, в зависимости от возраста физических лиц (достигших либо не достигших 14 лет); вводится запрет оставлять в пределах пограничной зоны механические транспортные средства вне населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне, без уведомления ближайшего подразделения органов пограничной службы; устанавливаются дополнительные ограничения на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне для лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы.

 

По мнению Конституционного Суда, приведенные положения Закона направлены на повышение уровня пограничной безопасности и соответствуют конституционным требованиям защиты независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечения законности и правопорядка (часть третья статьи 1 Конституции).

 

4. Согласно части девятой статьи 37 Закона о границе запрещается перемещать по территории пограничной зоны или пограничной полосы и хранить в пределах указанной территории товары в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

 

Одновременно в соответствии со статьей 6 Закона статья 12.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях дополняется частью 6, предусматривающей административную ответственность за перемещение по территории пограничной зоны или пограничной полосы, хранение в пределах указанной территории физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на осуществление оптовой, розничной торговли табачными изделиями либо права на хранение табачных изделий (как вид предпринимательской деятельности), более тысячи сигарет, более тысячи граммов табака или иных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности.

 

Конституционный Суд полагает, что данное правовое регулирование направлено на защиту интересов государства в экономической сфере как одну из составляющих национальной безопасности и одновременно на защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.

 

Такой подход законодателя соответствует конституционным предписаниям, согласно которым государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции). 

 

5. Статьей 45 Закона о границе более полно регулируются права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров, предполагающие пересечение пассажирами Государственной границы, что обусловлено необходимостью принятия дополнительных мер по поддержанию режима в пунктах пропуска через Государственную границу, предупреждения и пресечения правонарушений при пересечении Государственной границы.

 

В частности, на перевозчиков, осуществляющих международные перевозки пассажиров морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом, возложена обязанность по проверке у пассажиров документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь. Кроме того, на данных перевозчиков возложена обязанность за счет собственных средств принять меры по возвращению иностранных граждан и лиц без гражданства, которым отказано во въезде в Республику Беларусь, если они доставлены этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территорию Республики Беларусь, в государство, с территории которого они прибыли в Республику Беларусь, или в иное государство, въезд в которое им разрешен, а также нести расходы по содержанию таких лиц на территории Республики Беларусь до момента их выезда из Республики Беларусь (часть вторая статьи 45 Закона о границе).

 

Дополнения аналогичного содержания вносятся в статью 146 Кодекса торгового мореплавания Республики Беларусь (статья 4 Закона), статью 106 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь (статья 5 Закона), статьи 99 и 100 Воздушного кодекса Республики Беларусь (статья 7 Закона), статьи 29–32 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (статья 9 Закона), в которых одновременно предусмотрены обязанность пассажиров предъявлять соответствующие документы перевозчику и возможность досрочного прекращения договора перевозки в случае отказа пассажира от исполнения этой обязанности.

 

По мнению Конституционного Суда, указанное правовое регулирование прав и обязанностей перевозчиков и граждан, пользующихся их услугами, осуществлено законодателем в интересах национальной безопасности, в том числе пограничной безопасности как ее составной части, представляющей собой состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз в пограничном пространстве (абзац двенадцатый части первой статьи 1 Закона о границе).

 

Такой подход основывается также на конституционном положении, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (статья 11 Конституции), и согласуется с конституционным предписанием о том, что никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами (статья 58 Конституции).

 

6. В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска, основные понятия, используемые в действующем Законе о границе, дополняются новыми понятиями «государственные контрольные органы», «инфраструктура Государственной границы», «инфраструктура приграничной территории», «оперативное обеспечение охраны Государственной границы», «охрана Государственной границы», «пограничная служба», «пограничный контроль» и их определениями, а также уточняются определения таких понятий, как «пограничное пространство», «пункт пропуска», «режим в пунктах пропуска», «режим Государственной границы».

 

Указанные изменения и дополнения направлены на реализацию принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость, логическую согласованность норм законов, обеспечение их однозначного понимания и единообразного применения на практике.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                              П.П.Миклашевич