30 декабря 2014 г. № Р-970/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря
Принятие Закона обусловлено необходимостью создания комплексного обобщающего правового акта в сфере энергосбережения.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В Конституции установлено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1); территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь (часть первая статьи 9).
Из приведенных конституционных норм следует, что государство обязано принимать все возможные меры, направленные на обеспечение независимости, суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь.
1. При определении в Законе правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также принципов государственного регулирования в сфере энергосбережения законодатель исходит из закрепленных в Конституции положений об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59); об осуществлении государством регулирования экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).
На основании приведенных норм, а также пункта 30 статьи 84 и абзаца десятого статьи 107 Конституции в Законе определяются полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения, а также других государственных органов и иных государственных организаций, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере (статьи 6–9). Закрепление в Законе полномочий государственных органов в сфере энергосбережения обеспечивает их деятельность согласно установленному для них правовому регулированию, что согласуется в том числе с частью второй статьи 7 Конституции, предусматривающей, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.
2. На развитие конституционного принципа регулирования государством экономической деятельности в интересах человека и общества направлены нормы Закона, определяющие основные направления государственного регулирования в сфере энергосбережения.
В части третьей статьи 5 Закона определяется, что государственное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется путем: разработки, утверждения и реализации республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и других программ в сфере энергосбережения; технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации; установления показателей в сфере энергосбережения; нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов; проведения энергетических обследований (энергоаудитов); стимулирования энергосбережения; проведения государственной экспертизы энергетической эффективности; надзора в сфере энергосбережения.
Конституционный Суд обращает внимание на статью 11 Закона, предусматривающую необходимость проведения энергетического обследования (энергоаудита) потребителей топливно-энергетических ресурсов (в обязательном или добровольном порядке) для оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и выявления возможных направлений для более эффективного и рационального их использования. Законом закрепляются положения, согласно которым для проведения обязательного энергетического обследования (энергоаудита) юридическое лицо составляет техническое задание и согласовывает с соответствующим территориальным органом уполномоченного республиканского органа государственного управления в сфере энергосбережения (часть четвертая статьи 11); услуга по энергетическому обследованию (энергоаудиту) осуществляется на основании договора только юридическим лицом, соответствующим требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь (статьи 12, 13).
При проверке конституционности указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из того, что проведение энергетического обследования (энергоаудита) направлено на выполнение задач по оценке эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и определения реального потенциала энергосбережения; выработке обоснованных предложений по переходу на прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов; определению возможных направлений экономии топливно-энергетических ресурсов; разработке энергосберегающих мероприятий; разработке энергетического паспорта объекта обследования (статья 10 Закона), то есть на регулирование вопросов энергетического потенциала Республики Беларусь, в связи с чем законодатель определяет и субъекта, проводящего энергетическое обследование (энергоаудит). По мнению Конституционного Суда, требование законодателя о проведении энергетического обследования (энергоаудита) юридическим лицом обусловлено необходимостью обеспечить проведение энергетического обследования надлежащего объема и качества для получения достоверной информации о количестве потребления топливно-энергетических ресурсов, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целях модернизации и инновационного развития экономики Республики Беларусь.
3. В Законе предусматриваются установление в сфере энергосбережения целевого показателя энергосбережения, показателей по использованию местных топливно-энергетических ресурсов, вторичных энергетических ресурсов и других показателей (статья 15); нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов, осуществляемое уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения (статья 16); разработка, утверждение и реализация республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения, программы отдельных юридических лиц и др. (статья 19). Данные положения Закона направлены на обеспечение применения при планировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономически обоснованного расхода топливно-энергетических ресурсов.
Частью первой статьи 17 Закона предусматривается, в частности, что нормы расхода топливно-энергетических ресурсов устанавливаются для юридических лиц с годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов 100 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 гигакалории в час и более.
Конституционный Суд считает, что в силу положений частей второй и четвертой статьи 13 Конституции о гарантировании всем равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности, а также равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции законодатель вправе определять порядок и условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе устанавливать нормы расхода топливно-энергетических ресурсов. Данное правовое регулирование направлено, в частности, на максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь.
4. Статьей 23 Закона предусматриваются меры стимулирования энергосбережения, направленные на более эффективное и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов. В качестве таких мер устанавливаются: государственная поддержка производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов; финансирование программ в сфере энергосбережения за счет средств республиканского и местных бюджетов; гарантированное подключение к государственным энергетическим сетям источников электрической энергии (в том числе объектов малой энергетики), использующих невозобновляемые топливно-энергетические ресурсы с более низким их расходованием за счет работы на тепловом потреблении, а также работающих на местных топливно-энергетических ресурсах или использующих вторичные энергетические ресурсы, с приобретением производимой этими объектами электрической энергии государственными энергосберегающими организациями на условиях, стимулирующих создание и эксплуатацию таких объектов; предоставление налоговых, таможенных (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и иных льгот в отношении ввозимого на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения, а также при реализации иных энергосберегающих мероприятий и др.
Конституционный Суд считает, что установление особого режима для определенного круга субъектов при осуществлении ими своей деятельности (в частности, гарантированного подключения к государственным энергетическим сетям), предоставление налоговых, таможенных и иных льгот согласуются со статьей 13, а также с частью второй статьи 23 Конституции, предусматривающей, что никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Конституционным Судом неоднократно высказывалась правовая позиция, согласно которой принцип равенства всех перед законом с учетом положений статей 22 и 23 Конституции не исключает обоснованной дифференциации правового регулирования, имеющей целью установить правовые различия в правах участников гражданского оборота, при условии, что используемые для достижения этого правовые средства являются разумными и соразмерными защищаемым ценностям и целям.
5. В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34).
Реализации конституционного права на информационное обеспечение в сфере энергосбережения служат положения статьи 25 Закона, предусматривающие пропаганду энергосбережения, эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов через средства массовой информации; организацию выставок энергоэффективных технологий, оборудования, приборов и материалов; проведение конкурсов, акций, семинаров, конференций, форумов, других тематических мероприятий. Своевременное получение информации о способах, формах энергосбережения и достигнутых результатах повышения энергетической эффективности направлено на реализацию энергосберегающей политики по эффективному и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.
6. В статье 1 Закона приводятся определения таких используемых в нем основных терминов, как «энергосбережение», «эффективное использование топливно-энергетических ресурсов», «энергетическая эффективность», «прогрессивные нормы расхода топливно-энергетических ресурсов» и др. Конституционный Суд отмечает, что законодательное определение этих терминов направлено на однозначное их понимание и формирование единообразной правоприменительной практики. Данный подход отвечает вытекающему из принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции) принципу правовой определенности, предполагающему ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм.
Закон имеет целью совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере энергосбережения, в том числе эффективного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич