24 декабря 2014 г. № Р-962/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Бойко Т.С., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря
Положениями Закона в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) вносятся изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования налоговых отношений, согласование положений Кодекса с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь по вопросам налогообложения, вступивших в силу после его принятия.
При проверке Закона на предмет его конституционности Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В Конституции установлено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю политику (часть вторая статьи 1); государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2); граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56); на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика (часть вторая статьи 132); доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом (часть вторая статьи 133).
Конституционный Суд учитывает также правовые позиции, выраженные им в ранее принятых решениях, предметом рассмотрения которых являлись акты налогового законодательства. Суть данных правовых позиций заключается в том, что конституционная обязанность платить налоги имеет особый публично-правовой характер, обусловленный публично-правовой природой государства и государственной власти; налоги, пошлины и сборы представляют собой необходимое условие существования любого государства, поэтому обязанность платить их распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования (решения от 11 июня
Налоговые платежи выступают в качестве основного источника доходной части бюджета и важнейшей гарантии защиты национальных интересов в сфере финансовой деятельности. Только при достаточной наполняемости денежными средствами бюджета государство способно осуществлять свои функции и решать стоящие перед ним задачи. Конституционное право собственности и конституционная обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов взаимообусловлены и взаимосвязаны. Налогообложение, ограничивающее право собственности, вытекает из полномочий государства по регулированию экономической деятельности в интересах человека и общества, в том числе связанных с установлением налогов, и ответственности гражданина перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Размер налога должен быть справедливым и разумным, обеспечивать оптимальное сочетание (баланс) государственных, общественных и частных интересов (решения от 11 октября 2010 г., от 26 декабря 2011 г., от 16 октября
Таким образом, Конституционный Суд оценивает конституционность вносимых в Кодекс изменений и дополнений, основываясь на вышеизложенных конституционных положениях и учитывая ранее выраженные им правовые позиции.
1.1. Статьей 1 Закона в Общую часть Кодекса вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми перечень республиканских налогов, сборов (пошлин) дополняется утилизационным сбором (пункт 3); уточняются положения, определяющие взаимозависимых лиц (пункт 6); конкретизируются обязанности плательщиков налогов, сборов (пошлин) (пункт 7); излагаются в новой редакции нормы, устанавливающие принципы определения цены на товары для целей налогообложения (пункт 10); совершенствуются нормы, определяющие место реализации товаров (пункт 12), налоговое обязательство и его исполнение (пункты 15–22), способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней (пункты 23–26), принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней (пункты 27–29), а также зачет, возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени (пункты 30, 31) и др.
На усиление налогового контроля, повышение качества налогового администрирования направлены нормы Закона (пункты 32–41), в соответствии с которыми вносятся изменения в статьи 63–69, 71, 711 , 782 и 783 Кодекса, касающиеся представления налоговой декларации (расчета), включения в нее данных, а также внесения изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет); устанавливающие правила по учету плательщиков (иных обязанных лиц), порядку постановки на учет и снятия с учета в налоговом органе, а также обязанности органов, уполномоченных лиц, банков, других организаций и физических лиц в данной сфере.
По мнению Конституционного Суда, анализ содержания указанных норм Закона свидетельствует о том, что они направлены как на исполнение плательщиком конституционной обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи, так и на своевременное поступление денежных средств в бюджет. Такое правовое регулирование отвечает требованиям статей 56, 133 Конституции и согласуется с одним из основных принципов налогообложения, согласно которому каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком (пункт 1 статьи 2 Кодекса).
1.2. Статьей 1 Закона (пункт 37) статья 68 Кодекса, устанавливающая обязанности банков, других организаций и физических лиц по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лицах), дополняется пунктами 25–27. Согласно пункту 26 банк обязан представить сведения о коммерческой организации или индивидуальном предпринимателе в налоговый орган по месту их постановки на учет не позднее трех рабочих дней с даты окончания месяца, в котором сумма денежных средств, поступившая на счета коммерческой организации или индивидуального предпринимателя за месяц, превысила 5000 базовых величин. Форма и формат таких сообщений, а также порядок их представления устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Кроме того, пунктом 27 предусматривается, что банк обязан представлять иные сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, на основании соглашения, заключенного с Министерством по налогам и сборам. Перечень таких сведений определяется Министерством по налогам и сборам и Национальным банком.
При этом сохранность полученных сведений в налоговых органах и их неразглашение обеспечиваются налоговыми органами в силу требований статьи 79 Кодекса.
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое Законом правовое регулирование относительно банковской тайны направлено на реализацию мер по противодействию уклонению от уплаты налогов и сборов, усилению контроля за полнотой исчисления и своевременностью исполнения налогового обязательства, а также отвечает одному из основных принципов налогообложения, в соответствии с которым налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства (пункт 3 статьи 2 Кодекса) и согласуется с принципами и нормами Конституции.
2. Основываясь на конституционных положениях об установлении налогов и сборов законом (статьи 97, 98 и 121 Конституции), а также на основных принципах налогообложения, закрепленных в статье 2 Кодекса, Конституционный Суд неоднократно в своих решениях (от 23 декабря
2.1. С учетом приведенных положений Конституционный Суд оценивает вносимые статьей 1 Закона в Особенную часть Кодекса изменения и дополнения, направленные на совершенствование правового регулирования налоговых отношений. Данные изменения и дополнения касаются отдельных элементов налогообложения (объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты) в отношении налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на прибыль, налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, налога на игорный бизнес, единого налога на вмененный доход, налогообложения в свободных экономических зонах, крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, Белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, государственных органов, иных государственных организаций, а также сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, оффшорного и консульского сбора, государственной и патентной пошлин.
При оценке вносимых изменений и дополнений в положения Кодекса, регламентирующие вопросы исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), наполняющих их новым содержанием, Конституционный Суд исходит из необходимости уплаты указанных платежей как безусловного требования государства, вытекающего из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей.
2.2. Конституционный Суд отмечает, что Законом устанавливаются нормы, имеющие целью совершенствование условий и порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, что согласуется с конституционным положением о государственном регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества.
Так, на упрощение налогового администрирования в отношении НДС направлены положения абзаца двадцать пятого пункта 45 статьи 1 Закона, в соответствии с которыми пункт 2 статьи 93 Кодекса дополняется подпунктом 2.32. Суть дополнения заключается в том, что объектом НДС не признаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь (включая обороты по безвозмездной передаче) бюджетными организациями приобретенных (безвозмездно полученных) товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения (для безвозмездно полученных товаров – по ценам их получения). Абзац четвертый пункта 50 статьи 1 Закона, в соответствии с которым излагается в новой редакции пункт 17 статьи 98 Кодекса, имеет целью совершенствование порядка исчисления НДС при реализации строительных работ.
Применительно к налогу на прибыль абзацем десятым пункта 68 статьи 1 Закона пункт 7 статьи 127 Кодекса излагается в редакции, согласно которой в случае возврата покупателем (заказчиком) продавцу (исполнителю) товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав) или уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавца (исполнителя) подлежит корректировке выручка и (или) соответствующие ей затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имел место возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав) или произведено уменьшение (увеличение) стоимости, а у покупателя (заказчика) в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении (часть первая). Аналогичные подходы предусматриваются статьей 1 Закона в отношении НДС (абзацы девятый – одиннадцатый пункта 54), налога при упрощенной системе налогообложения (абзацы двадцать второй и двадцать третий пункта 146), единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (абзацы двадцатый и двадцать первый пункта 160). Устанавливаемое Законом правовое регулирование направлено на упрощение ведения налогового учета плательщиками указанных налогов.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 116 статьи 1 Закона в новой редакции излагается подпункт 1.23 пункта 1 статьи 194 Кодекса. Из анализа содержания указанного подпункта следует вывод об упрощении порядка применения освобождения от земельного налога, который будет увязан с регистрацией трудоспособных лиц в жилых помещениях, принадлежащих льготной категории физических лиц.
2.3. В Законе содержатся нормы, предусматривающие как увеличение размеров ставок по отдельным видам налогов, сборов (пошлин), так и их уменьшение.
Так, статьей 1 Закона устанавливается временный возврат (с 1 января
Одновременно нормами статьи 1 Закона предусматривается повышение размеров ставок в отношении отдельных налогов, сборов (пошлин).
Согласно абзацу шестому пункта 84 статьи 1 Закона статья 142 Кодекса дополняется пунктом 8, устанавливающим, что банки и страховые организации уплачивают налог на прибыль по ставке 25 процентов. В настоящее время в отношении этой категории плательщиков действует ставка налога на прибыль в размере 18 процентов (пункт 1 статьи 142 Кодекса).
Положениями пункта 102 (абзацы второй и четвертый) статьи 1 Закона вносятся изменения в статью 173 Кодекса. Согласно изменениям, вносимым в пункты 1 и 4 указанной статьи Кодекса, ставка подоходного налога с физических лиц повышается с 12 до 13 процентов, а ставка подоходного налога в отношении доходов, получаемых белорусскими предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности, – с 15 до 16 процентов.
Кроме того, статьей 1 Закона повышаются размеры ставок акцизов на спирт, алкогольную продукцию и табачные изделия, предусмотренные в приложении 1 к Кодексу, а также земельного налога, определенные в приложениях 2 и 3 к Кодексу (пункт 171); экологического налога, установленные в приложениях 6–8 к Кодексу (пункт 174); налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, предусмотренные в приложении 10 к Кодексу (пункт 175) и сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, закрепленных в приложении 11 к Кодексу (пункт 177); налога на игорный бизнес (пункт 163).
В соответствии с пунктом 183 статьи 1 Закона в новой редакции излагаются приложения 25 и 26 к Кодексу, которыми устанавливаются соответственно базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также ставки подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Из анализа содержания указанных приложений следует вывод, что размеры ставок в отношении данных налогов также увеличиваются.
Повышение размеров ставок по отдельным налогам, сборам (пошлинам) Конституционный Суд оценивает, основываясь на положениях статей 13, 44 и 56 Конституции, а также на изложенной ранее в ряде решений (от 11 октября
При определении размера налога, сбора (пошлины) законодатель реализует свое конституционное полномочие на установление республиканских налогов и сборов законом (статьи 97 и 98 Конституции). Исходя из положений статьи 133 Конституции, в соответствии с которыми доходы бюджета формируются за счет налогов (часть вторая), а общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью (часть третья), а также гарантированных Конституцией прав граждан на здравоохранение (статья 45), образование (статья 49), социальное обеспечение (статья 47), Конституционный Суд считает, что увеличение размеров ставок направлено на обеспечение конституционно значимых ценностей и целей.
3. В решениях Конституционного Суда, принятых по результатам проверки в порядке обязательного предварительного контроля законов, регулирующих налоговые правоотношения, неоднократно отмечалось, что налоги, сборы и пошлины выполняют роль экономического и социального регулятора, что согласуется с принципами и нормами Конституции.
3.1. Конституционный Суд отмечает, что статьей 1 Закона в отношении отдельных налогов, сборов (пошлин) в одних случаях осуществляется уточнение льгот, в других – льготы исключаются либо, наоборот, их перечень расширяется.
Так, согласно новой редакции подпункта 1.1 пункта 1 статьи 94 Кодекса (абзац четвертый пункта 46 статьи 1 Закона) от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств, медицинских изделий по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь, если они включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Государственный реестр медицинских изделий Республики Беларусь либо в отношении таких товаров имеется разрешение на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий, выдаваемое Министерством здравоохранения Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством. Из содержания новой редакции приведенного подпункта следует вывод о том, что действующая в настоящее время льгота в отношении реализации лекарственных средств, приборов, оборудования, изделий ветеринарного назначения упраздняется.
Статьей 1 Закона (абзац пятнадцатый пункта 46) подпункт 1.32 пункта 1 статьи 94 Кодекса излагается в новой редакции, согласно которой от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь имущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). В настоящее время льгота применяется в отношении всех объектов промышленной собственности.
В то же время пункт 1 статьи 94 Кодекса дополняется подпунктом 1.51, предусматривающим, что от НДС освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь лизингодателями операций по передаче предмета лизинга физическим лицам – лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим выкуп предмета лизинга; к указанным оборотам относятся суммы лизинговых платежей в части вознаграждения (дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещаемых в стоимости предмета лизинга (пункт 46 статьи 1 Закона).
В подпункт 1.132 пункта 1 статьи 140 Кодекса вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми детализируются критерии по отнесению товаров собственного производства к инновационным товарам для применения льготы по налогу на прибыль (абзацы девятый – тринадцатый пункта 81 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, нормы Закона, которыми вносятся изменения и дополнения в порядок предоставления налоговых льгот, согласуются с конституционным положением о регулировании государством экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13 Конституции) и соответствующими нормами Кодекса, закрепляющими порядок предоставления налоговых льгот, виды государственной поддержки. В частности, в пункте 7 статьи 6 Кодекса содержится положение о том, что при установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком, а пунктом 4 статьи 43 Кодекса установлено, что льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь, данным Кодексом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (с учетом изменения, вносимого пунктом 19 статьи 1 Закона).
3.2. Особую значимость, по мнению Конституционного Суда, имеют налоговые льготы, направленные на усиление социальной защиты граждан, прежде всего в ней нуждающихся, что отвечает сущности Республики Беларусь как социального государства (статья 1 Конституции).
Так, согласно изменениям и дополнениям, вносимым в статью 163 Кодекса, увеличиваются суммы денежных средств, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц (абзацы пятнадцатый, семнадцатый, девятнадцатый, двадцать второй – двадцать четвертый, тридцать пятый пункта 94 статьи 1 Закона). Кроме того, данная статья Кодекса дополняется подпунктом 1.54, устанавливающим, что от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы, полученные детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет за выполненную работу в лагерях труда и отдыха, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством (абзац сорок третий пункта 94 статьи 1 Закона).
Статьей 1 Закона предусматривается увеличение размеров стандартных (абзацы третий – седьмой, десятый – пятнадцатый пункта 95) и социальных (абзац второй пункта 96) налоговых вычетов, применяемых плательщиком, при определении налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц; совершенствуется порядок предоставления социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов (абзац четвертый пункта 96, пункты 97–100).
Пунктом 135 статьи 1 Закона статья 250 Кодекса дополняется пунктом 8, согласно части первой которого государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении уплачивается по ставке, пониженной на коэффициент 0,5, в отношении транспортного средства, собственником которого является пенсионер по возрасту, инвалид I или II группы, при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей их годность к управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, маломерными судами (за исключением случаев, при которых предусмотрено их полное освобождение от государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении). В соответствии с новой редакцией подпункта 8.38 и внесением дополнения в подпункт 8.39 статьи 257 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются плательщики – за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении транспортных средств, специально оборудованных для использования инвалидами, а также транспортных средств, полученных (приобретенных) через органы по труду, занятости и социальной защите в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а также организации – за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении транспортных средств, предназначенных для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба» (пункт 139 статьи 1 Закона). Конституционный Суд полагает, что закрепление указанных льгот направлено на реализацию конституционных гарантий, закрепленных в статье 47 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд считает, что вносимые в Кодекс изменения и дополнения свидетельствуют о совершенствовании налоговой системы, в том числе упрощении порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), упорядочении порядка предоставления налоговых льгот, создании условий и механизмов формирования конституционной экономики как важнейшей составляющей социального государства. Данные изменения и дополнения согласуются с положениями Конституции и имеют целью дальнейшее развитие ее норм и принципов в сфере налогообложения.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич