24 декабря 2014 г. № Р-961/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря
В Закон «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении) вносятся изменения и дополнения путем изложения его в новой редакции.
Законом о погребении регулируются отношения, связанные с погребением умерших, закрепляются гарантии соблюдения волеизъявления, выраженного умершим при жизни, устанавливаются правовые основы организации похоронного дела, санитарно-эпидемиологические, природоохранные, градостроительные и иные требования к созданию и содержанию мест погребения.
1. Согласно Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (часть первая статьи 25 и часть первая статьи 33); каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (статья 31); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59).
Эти правовые нормы корреспондируют соответствующим положениям Всеобщей декларации прав человека (статьи 1, 3, 18), Международного пакта о гражданских и политических правах (статьи 7, 9, 18). Так, в статье 1 Всеобщей декларации прав человека закреплена норма о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
На реализацию указанных норм Конституции и международно-правовых актов направлены положения Закона о погребении (статьи 16, 18, 20, 22, 26, 27, 35), обеспечивающие уважительное и достойное обращение с умершим в соответствии с его волеизъявлением либо пожеланием лиц, взявших на себя организацию погребения. Согласно данному Закону государство гарантирует право на погребение (статья 26), предусматривая, в частности, перечень действий по отношению к телу (останкам) умершего, осуществляемых в соответствии с его волеизъявлением (часть первая статьи 27). При этом законодатель устанавливает, что волеизъявление умершего, совершенное под принуждением, считается недействительным (часть пятая статьи 27).
Таким образом, по мнению Конституционного Суда, создается законодательная основа для обеспечения уважительного и достойного обращения с умершим, то есть гарантируется право человека на достойное отношение к его телу после смерти, являющееся производным от конституционного права личности на неприкосновенность, понятием которого не только охватывается прижизненный период существования личности, но и формируются необходимые предпосылки для правовой охраны человеческого тела.
2. Государство в силу предписания части первой статьи 25 Конституции, обеспечивая неприкосновенность и достоинство личности, создает в рамках установленного правопорядка такой правовой режим, который позволяет каждому следовать общепринятым национальным и религиозным традициям, рассчитывать на то, что и после смерти личные права человека будут сохраняться, а память о нем будет находиться в непрерывной связи с текущими процессами общественной жизни, иметь социально значимый характер, обусловленный его заслугами перед обществом и государством, и тем самым гарантируется достойное отношение к памяти о человеке.
На создание правовых гарантий уважительного и достойного отношения к памяти о человеке направлены положения ряда статей Закона о погребении (статьи 15, 16, 20, 22, 23, 24 и др.), предусматривающие возможность создания попечительских советов в области погребения и похоронного дела, классификацию мест погребения (общественные, вероисповедные, воинские захоронения, захоронения жертв войн); устанавливающие требования к содержанию и благоустройству, а также порядку организации работы по их инвентаризации, использованию земельных участков, на которых находятся старые и выявленные ранее неизвестные могилы; определяющие критерии отнесения могил к указанным двум видам.
Законодатель определяет место погребения как земельный участок с размещенными на нем отдельными могилами (склепами), кладбищем, колумбарием (абзац десятый статьи 1 Закона о погребении).
В соответствии с Законом о погребении по предложениям государственных органов, религиозных организаций, уставы которых предусматривают осуществление религиозных обрядов на кладбищах, в местах погребения могут создаваться специальные участки для воинских, вероисповедных захоронений и места для погребения лиц, имеющих заслуги перед государством и обществом (часть вторая статьи 18). В данном Законе закрепляется также положение о праве государственных органов и иных организаций, учитывая указанные заслуги умерших, ходатайствовать перед специализированной организацией о погребении умерших на специальном участке места погребения, если это не противоречит волеизъявлению умершего либо пожеланию лиц, взявших на себя организацию погребения (статья 27, часть двенадцатая статьи 35).
3. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
Частью первой статьи 3 Закона о погребении определяется, что законодательство в области погребения и похоронного дела основывается на Конституции и состоит из данного Закона, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь, в том числе в области увековечения памяти о погибших при защите Отечества и сохранения памяти о жертвах войн.
К воинским захоронениям законодатель относит места погребения, предназначенные для захоронения лиц, находившихся в составе Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, органов и организаций, погибших (умерших) или пропавших без вести в ходе войн и вооруженных конфликтов при исполнении воинского (гражданского) долга по защите Отечества и его интересов, при оказании вооруженной и иных форм сопротивления противнику, а также для захоронения военнопленных, не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине (абзац четвертый части первой статьи 16 Закона о погребении).
Нормы, регулирующие учет, обустройство и содержание воинских захоронений, содержатся в ряде многосторонних международных договоров, заключенных Республикой Беларусь.
Соглашением об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов от 3 сентября 2011 года установлено, что стороны Соглашения обеспечивают в соответствии со своим национальным законодательством предоставление в безвозмездное и бессрочное пользование участков земли под существующие и вновь обустраиваемые воинские захоронения и воинские памятники (статья 7), защиту и сохранение воинских захоронений и воинских памятников, расположенных на их территориях (статья 4), информируют друг друга о наличии, местонахождении, состоянии воинских захоронений и воинских памятников и обмениваются именными списками, другими персональными данными о погибших военнослужащих и месте их захоронения (статья 5).
На реализацию норм указанного Соглашения направлены положения статьи 16, части пятой статьи 21 и части второй статьи 24 Закона о погребении. Так, согласно части второй статьи 16 Закона о погребении месту погребения может быть присвоен статус историко-мемориального места погребения в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
По мнению Конституционного Суда, такое правовое регулирование в необходимой мере обеспечивает уважительное и достойное отношение к памяти о человеке, которая не может быть ограничена временными рамками его физического существования: она конституционно значима для общества и государства и после смерти индивида, поскольку находится в постоянной национально-этнической и культурно-исторической связи.
4. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции). Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал на необходимость соблюдения вытекающего из принципа верховенства права принципа правовой определенности, предполагающего ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм, обеспечивающего создание условий для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.
В статье 1 Закона о погребении приводятся основные термины и их определения, используемые в данном Законе, что обеспечивает ясность, непротиворечивость, определенность применяемых норм права, а также формирование единообразной правоприменительной практики.
На реализацию принципа правовой определенности направлены нормы Закона, обеспечивающие его согласование с иными законодательными актами, устанавливающими правовое регулирование отдельных аспектов погребения и похоронного дела, которые не были регламентированы должным образом. Например, статьей 23 Закона о погребении определяется статус старых и выявленных ранее неизвестных могил и устанавливается режим использования территорий, на которых они находятся.
Исходя из анализа положений Закона, выявленного в них конституционно-правового смысла, Конституционный Суд считает, что Закон направлен на дальнейшее совершенствование правовых основ организации похоронного дела и формирование достойного отношения не только к телу умершего, но и к памяти о нем.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич