24 декабря 2014 г. № Р-959/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта».
Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря
Законом излагается в новой редакции Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 года «О железнодорожном транспорте» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) (статья 1), а также вносятся изменения и дополнения в законы Республики Беларусь «О естественных монополиях» (статья 2), «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (статья 3), «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» (статья 4).
Закон принят в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в сфере функционирования железнодорожного транспорта, а также согласования положений вышеназванных законов с иными законодательными актами.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии с частью первой статьи 59 Конституции государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.
Законом о железнодорожном транспорте устанавливается, что железнодорожный транспорт в Республике Беларусь призван своевременно и качественно обеспечивать потребности юридических и физических лиц, государства в перевозках железнодорожным транспортом, а также способствовать созданию условий для развития экономики (статья 2).
Бесперебойное функционирование железнодорожного транспорта является одним из важнейших условий для развития экономики страны, а также способствует более полной реализации социально-экономических прав граждан.
2. В соответствии со статьей 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (часть первая); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом (часть вторая).
Частью четвертой статьи 14 Закона о железнодорожном транспорте предусматривается, что объекты инфраструктуры, строительство которых производилось за счет средств заинтересованных лиц, после завершения строительства могут безвозмездно передаваться в собственность Республики Беларусь.
Указанная норма не противоречит статье 44 Конституции, закрепляющей право собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, что допускает возможность безвозмездной передачи имущества в собственность Республики Беларусь.
3. Частью третьей статьи 33 Закона о железнодорожном транспорте устанавливается, что работники организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающие перевозочный процесс, не вправе принимать участие в забастовках.
Забастовка, представляющая собой временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично), проводится в целях разрешения коллективного трудового спора (часть первая статьи 388 Трудового кодекса Республики Беларусь), если не удалось достичь согласия между сторонами спора иными способами.
В силу части третьей статьи 41 Конституции забастовка выступает в качестве одного из средств защиты гражданами своих экономических и социальных интересов.
В то же время право на забастовку не является абсолютным. Возможность ограничения права на забастовку отдельных категорий работников с учетом характера их деятельности и последствий прекращения ими работы вытекает из положений Конституции, согласно которым каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (статья 53); ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть первая статьи 23).
Трудовой кодекс допускает установление законом ограничений реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц (часть третья статьи 388).
Ограничение права на забастовку не противоречит также общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ограничение права на забастовки допустимо в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства (пункт 2 статьи 8), а в отношении других лиц право на забастовки обеспечивается при условии его осуществления в соответствии с законами страны (подпункт «d» пункта 1 статьи 8).
Железнодорожный транспорт является важнейшим составным элементом транспортной инфраструктуры государства, призванным своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц и организаций в перевозках, способствовать созданию условий для бесперебойного функционирования экономического комплекса страны. Любые обстоятельства, нарушающие нормальную работу данного вида транспорта, могут существенно затронуть интересы граждан и организаций и негативно повлиять на социально-экономическую сферу государства. В связи с указанным введение ограничений реализации права на забастовку работников организаций железнодорожного транспорта общего пользования, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс, по мнению Конституционного Суда, имеет обоснованный характер и согласуется с частью первой статьи 23, статьей 53 Конституции.
4. Согласно Конституции законом могут быть определены объекты, которые находятся только в собственности государства (часть седьмая статьи 13).
На основании данной конституционной нормы статьей 4 Закона в статью 7 Закона «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» вносятся изменения, в соответствии с которыми:
в перечень объектов, находящихся только в собственности государства, включаются объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, находящиеся в государственной собственности на дату вступления в силу данного Закона, вновь вводимые в эксплуатацию, создание (приобретение) которых осуществлялось полностью за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, и (или) государственных внебюджетных фондов, и (или) средств государственных юридических лиц, а также переданные в государственную собственность объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
из перечня объектов, находящихся только в собственности государства, исключаются коммуникации железнодорожного транспорта общего пользования; капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, которые используются для обслуживания железнодорожных станций, переездов, переходов; железнодорожный транспорт общего пользования.
Закрепляемый законодателем подход предоставляет возможность субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности приобретать имущество, исключенное из перечня, в собственность. Конституционный Суд отмечает, что при условии надлежащей реализации такими субъектами хозяйствования требований Закона о железнодорожном транспорте и других законодательных актов, прежде всего касающихся безопасности, данное правовое регулирование направлено на развитие конкурентного рынка железнодорожных перевозок и согласуется со статьей 13 Конституции, предусматривающей, что собственность может быть государственной и частной (часть первая); государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (часть вторая); государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая).
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование железнодорожного транспорта, в целях развития экономики страны, более полной реализации прав и законных интересов граждан и организаций.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич