24 декабря 2014 г. № Р-957/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам воинской обязанности и воинской службы».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам воинской обязанности и воинской службы» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам воинской обязанности и воинской службы» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 декабря
Законом вносятся дополнения и изменения в законы Республики Беларусь «Об обороне», «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», «О регистре населения» и «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового регулирования отношений в области исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности и прохождения воинской службы, а также организации территориальной обороны Республики Беларусь.
При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
Конституцией установлено, что Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок (часть третья статьи 1); территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь; территория Беларуси едина и неотчуждаема (части первая и вторая статьи 9 Конституции).
Согласно Конституции защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь; порядок прохождения воинской службы определяется законом (статья 57).
Закон направлен на реализацию указанных и иных конституционных положений.
1. В статье 2 Закона «Об обороне», закрепляющей основы обороны, устанавливается, что для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органы пограничной службы, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь (часть вторая).
Наряду с этим в указанном Законе предусматривается, что для решения задач территориальной обороны формируются территориальные войска, которые предназначены для выполнения отдельных боевых задач, проведения организационно обеспечивающих мероприятий и работ в интересах вооруженной защиты государства (части четвертая и пятая статьи 24).
В соответствии с положением пункта 1 статьи 1 Закона перечень войск и воинских формирований, установленный в статье 2 Закона «Об обороне», дополняется указанием на территориальные войска.
Аналогичное дополнение вносится в статью 1 Закона «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», содержащую наименования войск и воинских формирований (статья 2 Закона).
По мнению Конституционного Суда, вносимые Законом дополнения направлены на совершенствование законодательного регулирования основ и организации обороны Республики Беларусь, что соответствует принципу правовой определенности, вытекающему из конституционного принципа верховенства права (часть первая статьи 7 Конституции).
2. Законом предусматривается, что задачи территориальной обороны, порядок ее подготовки, развертывания, обеспечения, а также полномочия государственных органов и организаций в области территориальной обороны определяет Президент Республики Беларусь (пункт 7 статьи 1).
Конституционный Суд считает, что указанные положения Закона обеспечивают реализацию закрепленных в части второй статьи 79 Конституции полномочий Президента Республики Беларусь, согласно которым он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность.
3. В соответствии с Законом расширяются полномочия органов местного управления в области обороны по формированию территориальных войск, организации развертывания территориальной обороны, а также по организации и совместно с Вооруженными Силами проведению военных сборов с военнообязанными, предназначенными в состав органов управления территориальной обороны, воинских частей и подразделений территориальных войск (пункт 5 статьи 1).
По мнению Конституционного Суда, указанные изменения и дополнения согласуются со статьей 120 Конституции, предусматривающей, что местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
4. Обособленные подразделения военных комиссариатов наделяются полномочиями на выполнение определенных функций по осуществлению военно-мобилизационной и учетно-призывной работы, которыми в настоящее время обладают военные комиссариаты (статьи 3 и 4 Закона).
4.1. В частности, дополнениями и изменениями, вносимыми статьей 3 Закона в подпункт 2.6 пункта 2 статьи 12 и подпункт 3.6 пункта 3 статьи 29 Закона «О регистре населения», обособленным подразделениям военных комиссариатов предоставляется право вносить в регистр персональные данные об исполнении воинской обязанности; устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в регистре, могут быть использованы также в целях составления списков призывников для военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов), а также для местных исполнительных и распорядительных органов в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений военных комиссариатов).
Конституционный Суд полагает, что указанные дополнения и изменения отвечают конституционным требованиям об обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая статьи 59 Конституции).
4.2. В соответствии с дополнениями, вносимыми в Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», обособленные подразделения военных комиссариатов также наделяются полномочиями принимать решения о временном ограничении права граждан, уклоняющихся от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве, на выезд из Республики Беларусь (пункт 1 статьи 4 Закона).
Кроме того, граждане, являющиеся призывниками, заявившие о своем желании постоянно проживать за пределами Республики Беларусь, до выдачи паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь обязаны в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, получить согласие обособленного подразделения военного комиссариата на оформление постоянного проживания за пределами Республики Беларусь (пункт 2 статьи 4 Закона).
Конституционный Суд отмечает, что данные положения Закона в определенной мере затрагивают право человека на свободу передвижения, закрепленное в Конституции и основных международно-правовых документах.
Так, согласно статье 30 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право свободно покидать Республику Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно.
Аналогичное право закреплено в статье 13 Всеобщей декларации прав человека и некоторых других международно-правовых актах, участницей которых является Республика Беларусь. При этом в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах установлено, что упомянутое право не может быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других (пункт 3).
В связи с изложенным Конституционный Суд полагает, что наделение обособленных подразделений военных комиссариатов полномочиями военных комиссариатов принимать решения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь, а также согласовывать для призывников оформление их постоянного проживания за пределами Республики Беларусь соответствует требованиям части первой статьи 23 Конституции и пункта 3 статьи 12 вышеназванного Международного пакта, поскольку такое ограничение допустимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, а основания такого ограничения закрепляются законом.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам воинской обязанности и воинской службы» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич