24 декабря 2014 г. № Р-956/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле».
Заслушав судью-докладчика Вороновича Т.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле», Кодекса Республики Беларусь о земле и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 11 декабря
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования норм, регулирующих земельные отношения, а также согласования отдельных положений Кодекса о земле с нормами иных законодательных актов Республики Беларусь.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46 Конституции).
Согласно статье 5 Кодекса о земле государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие, является одним из основных принципов осуществления земельных отношений.
С учетом указанных положений Конституции и Кодекса о земле пунктом 2 статьи 1 Закона в Кодексе о земле устанавливается, что изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании соответствующего решения, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (часть четвертая статьи 10). При этом Законом (пункты 6–10 статьи 1) уточняется компетенция Совета Министров Республики Беларусь, Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, областных, Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель (статьи 25–29 Кодекса о земле).
Законом (пункт 10 статьи 1) расширяется компетенция районных исполнительных комитетов, в том числе в части наделения правом делегировать администрациям свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, органом управления которых является администрация свободной экономической зоны, свои права по изъятию и предоставлению в аренду резидентам этих зон, парков земельных участков, находящихся в границах свободных экономических зон, специальных туристско-рекреационных парков, и при необходимости на перевод земельных участков из одних категорий в другие, в том числе по подготовке проектов договоров аренды этих земельных участков и их заключению.
По мнению Конституционного Суда, данное правовое регулирование направлено на обеспечение реализации конституционного положения о гарантировании государством всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть четвертая статьи 13 Конституции) и соответствует статье 120 Конституции, закрепляющей право исполнительных и распорядительных органов в пределах компетенции решать вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
2. В соответствии с частью пятой статьи 13 Конституции государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.
Конституционный Суд считает, что данные положения Конституции получают реализацию в пункте 11 статьи 1 Закона, которым статья 311 Кодекса о земле дополняется положением, устанавливающим, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных организациям, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию вторичных материальных ресурсов, – для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания, переработки коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов, не взимается.
Данное положение Закона направлено также на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (часть первая статьи 46 Конституции).
3. Согласно Конституции собственность может быть государственной и частной; государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности; недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства; земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (части первая, вторая и шестая статьи 13); государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (части первая и шестая статьи 44); охрана природной среды – долг каждого (статья 55).
Конституционный Суд в решении от 27 декабря
Таким образом, конституционные требования рационального использования природных ресурсов, охраны и восстановления окружающей среды – с одной стороны, и гарантирования прав граждан, связанных в том числе с осуществлением права собственности в сфере земельных отношений, – с другой, предопределяют необходимость при совершенствовании законодательного регулирования общественных отношений в сфере использования и охраны земель обеспечивать баланс интересов всех субъектов земельных отношений.
В соответствии с положениями Закона не допускается, в частности, изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства; запрещается передача в аренду земельных участков, предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения) (пункты 2, 4 и 13 статьи 1).
Дополнениями, которые вносятся в статьи 15, 47 и 51 Кодекса о земле, предусматривается, что земельные участки не могут предоставляться в постоянное пользование юридическим лицам Республики Беларусь для строительства объектов придорожного сервиса в пригородных зонах г. Минска и областных центров; в пригородных зонах г. Минска и областных центров запрещаются, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, передача в аренду земельных участков, предоставленных в частную собственность для коллективного садоводства, передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных в аренду для указанной цели, а также отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) указанных земельных участков и капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, в том числе на земельных участках, образованных в результате их раздела, слияния, до истечения пяти лет со дня государственной регистрации возникновения права на такие земельные участки, за исключением отчуждения земельных участков и (или) расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных, законсервированных капитальных строений местным исполнительным комитетам (пункты 4, 13 и 14 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд полагает, что приведенные положения Закона, основанные на положениях статей 13, 44, 46 и 55 Конституции, свидетельствуют о совершенствовании законодательного регулирования земельных отношений, включая обеспечение использования земельных участков по целевому назначению, предотвращение возможных злоупотреблений в сфере земельных отношений, установление особых условий осуществления землепользования в пригородных зонах г. Минска и областных центров.
4. В соответствии с частью второй статьи 2 Конституции государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
К числу конституционных обязанностей относится обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (статья 56 Конституции).
Исчисление установленного земельного налога (глава 18 Налогового кодекса Республики Беларусь), а также платы за земельные участки и за право заключения договоров аренды земельных участков (глава 3 Кодекса о земле) осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, при определении которой учитывается в том числе кадастровая оценка земель, земельных участков.
Статьей 88 «Кадастровая оценка земель, земельных участков» Кодекса о земле, излагаемой в соответствии с пунктом 17 статьи 1 Закона в новой редакции, предусматривается подразделение кадастровой оценки земель, земельных участков на кадастровую оценку земель, земельных участков населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов, земель, земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов (далее – кадастровая оценка земель), и кадастровую оценку сельскохозяйственных земель, земельных участков, предоставленных сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), а также для ведения подсобного сельского хозяйства (далее – кадастровая оценка сельскохозяйственных земель). Данной статьей устанавливается также, что кадастровая оценка проводится по инициативе Государственного комитета по имуществу за счет средств республиканского бюджета: кадастровая оценка земель – не реже чем через 4 года, а кадастровая оценка сельскохозяйственных земель – не реже чем через 10 лет (ее результаты поддерживаются в актуальном состоянии путем ежегодной корректировки с учетом существующего состояния земель и иных условий); сведения о кадастровой стоимости земель, земельных участков, полученной при проведении кадастровой оценки, включаются в регистр стоимости земель, земельных участков.
Конституционный Суд констатирует, что устанавливаемое Законом правовое регулирование направлено на обеспечение регулярного проведения кадастровой оценки земель, земельных участков, обновления и поддержания ее результатов в актуальном состоянии, защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, обеспечение своевременного и полного поступления платежей в республиканский и местный бюджеты для использования на цели, определенные законодательными актами.
Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что Закон по своему содержанию направлен на совершенствование законодательного регулирования в сфере использования и охраны земель, обеспечение баланса интересов субъектов земельных отношений, рациональное и бережное использование земли как одного из основных природных факторов существования человека, основы жизнедеятельности и благосостояния общества.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь о земле» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич