22 декабря 2014 г. № Р-954/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь».
Заслушав судью-докладчика Козыреву Л.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования лизинговой деятельности в Республике Беларусь и согласования отдельных норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. № 99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности» (далее – Указ от 25 февраля 2014 г. № 99).
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В Конституции устанавливается, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2); обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства; государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (части первая и третья статьи 21).
В Республике Беларусь всем предоставляются равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантируются равная защита и равные условия для развития всех форм собственности; всем гарантируются равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (части вторая и четвертая статьи 13 Конституции).
Согласно статье 44 Конституции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению (часть первая); собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами; неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом (часть вторая); собственность, приобретенная законным способом, защищается государством (часть третья); осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (часть шестая).
2. Законом (статья 1) в ГК вносятся дополнения и изменения, направленные на реализацию указанных конституционных принципов и норм путем совершенствования правового регулирования отношений финансовой аренды (лизинга).
2.1. Пунктом 3 статьи 1 Закона в новой редакции излагается статья 636 ГК, согласно которой уточняется субъектный состав договора финансовой аренды (лизинга). Так, в части первой данной статьи устанавливается, что арендодатель (лизингодатель), являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору (лизингополучателю) это имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды, за плату во временное владение и пользование. Вносимыми Законом изменениями из статей 636 и 637 ГК исключается положение об использовании предмета лизинга только для предпринимательских целей.
2.2. В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона ГК дополняется статьей 6361, в части первой которой раскрываются содержание договора сублизинга и условия его заключения. Так, по договору сублизинга арендатор (лизингополучатель) (сублизингодатель по договору сублизинга) передает третьему лицу (сублизингополучателю) в пределах своих прав, предоставленных по договору финансовой аренды, во владение и пользование на определенный срок за плату имущество, полученное от арендодателя (лизингодателя) по договору финансовой аренды и составляющее предмет такого договора.
При анализе указанных норм Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
В целях гарантирования свободы экономической деятельности в Республике Беларусь в статье 13 Конституции закреплена норма о предоставлении всем равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а в статье 44 – норма о праве иметь имущество в собственности, а также владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Конституционно гарантированное право свободно распоряжаться имуществом распространяется и на заключение гражданско-правовых договоров.
Конституционный Суд отмечает, что приведенные конституционные положения получили развитие в положениях Закона, конкретизирующих нормы ГК, предусматривающие, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статьи 2, 391), приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах, следовательно, и при заключении договоров финансовой аренды (лизинга) и сублизинга.
Такой законодательный подход имеет целью расширение сферы приобретения имущества на условиях финансовой аренды (лизинга) и направлен в том числе на обеспечение реализации социально значимых потребностей физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.
При этом Конституционный Суд обращает внимание на то, что устанавливаемое правовое регулирование согласуется с подходами, закрепленными в ряде международных договоров Республики Беларусь, например, в Соглашении о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств от 12 октября 2005 года в отношении определения понятий и условий договоров лизинга и сублизинга. Кроме того, нормы ГК о финансовой аренде (лизинге) согласовываются с положениями Указа от 25 февраля 2014 г. № 99, что направлено на реализацию вытекающего из принципа верховенства права (статья 7 Конституции) принципа правовой определенности, предполагающего создание правовой системы, в которой нормативные правовые акты находятся во взаимосвязи, согласуются между собой, обеспечивают ясность, точность, непротиворечивость и согласованность правовых норм.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона пункт 1 статьи 317 ГК, предусматривающий, что предметом залога не может быть, в частности, имущество, изъятое из оборота, и имущество, приобретенное за счет внешнего государственного займа (кредита), дополняется частью третьей, согласно которой законодательными актами могут быть установлены иные ограничения на передачу имущества в залог.
При оценке данных положений Конституционный Суд исходит из того, что право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью может быть ограничено законодателем. Однако такое ограничение должно осуществляться в соответствии с положением части первой статьи 23 Конституции, закрепляющим, что ограничение прав и свобод допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Конституционный Суд считает, что законодатель, осуществляя в дальнейшем правовое регулирование указанных отношений, должен основываться на конституционных принципах и нормах, в том числе приведенной норме статьи 23 Конституции, поскольку ограничение права участников гражданского оборота на осуществление предпринимательской деятельности устанавливается на уровне закона в интересах прав других лиц.
По мнению Конституционного Суда, вносимые Законом дополнения и изменения в ГК направлены на реализацию конституционных гарантий свободы экономической деятельности, права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, а также на совершенствование правового регулирования лизинговой деятельности, что способствует обеспечению гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич