Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 декабря 2014 г. № Р-953/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

 

Заслушав судью-докладчика Изотко В.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 17 декабря 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 18 декабря 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования правового механизма обеспечения конституционного права граждан на получение полной, достоверной и своевременной информации, защиты государственных и общественных интересов в сфере массовой информации, национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере с учетом практики применения Закона «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), а также динамичного развития новых форм и способов распространения информации.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (часть первая статьи 34); государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности, а также осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества (части вторая и пятая статьи 13).

 

Право на информацию является одним из важнейших прав человека, закрепленных в международно-правовых актах, в частности во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года.

 

Развивая нормы Закона о СМИ, касающиеся деятельности субъектов правоотношений в сфере массовой информации, законодатель корректирует положения о правовом статусе средств массовой информации (далее – СМИ), юридических лиц, на которые возложены функции редакции СМИ; вносит изменения в правовую регламентацию отдельных вопросов регистрации, перерегистрации СМИ: уточняется перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации СМИ, дополняются основания обязательной перерегистрации СМИ (пункт 5, абзац четвертый пункта 7 Закона).

 

Статьей 1 Закона вносятся изменения в перечень оснований для отказа в регистрации (перерегистрации) СМИ, при этом уменьшается нижний предел участия иностранного капитала в коммерческой или некоммерческой организации, на которую возложены функции редакции СМИ, с 30 до 20 процентов (абзацы шестой, седьмой пункта 8); расширяется перечень оснований для аннулирования свидетельства о регистрации СМИ путем указания на владение в таких организациях акциями, долей (долями) в их уставном фонде в размере 20 и более процентов иностранным государством, иностранным и (или) международным юридическим лицом, иностранным гражданином, лицом без гражданства (абзацы четвертый, пятый пункта 9).

 

Оценивая приведенные нормы Закона, Конституционный Суд отмечает их направленность на совершенствование механизма обеспечения конституционного права на информацию с учетом целей обеспечения информационной безопасности как составной части национальной безопасности Республики Беларусь.

 

2. Положениями Закона расширяется перечень субъектов распространения СМИ. К распространителям продукции СМИ, помимо юридического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющих распространение продукции СМИ в порядке, установленном законодательством, отнесен также владелец информационного ресурса (его составной части) в случае распространения продукции СМИ посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – Интернет) (пункт 19 статьи 1 Закона о СМИ в редакции абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 1 Закона). Действие Закона о СМИ распространяется на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в Интернете, посредством которых осуществляется распространение продукции СМИ (пункт 2 статьи 3 Закона о СМИ в редакции пункта 2 статьи 1 Закона); способы распространения информации расширяются за счет указания на распространение их владельцем информационного ресурса, размещенного в Интернете (абзац пятый пункта 11 статьи 1 Закона).

 

В соответствии со статьей 1 Закона на владельца информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете, возлагается обязанность не допускать использования этого информационного ресурса (его составной части) для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям Закона о СМИ (абзац пятый пункта 16). Уполномоченному государственному органу предоставлено право вынесения письменного предупреждения в отношении такого лица в случаях, предусмотренных Законом о СМИ (пункт 20).

 

Исходя из того, что информационные ресурсы, размещенные в Интернете, занимают значительное место в общем объеме распространяемой массовой информации, в целях обеспечения прав пользователей информации Конституционный Суд считает распространение требований, закрепляемых Законом о СМИ, на такие ресурсы и их владельцев направленным на надлежащее обеспечение конституционного права на информацию, согласующимся с положением части пятой статьи 13 Конституции и не умаляющим право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение, провозглашенное частью первой статьи 33 Конституции. Закрепление данных норм направлено на установление правового механизма по принятию уполномоченным государственным органом необходимых мер, включая предупредительные, для осуществления защиты конституционных прав личности, в том числе на достоверную информацию, и реализации тем самым обязанности, предусмотренной частью второй статьи 59 Конституции.

 

3. Законом закрепляется требование о включении распространителей продукции печатных СМИ и продукции телевизионных, радиовещательных СМИ в Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ и Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ соответственно; определяется порядок такой регистрации, исключения из реестра; устанавливается, что деятельность по распространению данной продукции без включения в соответствующий государственный реестр признается незаконной и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (пункт 6 статьи 17 Закона о СМИ в редакции пункта 11 статьи 1 Закона).

 

Конституционный Суд полагает, что требование о включении (исключении) распространителей в указанные государственные реестры призвано обеспечивать соответствие продукции печатных, телевизионных, радиовещательных СМИ законодательству, оперативно устранять нарушения ими установленных требований, а также защищать права и законные интересы граждан, интересы общества и государства, что согласуется с предусмотренными Конституцией положениями о регулировании экономической деятельности в интересах человека и общества (часть пятая статьи 13).

 

Конституционный Суд в решениях от 10 мая 2011 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам осуществления административных процедур» и от 26 декабря 2012 г. «Аб адпаведнасцi Канстытуцыi Рэспублiкi Беларусь Закона Рэспублiкi Беларусь «Аб выдавецкай справе ў Рэспублiцы Беларусь» изложил правовую позицию относительно конституционности требований законов о регистрации субъектов соответствующего вида деятельности. Конституционный Суд указал на то, что установление таких правил согласуется с закрепленными в Конституции нормами, согласно которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равные условия для развития всех форм собственности; осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества. Регистрационные требования призваны обеспечить надлежащее качество выполняемых работ и тем самым направлены на защиту прав и законных интересов лиц, которые являются потребителями.

 

4. Частью третьей статьи 2 Закона устанавливается, что распространителям продукции СМИ на момент вступления в силу Закона предоставляется возможность продолжать свою деятельность на прежних условиях в течение шести месяцев. Данное положение имеет целью предотвратить неоправданное прекращение этими субъектами своей деятельности и обеспечить тем самым их конституционное право на ее осуществление (часть вторая статьи 13 Конституции).

 

Такое правовое регулирование позволит распространителям продукции СМИ своевременно подготовить и направить в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации сведения, необходимые для включения указанных распространителей в Государственный реестр распространителей продукции печатных СМИ и Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных СМИ соответственно.

 

5. Закон о СМИ в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Закона дополняется статьей 511, устанавливающей возможность ограничения доступа к продукции СМИ, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете; определяются случаи такого ограничения.

 

Согласно Закону ограничение доступа к продукции СМИ, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете, осуществляется по решению республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации в следующих случаях: вынесение владельцу информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете, в течение года двух и более письменных предупреждений; распространение посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете, информационных сообщений и (или) материалов, запрещенных или ограниченных к распространению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также вступившими в законную силу решениями суда; невыполнение владельцем информационного ресурса (его составной части), размещенного в Интернете, законного требования указанного государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о СМИ.

 

Законом также дополняется перечень информации, распространение которой в СМИ запрещено, путем отнесения к ней информации, направленной на пропаганду порнографии, а также другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 38 Закона о СМИ в редакции пункта 16 статьи 1 Закона).

 

По мнению Конституционного Суда, данные нормы согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, поскольку устанавливаются на уровне закона и направлены на пресечение нарушений Закона о СМИ распространителями массовой информации, в том числе доведения до всеобщего сведения запрещенной к распространению информации, в целях защиты информационной безопасности как составной части национальной безопасности, а также общественного порядка, нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Данные ограничения соразмерны защищаемым ценностям, поскольку не препятствуют продолжению деятельности после устранения нарушений.

 

Конституционный Суд  приходит к выводу о направленности Закона в целом на совершенствование правовых средств и механизмов проведения государством информационной политики, адекватной современным реалиям.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О средствах массовой информации» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                               П.П.Миклашевич