8 декабря 2014 г. № Р-952/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – заместителя Председателя Конституционного Суда Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми».
Заслушав судью-докладчика Данилюка С.Е., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 10 ноября 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 28 ноября 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.
Принятие Закона обусловлено необходимостью совершенствования организационно-правовых основ противодействия торговле людьми, включая систему мер по защите и реабилитации жертв торговли людьми, а также дальнейшей реализации в правовой системе Республики Беларусь требований международных стандартов в указанной сфере.
При оценке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В Конституции установлено, что Республика Беларусь, являясь правовым государством, обеспечивает законность и правопорядок (части первая и третья статьи 1); человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (статья 2); государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).
Конституционный Суд отмечает, что Закон направлен на реализацию указанных конституционных норм и выполнение Республикой Беларусь взятых на себя международных обязательств.
2. Республика Беларусь присоединилась к наиболее важным международно-правовым актам в сфере противодействия торговле людьми, в том числе Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 16 мая 2005 года (вступила в силу для Республики Беларусь 1 марта 2014 г.), основанной на Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющем Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года (вступил в силу для Республики Беларусь 25 декабря 2003 г.), положения которых нашли отражение в нормах Закона.
Пунктом 1 статьи 1 Закона уточняются определения терминов «торговля людьми» и «эксплуатация».
Так, в соответствии с Законом торговля людьми определяется как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека в целях эксплуатации, совершенные путем обмана, либо злоупотребления доверием, либо применения насилия, либо под угрозой применения насилия; согласие гражданина на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если использовалось любое из указанных средств воздействия; вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение несовершеннолетнего в целях эксплуатации считаются торговлей людьми даже в том случае, если они не связаны с применением какого-либо из названных средств воздействия.
В новой редакции излагается определение эксплуатации, под которой понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.
По мнению Конституционного Суда, введение законодателем дополнительных признаков при определении указанных терминов направлено на криминализацию более широкого круга общественно опасных деяний, связанных с торговлей людьми и различными формами эксплуатации человека, включая ранее ненаказуемые их проявления, что имеет целью укрепление законности и правопорядка и согласуется с конституционной обязанностью государства защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств, обеспечивать свободу, неприкосновенность и достоинство личности (часть вторая статьи 24, часть первая статьи 25 Конституции).
Расширение содержания термина «торговля людьми» путем указания на действия, совершенные в целях эксплуатации несовершеннолетних, независимо от применения таких средств воздействия, как обман, злоупотребление доверием, применение насилия либо угроза применения насилия, направлено на охрану интересов несовершеннолетних лиц и максимальное обеспечение гарантий их благополучия, что соответствует положению части первой статьи 32 Конституции о том, что детство находится под защитой государства, а также обеспечивает должное выполнение Республикой Беларусь своих обязательств в рамках Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, участницей которой является Республика Беларусь.
Вместе с тем Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость своевременного внесения изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь в целях уточнения признаков соответствующих составов преступлений для однозначного понимания вводимых Законом терминов и обеспечения единообразной правоприменительной практики.
Необходимость такого уточнения обусловлена требованием соблюдения установленного Конституцией принципа верховенства права (статья 7), из которого вытекает принцип правовой определенности, предполагающий обязательность взаимного согласования нормативных правовых актов, системность и комплексность правового регулирования общественных отношений, использование единой терминологии.
3. Законом закрепляется определение идентификации жертв торговли людьми как комплекса действий, осуществляемых в целях получения сведений о совершении в отношении гражданина торговли людьми или связанных с ней преступлений (пункт 1 статьи 1).
Одновременно Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» дополняется статьей 171 «Идентификация жертв торговли людьми» (пункт 4 статьи 1 Закона). В указанной статье устанавливается, что идентификация жертв торговли людьми осуществляется государственными органами, осуществляющими противодействие торговле людьми (пункт 1); идентификация жертв торговли людьми может быть инициирована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, центрами по защите жертв торговли людьми и оказанию им помощи перед государственными органами, осуществляющими противодействие торговле людьми (пункт 3); идентификация жертв торговли людьми осуществляется в течение 30 дней со дня заполнения анкеты гражданина, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений (пункт 4). Пунктом 6 данной статьи предусматривается, что гражданин, который мог пострадать от торговли людьми или связанных с ней преступлений, имеет право на применение в отношении него мер по защите и реабилитации жертв торговли людьми.
Приведенные положения Закона отвечают требованиям статьи 59 Конституции, согласно которым государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (часть первая); государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (часть вторая).
Конституционный Суд отмечает также, что нормы об идентификации жертв торговли людьми являются реализацией положений Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми, в соответствии с которыми государство, подписавшее данную Конвенцию, принимает законодательные или иные меры, необходимые для выявления жертв (пункт 2 статьи 10); предусматривает в национальном законодательстве период продолжительностью не менее 30 дней для реабилитации и принятия решения, предоставляемый лицу при наличии достаточных оснований полагать, что оно является жертвой (пункт 1 статьи 13).
По мнению Конституционного Суда, законодатель, определяя для компетентных государственных органов и организаций Республики Беларусь соответствующие полномочия, связанные с идентификацией жертв торговли людьми, создает необходимые условия для надлежащего выполнения предписаний указанной Конвенции и принятия обоснованного решения в рекомендуемые сроки.
Таким образом, Закон направлен на совершенствование правового регулирования общественных отношений в сфере противодействия торговле людьми, в том числе в части конкретизации признаков указанного общественно опасного деяния, учета положений международно-правовых актов, и в целом – на повышение эффективности борьбы с данным видом преступности и должную защиту прав и свобод человека.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
Таким образом, Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.
Председательствующий –
заместитель Председателя
Конституционного Суда
Республики Беларусь О.Г.Сергеева