Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 октября 2014 г. № Р-948/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь».

 

Заслушав судью-докладчика Чигринова С.П., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» и других законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 2 октября 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 9 октября 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

Закон принят в целях совершенствования правовых норм, устанавливающих уголовную ответственность за отдельные преступления против природной среды, а также административную ответственность за некоторые правонарушения против окружающей среды и порядка природопользования.

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

1. Согласно Конституции законом могут быть определены объекты, которые находятся только в собственности государства (часть седьмая статьи 13). Законом Республики Беларусь «О животном мире» к таким объектам отнесены объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь (пункт 1 статьи 6).

 

Государство, являясь собственником объектов животного мира, вправе определять лиц, которые могут пользоваться объектами животного мира, их права и обязанности, а также порядок пользования такими объектами. Пользователи, в свою очередь, основываясь на нормах Конституции, устанавливающих, что гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая статьи 2), предусматривающих обязанность каждого, кто находится на территории Республики Беларусь, соблюдать ее Конституцию, законы (статья 52), закрепляющих охрану природной среды в качестве долга каждого (статья 55), должны соблюдать установленные государством требования в области пользования объектами животного мира.

 

В развитие указанных конституционных положений и во исполнение закрепленной в Конституции обязанности государства осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46) законодателем предусматривается юридическая ответственность за совершение противоправных деяний, посягающих на природные ресурсы.

 

2. В Республике Беларусь устанавливается верховенство права (часть первая статьи 7 Конституции). Конституционный Суд в своих решениях неоднократно отмечал, что верховенство права включает в себя ряд элементов, в том числе правовую определенность, предполагающую ясность, точность, непротиворечивость и логическую согласованность правовых норм. Посредством обеспечения в нормотворчестве принципа правовой определенности создаются условия для единообразия и предсказуемости правоприменительной практики, что повышает доверие граждан к государству.

 

В целях реализации принципа правовой определенности Законом (абзац третий пункта 1 статьи 1, пункт 4 статьи 2) уточняются диспозиции части 1 статьи 281 УК и части 1 излагаемой в новой редакции статьи 15.35 КоАП, устанавливающих ответственность, в частности, за незаконную добычу рыбы и других водных животных. Так, к данному виду нарушения относится добыча рыбы или других водных животных не только в запретное время, но и в запретные сроки, поскольку такая добыча в иных законодательных актах запрещается также в определенные периоды времени (числа, месяцы, дни, недели и часы суток).

 

Указанные правовые нормы согласуются с нормами Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 551, в которых установлены запреты на лов рыбы в рыболовных угодьях в определенные сроки.

 

Конституционный Суд отмечает, что такой законодательный подход направлен на обеспечение однозначного понимания нормативных положений, предусматривающих соответствующие запреты, а также устанавливающих уголовную и административную ответственность за их нарушение, и тем самым на формирование единообразной правоприменительной практики. Кроме того, соблюдение согласованных на уровне законодательных актов правовых предписаний в указанной сфере будет способствовать охране и приумножению животного мира.

 

3. В статье 2821 УК, а также в излагаемой в новой редакции статье 15.37 КоАП предусматривается ответственность за незаконные перемещение (транспортировку) или разделку диких животных, относящихся в соответствии с законодательными актами к объектам охоты (пункт 3 статьи 1, пункт 5 статьи 2 Закона).

 

В части 2 статьи 15.35 КоАП устанавливается административная ответственность за нахождение в рыболовных угодьях либо на прилегающей к ним территории на расстоянии до одного километра от береговой линии рыболовных угодий с запрещенными орудиями рыболовства или рыбой, лов которой в данном районе и в данное время или сроки запрещен либо вес которой превышает установленные нормы, без документов, подтверждающих законность владения рыбой (пункт 4 статьи 2 Закона).

 

Законодателем усиливаются меры ответственности за некоторые правонарушения, посягающие на окружающую среду и порядок природопользования. Так, Законом (абзац четвертый пункта 4, абзацы четвертый, восьмой пункта 5 статьи 2) на 10 базовых величин повышается минимальный размер налагаемого на физических лиц штрафа за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15.35, частями 1, 3 статьи 15.37 КоАП. Частью 4 статьи 281 УК устанавливается ответственность за незаконную добычу рыбы или других водных животных, повлекшую причинение ущерба в особо крупном размере, в виде штрафа в качестве дополнительного наказания к лишению свободы (абзац шестой пункта 1 статьи 1 Закона).

 

По мнению Конституционного Суда, введение новых составов преступлений и административных правонарушений, усиление указанных мер уголовной и административной ответственности направлены на предупреждение противоправных деяний, посягающих на природную среду и порядок природопользования, обеспечение соблюдения пользователями объектами животного мира установленных требований в целях предотвращения незаконного уничтожения популяций животных, обитающих в Беларуси, и сохранения природной среды. Такое правовое регулирование отвечает конституционной обязанности государства осуществлять контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (часть вторая статьи 46 Конституции).

 

4. Санкции норм, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 282 «Незаконная охота» УК, дополняются новым видом наказания – лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью (абзацы пятый, восьмой, десятый пункта 2 статьи 1 Закона). Санкция нормы, установленной в части 3 статьи 15.37 «Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты» КоАП, дополняется таким видом административного взыскания, как лишение специального права (пункт 5 статьи 2 Закона).

 

Конституционный Суд полагает, что меры ответственности физических лиц, совершивших правонарушения, предусматриваемые данными статьями УК и КоАП, направлены на дифференциацию мер уголовного наказания и административного взыскания, выбор оптимальных средств воздействия на правонарушителей с целью недопущения совершения ими противоправных деяний в будущем и тем самым на повышение эффективности функционирования механизма уголовно-правовой и административно-правовой охраны объектов животного мира. Применение указанных мер ответственности обусловлено необходимостью обеспечения государством законности и правопорядка (часть третья статьи 1 Конституции).

 

5. Законом (пункт 2 статьи 2) уточняются положения о специальной конфискации, содержащиеся в части 2 статьи 6.10 КоАП, путем включения в перечень объектов, подлежащих принудительному безвозмездному изъятию в собственность государства, помимо озерно-речной рыбы, также других водных животных, торговля которыми осуществлялась в неустановленных местах.

 

В связи с указанным Конституционный Суд отмечает, что поскольку специальная конфискация осуществляется согласно постановлению суда в связи с совершением административного правонарушения и применяется в целях пресечения реализации водных животных в неустановленных местах с нарушением санитарных норм и предотвращения в связи с этим причинения вреда здоровью покупателей, то распространение специальной конфискации на водных животных является правомерным. Такое правовое регулирование соответствует части шестой статьи 44 Конституции, предусматривающей, в частности, что осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, а также соразмерно конституционно значимым ценностям и целям и согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

 

Исходя из выявленного конституционно-правового смысла норм Закона, Конституционный Суд считает, что по своему содержанию Закон направлен на совершенствование правовых механизмов охраны природной среды в целях реализации положений, предусмотренных частью второй статьи 46, статьей 55 Конституции.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                   П.П.Миклашевич