Акты Конституционного Суда
РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 июля 2014 г. № Р-936/2014
О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

 

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»

 

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».

 

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

 

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 24 июня 2014 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 26 июня 2014 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

 

Законом вносятся изменения и дополнения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также дополнения в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении» (далее соответственно – КоАП, ПИКоАП, Закон о дорожном движении).

 

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

 

Республика Беларусь согласно статье 1 Конституции – правовое государство, обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивающее законность и правопорядок.

 

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства (части первая и вторая статьи 7 Конституции). В Конституции предусмотрено, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства (часть первая статьи 21); государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления  прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией; государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (части первая и вторая статьи 59).

 

Закон направлен на реализацию указанных конституционных принципов и норм.

 

1. С учетом приведенных выше конституционных положений Законом расширяется перечень административных правонарушений, совершение которых влечет административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств. Так, пунктом 1 статьи 1 Закона предусматривается, что в случаях фиксации нарушения правил остановки и стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи (далее – работающие в автоматическом режиме специальные технические средства), административной ответственности подлежит собственник (владелец) транспортного средства, за исключением случаев наличия у органа, ведущего административный процесс, до вынесения постановления о наложении административного взыскания информации о лице, управлявшем транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, когда ответственности подлежит данное лицо (статья 4.9 КоАП).

 

При этом вносятся изменения и дополнения в статью 2.7 «Презумпция невиновности», статью 6.12 «Собирание доказательств» и статью 8.9 «Изъятие вещей и документов» ПИКоАП, касающиеся нарушений правил остановки или стоянки транспортного средства, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (пункты 1–3 статьи 2 Закона).  

 

Законодатель правомочен устанавливать правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере, а также особенности этого регулирования, в том числе в зависимости от состава субъектов, исходя из интересов государства, граждан и организаций, о чем указывалось в решении Конституционного Суда от 17 октября 2008 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности».

 

В решении Конституционного Суда от 22 ноября 2010 г. «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» отмечено, что в статье 2.7 «Презумпция невиновности» ПИКоАП применительно к принципу презумпции невиновности в административном процессе устанавливается, что обязанность доказывать виновность лица, в отношении которого ведется административный процесс, возлагается на должностное лицо органа, ведущего административный процесс. Согласно части 2 этой статьи лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не обязано доказывать свою невиновность. Данный принцип, сформулированный на законодательном уровне в ПИКоАП, в отличие от закрепленного в статье 26 Конституции принципа презумпции невиновности в уголовном процессе, не является всеобъемлющим. В соответствии с частью 1 статьи 2.7 ПИКоАП лицо привлекается к административной ответственности в порядке, установленном этим Кодексом, поэтому в данном Кодексе могут быть предусмотрены исключения из общего правила привлечения к административной ответственности.

 

Пунктом 1 статьи 2 Закона в часть 5 статьи 2.7 ПИКоАП вносится изменение, предусматривающее, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не обязано доказывать виновность лица в нарушении правил остановки или стоянки транспортного средства, зафиксированном работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. Тем самым законодатель сделал исключение из принципа презумпции невиновности применительно к административному процессу в отношении только определенных категорий дел об административных правонарушениях, совершение которых подтверждается указанными способами.

 

В то же время данное правовое регулирование не препятствует гражданину доказывать свою невиновность.

 

В соответствии с изменением, вносимым пунктом 1 статьи 1 Закона в часть 4 статьи 4.9 КоАП, собственник (владелец) транспортного средства не подлежит административной ответственности, если при ведении административного процесса будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

 

Кроме того, лицо, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания в случае фиксации нарушения специальными техническими средствами, вправе представить в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства доказательства того, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 3 статьи 6.1 ПИКоАП).

 

Исходя из изложенного, Конституционный Суд подтверждает свою правовую позицию, выраженную в вышеназванном решении от 22 ноября 2010 г., согласно которой в рассмотренных правовых нормах содержится юридический механизм, позволяющий избежать случаев привлечения к административной ответственности невиновных лиц. Освобождение органа, ведущего административный процесс, от обязанности доказывать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, не исключает права этого лица доказывать свою невиновность.

 

2. С целью совершенствования законодательного регулирования административной ответственности за правонарушения, совершенные в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, статьей 1 Закона статья 18.13 КоАП дополняется частями 5–8, предусматривающими административную ответственность лица, управляющего транспортным средством, за превышение установленной скорости  движения, зафиксированной работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (пункт 5); излагается в новой редакции статья 18.21 КоАП об административной ответственности за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства, при этом устанавливается административная ответственность за невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органа внутренних дел об остановке транспортного средства, повлекшее преследование такого лица сотрудниками органов внутренних дел (пункт 6). Статья 18.22 КоАП дополняется частями 6 и 7 об административной ответственности за остановку или стоянку транспортного средства с нарушением правил дорожного движения либо неправомерную стоянку транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов; за остановку или стоянку грузового автомобиля, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения, зафиксированным работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (пункт 7 статьи 1 Закона).

 

Учитывая, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности, вносимые Законом дополнения, по мнению Конституционного Суда, имеют целью усиление мер административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта с учетом характера вредных последствий правонарушения, обеспечивая таким образом соразмерность административного взыскания характеру совершенного административного правонарушения. Указанные положения Закона направлены на реализацию установленной в статье 59 Конституции обязанности государства принимать все доступные ему меры для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления гражданами своих прав и свобод.

 

3. Законом (пункт 1 статьи 3) Закон о дорожном движении дополняется статьей 191, регулирующей порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, а также отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку. Одновременно пунктом 4 статьи 2 Закона из статьи 8.10 ПИКоАП исключаются части 2, 5–8, нормы которых как не относящиеся непосредственно к порядку ведения административного процесса включены в статью 191 Закона о дорожном движении.

 

Положениями статьи 191 Закона о дорожном движении предусматривается, что в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку, а также отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку. При этом порядок принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения на такую стоянку, осуществляемой в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

 

Порядок отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку, осуществляемой в целях выполнения задач, возложенных на органы государственной безопасности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также задач, возложенных на орган государственной охраны, определяется совместным нормативным правовым актом Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Службы безопасности Президента Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

 

Устанавливаемое правовое регулирование отбуксировки транспортного средства связано с ограничением прав граждан, в частности права собственности, закрепленного в части второй статьи 44 Конституции.

 

Вместе с тем Конституционный Суд отмечает, что такое правовое регулирование направлено на совершенствование правоотношений в указанной сфере, является правомерным и допустимым, не влечет неоправданного ограничения прав собственников (владельцев) транспортных средств и не ведет к утрате его реального содержания, применяется в случаях, установленных Законом, и согласуется с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц.

 

Предусматриваемая Законом норма об определении Советом Министров в установленных законодательными актами Республики Беларусь случаях порядка принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, его помещения на охраняемую стоянку, а также отбуксировки транспортного средства без помещения на такую стоянку согласуется с компетенцией данного органа (статья 107 Конституции).

 

Наделение Комитета государственной безопасности, Службы безопасности Президента Республики Беларусь правом определять совместным нормативным правовым актом по согласованию с Министерством внутренних дел в установленных Законом случаях порядок отбуксировки транспортного средства обусловлено спецификой осуществления возложенных на них задач по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, в том числе в указанных в Законе случаях, посредством конкретизации норм более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в указанной сфере.

 

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках компетенции в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

 

На основании изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

 

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

 

2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

 

3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательными актами.

 

 

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                    П.П.Миклашевич