Уважаемые участники конференции!
Дамы и господа!
Коллеги!
Конституционное правосудие является важнейшим фактором развития современных демократических государств.
Объективные предпосылки изменения общественных отношений в 90-х годах XX столетия привели к образованию на постсоветском пространстве суверенных государств, национальных правовых систем, государственному строительству на новой конституционной основе. Неотъемлемым элементом этих процессов стало учреждение института конституционного контроля.
Формирование и развитие национальной конституционной доктрины, конституционного правосудия характерно и для Республики Беларусь.
Конституционный Суд, созданный в соответствии с Конституцией 1994 года – первой конституцией суверенного государства Республики Беларусь, призван защищать конституционный строй, конституционные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции и ее непосредственное действие, конституционность нормативных правовых актов.
За двадцать лет своей деятельности Конституционный Суд состоялся как высший орган судебной власти, пройдя непростые испытания своей независимости и правоспособности в период острой политической борьбы, сопровождавшей процесс становления государственной власти на новой конституционной основе.
Осмысливая пройденный путь, необходимо отметить вклад Конституционного Суда в достижение в белорусском обществе согласия и стабильности, равенства и справедливости, формирование конституционного правосознания и правовой культуры.
Особо значима роль Конституционного Суда в процессах воплощения в жизнь верховенства Конституции, утверждения конституционной законности, становления конституционализма, обеспечения верховенства права и неуклонного соблюдения конституционных положений всеми государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
1. Обеспечение верховенства Конституции
Конституция Республики Беларусь представляет собой конституцию новой генерации, основанную на современных доктринальных подходах к конституционному строительству, впитавшую в себя белорусские государственно-правовые традиции, общемировые стандарты в области прав человека, достижения европейского конституционализма.
Она содержит фундаментальные положения, выступающие регуляторами системы политических, экономических и социальных отношений, служит правовой основой стратегии развития суверенной Беларуси. Принципы и нормы Конституции несут в себе организующее начало, устанавливают права и свободы человека, регламентируют функционирование государственного механизма, определяют систему ценностных ориентиров белорусского общества.
Являясь основой национальной правовой системы, Конституция задает ей определенную систему координат, вектором которой выступает высшая ценность и цель – человек, его права, свободы и гарантии их реализации. Этим гарантируются единство, взаимосвязь, сбалансированность и гармоничное развитие всех составляющих правовой системы.
В настоящее время, когда пройден этап внедрения основных положений Конституции в законодательство, важно обеспечить дальнейшее конституционное развитие государства и общества эволюционным путем, сохраняя и развивая конституционные ценности, используя имеющийся в нормах Конституции потенциал, последовательно осуществляя конституциализацию общественных отношений.
Конституционный Суд неоднократно указывал в своих решениях, что, исходя из принципов верховенства права и верховенства Конституции, законодательное регулирование должно быть ясным и недвусмысленным, а используемые в норме субъективные оценочные понятия, которые зависят от усмотрения правоприменителя, следует понимать и применять в строгом соответствии с нормами и принципами Конституции, чтобы исключить нарушение прав и законных интересов граждан.
2. Возникновение и развитие конституционного контроля
Формирование доктрины и практики конституционного контроля в нашей стране происходило вместе со становлением государственных институтов суверенной Беларуси.
Правовое закрепление положения о конституционном контроле в Беларуси получили в 1994 году в Конституции и принятом в том же году Законе «О Конституционном Суде».
Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти было определено на конституционном уровне исходя из его важнейшей функции – обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия.
При этом за основу национальной модели в определенной мере был взят французский опыт конституционного контроля, при котором исключается прямой доступ граждан к конституционному правосудию и предполагается ограниченный круг субъектов, правомочных обращаться в Конституционный Суд.
Компетенция была определена исходя из австрийской модели конституционного контроля, предполагающей проверку конституционности не только законов, но и других нормативных правовых актов различного уровня.
Формирование и развитие конституционного контроля в Республике Беларусь можно разделить на несколько периодов.
1. Период 1994–1996 годов – становление на новой конституционной основе государственной власти. В это время Конституционный Суд выполнял в основном роль арбитра во взаимоотношениях между ветвями власти, оказывая влияние на конституционное формирование белорусской государственности. Посредством конституционного правосудия практически защищалось демократическое правовое государство как конституционная цель и ценность, в котором находят должное развитие такие конституционные ценности, как парламентаризм, разделение властей, верховенство права и др.
2. С внесением в Конституцию Республики Беларусь изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме 1996 года, уточнены роль и место Конституционного Суда в системе судебной власти. В период формирования правовой системы усилия Конституционного Суда были направлены на конституциализацию общественных отношений, утверждение конституционной законности в нормотворчестве и правоприменении.
3. С 2008 года Конституционный Суд, наделенный правом осуществления обязательного предварительного контроля конституционности всех законов, принятых Парламентом, до подписания их Президентом Республики Беларусь, практическую деятельность направлял на устранение правовой неопределенности, выявление конституционно-правового смысла норм законов до вступления их в силу, упреждая тем самым возможность неконституционности правоприменительной практики.
4. В настоящее время в условиях в целом сформировавшейся правовой системы, достигнутой политической и социальной стабильности в стране, эффективного функционирования и взаимодействия ветвей власти ключевым является продолжение реализации конституционных ценностей в законодательстве и правоприменении, утверждение верховенства Конституции как основополагающего начала всей правовой системы, высшего регулятора государственной и общественной жизни, предопределяющего стратегию устойчивого развития страны.
3. Права человека – суть решений Конституционного Суда
В Послании Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2013 году» отмечено, что конституционные ценности и цели становятся правовыми стандартами и главными ориентирами в законодательной деятельности.
В практике конституционного правосудия мы учитываем, что права и свободы человека, с одной стороны, абсолютны, а с другой – Конституция допускает возможность их определенного ограничения в интересах общего блага при безусловном соблюдении справедливого баланса между интересами личности и интересами общества и государства.
Достижение баланса конституционных ценностей ведет к сохранению равновесия общества, его стабильности, эффективному взаимодействию всех общественных сил на основе конституционного приоритета – человека как высшей ценности и цели общества и государства. Во взаимоотношении «человек – государство» ключевым является определение возможных пределов вмешательства государства в осуществление прав и свобод человека, в случае ограничений – их обоснованность и пропорциональность. При этом необходимы поддержание их баланса и недопущение умаления с учетом как общечеловеческих ценностей и европейских демократических стандартов, так и национальных особенностей построения демократического социального правового государства.
Важными гарантиями обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц являются разумная стабильность и предсказуемость правового регулирования. Конституционный Суд неоднократно обращал внимание на то, что принцип предсказуемости должен обеспечиваться в законодательной политике как важнейшее условие уверенности участников общественных отношений в стабильности своего правового статуса, формирования доверия к законодательным актам и их безусловного исполнения.
3.1. Последующий конституционный контроль
В Беларуси последующий конституционный контроль осуществляется по предложению уполномоченных субъектов: Президента, Палат Парламента, Правительства и Верховного Суда.
В целом за 20-летний период деятельности Конституционного Суда уполномоченные субъекты более 70 раз обращались с предложениями о проверке конституционности нормативных правовых актов.
В 49 решениях Конституционный Суд признал положения законов и иных нормативных правовых актов не соответствующими Конституции, тем самым устранив из правового поля неконституционные нормы. Некоторые заключения касались законодательства о полномочиях органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, прав и свобод граждан.
В последние годы от уполномоченных субъектов предложения поступают редко, что обусловлено рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. Наблюдается тенденция постоянного совершенствования нормотворческого процесса, в ходе которого должное внимание уделяется анализу нормативных положений на соответствие Конституции еще на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов.
3.2. Предварительный контроль конституционности законов
Вот уже более пяти лет, как я уже отмечал, основным направлением деятельности Конституционного Суда является предварительный контроль конституционности законов. К его особенностям можно отнести:
во-первых, предварительный характер – проверке подвергаются законы, принятые Парламентом до подписания их Президентом, то есть до вступления законов в силу;
во-вторых, проверка конституционности норм закона, по сути, носит абстрактный характер, т.е. без анализа практического применения;
в-третьих, обязательность контроля – все законы принятые Парламентом представляются Конституционному Суду для рассмотрения;
в-четвертых, предварительный контроль конституционности закона не лишает уполномоченных субъектов права инициировать его проверку в порядке последующего конституционного контроля на основе практики его применения.
Практическая деятельность Конституционного Суда, проверившего конституционность более 700 законов, показала положительное влияние принятых решений на утверждение конституционной законности в законотворческом и правоприменительном процессах.
Повысилась взвешенность и ответственность парламентариев по соблюдению конституционных норм и принципов при принятии законов; выявленные правовые пробелы, правовая неопределенность своевременно устраняются при дальнейшем совершенствовании законодательных актов.
Сформулированные правовые позиции по выявлению конституционно-правового смысла норм законов упреждают их искажение в правоприменительной практике.
При этом важно отметить, что результаты предварительного контроля формируют уверенность граждан в конституционности норм принятых законов, их доверие к закону как истинно правовому акту, который не нарушает, а помогает в полной мере реализовывать конституционные права и свободы.
3.3. Устранение конституционно-правовых пробелов
Конституционным Судом за прошедшие годы выработана действенная практика выявления конституционно-правовых пробелов в законодательстве.
Инициаторами обращений по вопросам правовых пробелов, правовой неопределенности выступают, как правило, граждане и организации.
В своих решениях Конституционный Суд, исходя из конституционных положений, устанавливает полноту и ясность правового механизма, содержащегося в нормативном правовом акте, и при выявлении правовых пробелов, правовой неопределенности и коллизий предлагает нормотворческим органам их устранить.
При этом Конституционный Суд действует в пределах своего конституционного статуса, не подменяя законодателя или иной нормотворческий орган, но в некоторой мере выполняет функции «позитивного законодателя» с целью выработки действенных механизмов реализации конституционных прав и свобод граждан.
4. Совершенствование конституционного правосудия
В Беларуси активно проводится процесс кодификации законодательства, направленный на комплексное правовое регулирование различных сфер общественных отношений. В сфере судоустройства, исходя из единства судебной системы и единства статуса судей, принят Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором регламентируются вопросы компетенции и организационно-правовые аспекты деятельности Конституционного Суда.
В развитие его положений с целью повышения эффективности конституционного правосудия принят Закон «О конституционном судопроизводстве», который в апреле этого года вступил в силу. Регламентация на законодательном уровне в отдельном законе процессуального порядка рассмотрения дел в Конституционном Суде обеспечивает всем участникам конституционного судопроизводства прозрачность и последовательность процессуальных процедур.
При подготовке Закона «О конституционном судопроизводстве», к сожалению, не удалось в полной мере до конца разрешить некоторые процедурные вопросы:
во-первых, выработать действенный законодательный механизм косвенного доступа граждан к конституционному правосудию через уполномоченных субъектов;
во-вторых, установить процессуальный порядок обращения судов общей юрисдикции с преюдициальным (предварительным) запросом в Конституционный Суд по проверке конституционности нормативного правового акта, подлежащего применению.
В настоящее время, после встречи Президента Республики Беларусь с судьями Конституционного Суда, на которой в целом были поддержаны наши предложения, проработка указанных вопросов активизировалась. Мы рассчитываем, что в следующем году соответствующие законодательные изменения будут приняты.
Это позволит гражданам, при отсутствии права на индивидуальную конституционную жалобу, реально инициировать рассмотрение дел в Конституционном Суде о проверке конституционности нормативных правовых актов, нарушающих, по их мнению, конституционные права и свободы. И, как следствие, расширятся возможности Конституционного Суда проверять конституционность правоприменительной практики.
Заключение
В заключение хочу отметить следующее.
1. Конституционный Суд Республики Беларусь состоялся как высший государственный орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве. Выполняя функцию охраны Конституции, фактически стал особым арбитром между различными ветвями власти, между обществом, государством и личностью, разрешая дела на основе достижения баланса и защиты конституционных ценностей.
2. За прошедший 20-летний период созданы определенные правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов, в первую очередь в целях повышения эффективности конституционного правосудия по защите прав и свобод человека и гражданина.
Имеющаяся конституционно-правовая база дает возможность дальнейшего развития и совершенствования конституционного контроля.
3. В Республике Беларусь продолжается курс на эволюционное конституционное строительство, формирование демократического социального правового государства – государства для народа. В этом процессе Конституционный Суд будет продолжать защищать фундаментальные конституционные ценности в целях устойчивого и динамичного развития белорусского общества и государства.
Спасибо за внимание!