6 июня 2014 г. № Р-926/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя».
Заслушав судью-докладчика Тиковенко А.Г., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 14 мая
Принятие Закона обусловлено необходимостью дальнейшего совершенствования правовых основ охраны озонового слоя, согласования норм указанных законов с положениями международных договоров Республики Беларусь с целью выполнения предусмотренных в них обязательств в области охраны озонового слоя.
Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» (далее – Закон об озоновом слое) путем изложения его в новой редакции.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.
1. В соответствии со статьей 46 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.
Согласно законодательным актам озоновый слой представляет собой слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологически опасное ультрафиолетовое солнечное излучение (статья 1 Закона об озоновом слое); является одним из компонентов окружающей среды, выступает в качестве одного из объектов отношений в области охраны окружающей среды (статьи 1 и 5 Закона «Об охране окружающей среды»).
Предписания ряда статей Закона об озоновом слое (статьи 5–8) конкретизируют полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны озонового слоя, развивая положения статей 84, 107, 120 и 121 Конституции, закрепляющие соответственно компетенцию Главы государства, Правительства, органов местного управления и самоуправления.
Так, предусматривается, что Президент Республики Беларусь, местные Советы депутатов утверждают соответственно государственные, территориальные (областные, районные) программы по охране озонового слоя (статьи 5, 8 и 9 Закона об озоновом слое). Законодатель уточняет компетенцию Совета Министров и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в отношении установления порядка и условий выдачи (прекращения действия) заключений (разрешительных документов) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства – члена Таможенного союза или вывоз из Республики Беларусь на территорию государства – члена Таможенного союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (статьи 6, 7 Закона об озоновом слое).
По мнению Конституционного Суда, данные нормы Закона об озоновом слое имеют целью обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, реализацию международных обязательств Республики Беларусь, связанных с ввозом и (или) вывозом озоноразрушающих веществ.
2. Согласно части первой статьи 34 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. На обеспечение данного конституционного права граждан направлено положение статьи 18 Закона об озоновом слое, определяющее мониторинг озонового слоя в качестве одного из видов мониторинга окружающей среды, который проводится в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь. В соответствии с частью первой статьи 69 Закона «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, обеспечения государственных органов, юридических лиц и граждан полной, достоверной и своевременной информацией, необходимой для управления и контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Приведенное положение Закона об озоновом слое выступает гарантией реализации конституционного права граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды в целом и об отдельных ее компонентах.
3. В соответствии с частью шестой статьи 44 Конституции осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.
Данное конституционное положение обеспечивается рядом законодательных требований в области охраны озонового слоя при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и демонтаже оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, которые необходимо выполнять юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (статьи 13, 14 и 17 Закона об озоновом слое). В частности, при эксплуатации оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества, они обязаны: вести учет озоноразрушающих веществ в установленном порядке; проводить не реже одного раза в три года инвентаризацию оборудования и технических устройств и представлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ведомственную отчетность о ее результатах; осуществлять сбор озоноразрушающих веществ, извлеченных из оборудования и технических устройств, и хранить их в соответствующих емкостях, обеспечивать восстановление, обезвреживание, утилизацию таких озоноразрушающих веществ и др. (статьи 13, 17 Закона об озоновом слое).
Такой подход законодателя направлен на предотвращение разрушения озонового слоя и его восстановление, выполнение международных обязательств Республики Беларусь, а также на создание условий для надлежащего осуществления контроля за охраной озонового слоя, являющегося составной частью контроля в области охраны окружающей среды.
4. Согласно части первой статьи 8 Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Частью первой статьи 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что международные договоры подлежат добросовестному исполнению Республикой Беларусь в соответствии с международным правом.
Нормы Закона об озоновом слое согласовываются с нормами международно-правовых актов, составляющих нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, принятых на основе положений Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 года (вступила в силу 22 сентября 1988 года), Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 16 сентября 1987 года (вступил в силу 1 января 1989 года) и поправок к нему (статьи 1–2, 11, 16). В частности, положения статьи 16 Закона об озоновом слое, касающиеся озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, приводятся в соответствие с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа
Конституционный Суд отмечает, что конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду в условиях нарастающей глобализации, экономической интеграции возможно обеспечить путем дальнейшей унификации норм экологического права, в том числе об охране озонового слоя, расширения объектов отношений в области совместной международной и национальной охраны окружающей среды, гармонизации норм международного и национального права, формирования надлежащего экологического правового пространства в рамках Евразийского экономического союза с учетом международных экологических стандартов.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
На основе изложенного Конституционный Суд приходит к выводу о том, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны озонового слоя» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич