5 июня 2014 г. № Р-924/2014
Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Сергеевой О.Г., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Карпович Н.А., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.
на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, абзаца второго части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьи 98 и части первой статьи 101 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве»
рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении».
Заслушав судью-докладчика Подгрушу В.В., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 21 мая
Законом вносятся изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» (далее – Закон о здравоохранении) с целью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с оказанием медицинской помощи, закрепления на законодательном уровне положений об организации и проведении медицинских профилактических мероприятий по охране здоровья населения, упорядочения правового регулирования отношений, касающихся проведения медицинских экспертиз, медицинского освидетельствования, обеспечения граждан Республики Беларусь лекарственными средствами и медицинскими изделиями и др. Закон направлен также на согласование норм Закона о здравоохранении с нормами других законодательных актов.
При проверке конституционности Закона Конституционный Суд Республики Беларусь исходит из следующего.
1. Согласно части первой статьи 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
В соответствии с Конституцией гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания; право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда (статья 45).
Конституционный Суд считает, что право на охрану здоровья относится к числу важнейших конституционных прав человека в силу особой сущности и значимости охраняемого блага. По мнению Конституционного Суда, ценность здоровья, являющегося по своей сути неотчуждаемым благом, заключается в том, что без него умаляется либо утрачивается значение многих других благ и ценностей. Этим предопределяется и характер обязанностей Республики Беларусь как социального государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан и обеспечение надлежащего правового регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права на охрану здоровья.
Наряду с конституционными ценностями, принципами и нормами, Конституционный Суд принимает во внимание и международные обязательства Республики Беларусь в указанной сфере, исходя из закрепленного в части первой статьи 8 Конституции признания Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права и обеспечения соответствия им законодательства, а также гарантированности Республикой Беларусь в силу положений части третьей статьи 21 Конституции прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства.
Согласно пункту 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи.
В соответствии со статьей 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в данном Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты для осуществления этого права, включают мероприятия, в том числе необходимые для создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
При этом каждое участвующее в Пакте государство обязуется принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в данном Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер (пункт 1 статьи 2).
Международные обязательства Республики Беларусь по признанию и обеспечению права человека на охрану здоровья, пользованию современными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья вытекают и из ряда других международных документов, а также соглашений регионального характера, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества, включая Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года, Соглашение о сотрудничестве в области оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам государств – членов Евразийского экономического сообщества от 28 сентября 2012 года и др.
Конституционный Суд отмечает, что предусматриваемое Законом совершенствование правового регулирования отношений, касающихся гарантирования конституционного права на охрану здоровья, направлено на создание более действенных механизмов обеспечения доступности медицинского обслуживания, повышения его качественного уровня.
2. Пунктом 12 статьи 1 Закона в новой редакции излагается статья 16 Закона о здравоохранении, в которой определяются виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Наряду с первичной и специализированной медицинской помощью на законодательном уровне закрепляется возможность оказания таких видов помощи, как высокотехнологичная медицинская помощь, медико-социальная помощь и паллиативная медицинская помощь. При этом высокотехнологичной медицинской помощью является оказание медицинской помощи при наличии у пациента заболеваний, требующих применения новых, сложных, уникальных, а также ресурсоемких методов оказания медицинской помощи, основанных на современных достижениях медицинской науки и техники и имеющих высокую клиническую эффективность.
В статье 16 Закона о здравоохранении закрепляются также формы оказания медицинской помощи – плановой и скорой (с дифференциацией скорой помощи на экстренную и неотложную), а также условия оказания медицинской помощи как в организациях здравоохранения (в амбулаторных, стационарных условиях, условиях отделения дневного пребывания), так и вне организаций здравоохранения.
По мнению Конституционного Суда, детальная регламентация отношений, связанных с оказанием медицинской помощи, отвечает, с одной стороны, целям создания прозрачных и эффективно действующих механизмов реализации конституционного права граждан на охрану здоровья, а с другой – обеспечению данного права и его гарантированности государством, в силу части второй статьи 45 Конституции ответственным за создание условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания.
3. В соответствии с Законом (пункт 14 статьи 1) Закон о здравоохранении дополняется положениями, определяющими комплекс медицинских профилактических мероприятий по охране здоровья населения. Указанные мероприятия включают, в частности, проведение медицинских осмотров, диспансеризации населения, мероприятий по формированию здорового образа жизни, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе по проведению профилактических прививок.
Закон о здравоохранении дополняется также статьей 631, предусматривающей связанные с медицинской профилактикой меры по охране здоровья населения, к которым законодатель относит, в частности, развитие физической культуры и спорта, оздоровление окружающей среды, совершенствование охраны труда; формирование у населения навыков здорового образа жизни; спасение жизни людей и защиту здоровья при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, актах терроризма и массовых беспорядках; осуществление иных мер, в том числе путем создания социально-экономических механизмов, направленных на устранение факторов и условий, отрицательно влияющих на здоровье, и др. (пункт 44 статьи 1 Закона).
Конституционный Суд считает, что устанавливаемое правовое регулирование осуществлено в рамках реализации конституционного права на охрану здоровья и гарантий его обеспечения (часть третья статьи 45 Конституции), а также закрепленных в статье 3 Закона о здравоохранении в качестве основных принципов государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения принципа приоритетности мер профилактической направленности и принципа формирования ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих. Тем самым, по мнению Конституционного Суда, на законодательном уровне создается более совершенный, отвечающий современным требованиям механизм формирования и поддержки здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
4. Конституционный Суд обращает внимание на отдельные нуждающиеся в уяснении конституционно-правового смысла положения Закона, которые могут вызвать их неоднозначное понимание. К таким положениям относятся, в частности, нормы, уточняющие законодательные подходы к искусственному прерыванию беременности и порядку обеспечения граждан Республики Беларусь лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
4.1. В части девятой излагаемой в новой редакции статьи 27 Закона о здравоохранении закрепляется право врача-специалиста отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, письменно уведомив об этом руководителя организации здравоохранения, если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины; после получения письменного уведомления врача-специалиста руководитель организации здравоохранения должен организовать женщине проведение искусственного прерывания беременности другим врачом-специалистом (пункт 18 статьи 1 Закона).
В данной норме законодателем не устанавливается, какие причины должны лежать в основе отказа врача-специалиста от проведения указанной медицинской процедуры.
Конституционный Суд считает, что такой отказ врача-специалиста возможен при наличии уважительных причин, в частности, из-за морально-этических, нравственных принципов, религиозных и иных убеждений.
При этом Конституционный Суд исходит из пункта 6 Декларации Всемирной медицинской ассоциации «О медицинских абортах» (г. Осло,
Одновременно Конституционный Суд считает, что поскольку в ряде случаев срок беременности имеет значение для выбора способа ее прерывания и, соответственно, возможных последствий для здоровья женщины, в том числе репродуктивного, то врач-специалист, руководитель организации здравоохранения, другие медицинские работники, вовлеченные в процесс замены врача-специалиста, должны действовать максимально оперативно в целях недопущения нарушения прав и законных интересов беременной женщины.
4.2. В части первой статьи 38 Закона о здравоохранении (пункт 30 статьи 1 Закона) сохраняется общее правило об обеспечении граждан Республики Беларусь при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в государственных учреждениях здравоохранения лекарственными средствами и медицинскими изделиями за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи.
Статьей 392 Закона о здравоохранении предусматривается, что основой для формирования и разработки перечня основных лекарственных средств, годовых планов государственных закупок лекарственных средств, клинических протоколов и методов оказания медицинской помощи является Республиканский формуляр лекарственных средств (пункт 31 статьи 1 Закона).
Клиническим протоколом согласно статье 1 Закона о здравоохранении признается документ, утверждаемый Министерством здравоохранения и устанавливающий общие требования к оказанию медицинской помощи пациенту при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.
С учетом дополнения, вносимого в статью 1 Закона о здравоохранении, Республиканский формуляр лекарственных средств определяется как список лекарственных средств с доказанной эффективностью, допустимой безопасностью, наиболее экономически выгодных при использовании бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение (пункт 2 статьи 1 Закона).
По мнению Конституционного Суда, из приведенных положений Закона следует, что под действие части первой статьи 38 Закона о здравоохранении должны подпадать также случаи, когда клиническая ситуация в отношении конкретного пациента может отклоняться от утвержденных общих требований к оказанию медицинской помощи, что объективно обусловлено индивидуальными особенностями организма пациента и нацеливает организацию здравоохранения на поиск и использование индивидуальных подходов, в том числе к выбору лекарственных средств при оказании медицинской помощи каждому пациенту, обеспечивая тем самым гарантированность конституционного права граждан Республики Беларусь на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (часть первая статьи 45 Конституции).
5. Конституционный Суд отмечает, что при реализации отдельных положений Закона могут ограничиваться права и законные интересы граждан.
В частности, в действующей редакции статьи 46 Закона о здравоохранении регламентируются вопросы врачебной тайны. В части седьмой этой статьи определены случаи, когда предоставление информации, составляющей врачебную тайну, допускается без согласия пациента либо лиц, перечисленных в части второй статьи 18 Закона о здравоохранении. В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Закона перечень установленных в данной статье Закона о здравоохранении случаев дополняется указанием на запросы в письменной форме и (или) в виде электронного документа:
страховых организаций, Белорусского бюро по транспортному страхованию для решения вопроса о назначении страховых выплат;
местных органов военного управления для медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу;
органов дознания в связи с проведением экспертиз для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
органов внутренних дел о прохождении (непрохождении) медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, самоходных машин, наличии заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими, транспортными средствами, самоходными машинами;
нанимателя в связи с проведением расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Кроме того, в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в статью 46 Закона о здравоохранении, расширяется перечень случаев, когда организации здравоохранения обязаны предоставлять информацию, составляющую врачебную тайну не только без согласия пациента или лиц, указанных в части второй статьи 18 данного Закона, но и без запроса.
Исходя из определения врачебной тайны, приведенного в части шестой статьи 46 Закона о здравоохранении, врачебную тайну составляет информация о состоянии здоровья пациента, содержащая в том числе сведения личного характера.
В соответствии с Конституцией каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь (статья 28). Вместе с тем ограничение данного права возможно в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц и только в случаях, предусмотренных законом (часть первая статьи 23 Конституции).
Конституционный Суд считает, что предусматриваемые случаи предоставления информации, составляющей врачебную тайну, отвечают конституционным требованиям, так как определены законом и направлены на защиту интересов национальной безопасности, общественного порядка, прав других лиц.
При этом Конституционный Суд обращает также внимание на подходы, выработанные Европейским Судом по правам человека (далее – ЕСПЧ) по аналогичным вопросам.
В постановлении ЕСПЧ от 6 июня
Рассматривая дела о передаче персональных данных, ЕСПЧ признал, что за компетентными национальными властями должна сохраняться определенная свобода усмотрения в целях установления справедливого равновесия между соответствующими конкурирующими публичными и частными интересами. Однако ее рамки зависят от таких факторов, как характер и значимость затронутых интересов и серьезность вмешательства (пункт 46).
По мнению Конституционного Суда, предусматриваемые Законом ограничения по защите врачебной тайны отвечают принципу пропорциональности: они не являются чрезмерными, способствуют достижению баланса между частными и публичными интересами.
Таким образом, в Законе получили развитие правовые механизмы гарантирования государством конституционного права граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, а также создания условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Законом совершенствуется правовое регулирование отношений, подпадающих под действие Закона о здравоохранении, в том числе в направлениях повышения качества медицинского обслуживания, определения мер медицинской профилактики, мер по охране здоровья, включая формирование у населения навыков здорового образа жизни, как отвечающих конституционным положениям и современным тенденциям развития здравоохранения.
Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в пределах полномочий, предоставленных пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.
С учетом изложенного Конституционный Суд считает, что Закон по содержанию норм, форме акта и порядку принятия соответствует Конституции.
Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частью второй статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, статьями 103–105 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», Конституционный Суд Республики Беларусь
РЕШИЛ:
1. Признать Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» соответствующим Конституции Республики Беларусь.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.
3. Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.
Председательствующий –
Председатель Конституционного Суда
Республики Беларусь П.П.Миклашевич