Выступления Председателя Конституционного Суда
Совершенствование правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь (Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь 2010 г., № 2)

Введение

Качество осуществления Конституционным Судом Республики Беларусь предоставленных ему полномочий во многом зависит от полноты правовой регламентации его деятельности нормами как материального, так и процессуального права. Принимая решения и формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд обеспечивает защиту прав и свобод человека, конституционного строя, фундаментальных конституционных ценностей, поддерживая их конституционно-правовой баланс.

Путем рассмотрения дел в определенном порядке Конституционный Суд реализует свои властные полномочия по выполнению возложенных на него задач: обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) и ее непосредственного действия на территории Республики Беларусь, соответствия нормативных правовых актов государственных органов Конституции, утверждения законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией, Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс о судоустройстве и статусе судей) и иными законодательными актами Республики Беларусь. Реализация Конституционным Судом дополнительных полномочий [1] повлекла необходимость дальнейшего совершенствования конституционного судопроизводства.

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования конституционного судопроизводства при осуществлении последующего и предварительного конституционного контроля.

 

Основная часть

1. Правовое регулирование конституционного судопроизводства

Конституционный Суд – это особый государственный властный орган, обеспечивающий верховенство Конституции [2] и ее прямое действие путем осуществления конституционного контроля. Принимая решения, формулируя в них правовые позиции, Конституционный Суд исходит из принципов верховенства права и справедливости, конституционных ценностей и целей.

Посредством конституционного судопроизводства Конституционный Суд осуществляет судебную власть в соответствии с Конституцией и нормами других законодательных актов, определяющих статус и полномочия Конституционного Суда. На основании ст. 116 Конституции, ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей [3], Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет № 14) конституционное судопроизводство осуществляется по делам:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам

по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь (часть третья ст. 116 Конституции) – в порядке последующего конституционного контроля;

2) о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь по предложению Президента (часть пятая ст. 116 Конституции);

3) об устранении пробелов в актах законодательства, исключении коллизий и правовой неопределенности (часть восьмая ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей);

4) о проверке конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 100 Конституции Республики Беларусь, до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь в порядке обязательного предварительного контроля (подпункт 1.1 пункта 1 Декрета № 14);

5) о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров (подпункт 1.2 пункта 1 Декрета № 14);

6) об официальном толковании декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей, по поручению Президента Республики Беларусь (подпункт 1.3 пункта 1 Декрета № 14);

7) о вынесении решения о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (подпункт 1.4 пункта 1 Декрета № 14);

8) иных вопросов в соответствии с его компетенцией.

Рабочей группой, которую возглавляет автор настоящей статьи, при доработке проектов Закона «О конституционном судопроизводстве» и Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей» изучался накопленный опыт реализации новых полномочий Конституционного Суда.

За 2008 –2010 годы в порядке обязательного предварительного контроля проведена проверка конституционности 264 законов, в их числе 3 кодекса, 47 общих и специальных законов, 102 закона о внесении изменений и дополнений и признании утратившими силу законодательных актов, 112 законов о ратификации международных договоров. Выработана практика формулирования в решениях, принятых в порядке предварительного контроля, правовых позиций в целях определения направлений дальнейшего развития законодательства, устранения имеющихся в законах пробелов и противоречий, формирования основанной на нормах Конституции практики применения законов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что на сегодняшний день наиболее полно и эффективно реализовано полномочие по осуществлению обязательного предварительного контроля конституционности законов.

С учетом двухлетнего опыта применения Декрета № 14 считаем нецелесообразным включать в Кодекс о судоустройстве и статусе судей положения этого Декрета, касающиеся изложения позиции Конституционного Суда о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права, а также проведения проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов, поскольку они в определенной мере не согласуются с правовой природой конституционного контроля, и прошедший период показал, что эти положения не нашли практического применения.

Полагаем, что в целях более полной защиты интересов граждан и юридических лиц в уточнении нуждается полномочие официального толкования декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей. На наш взгляд, право направить запрос о толковании декретов и указов Главы государства должно быть предоставлено также Совету Министров, Национальному банку, Комитету государственного контроля и Генеральному прокурору. Тем более, что обращения по таким вопросам поступают в Конституционный Суд от различных государственных органов. Следует также отметить, что, например, в Украине, перечень субъектов, которые имеют возможность инициировать перед Конституционным Судом производство по толкованию законов, достаточно широк.

В настоящее время основой правового регулирования конституционного судопроизводства в Республике Беларусь являются нормы Конституции (ст. 112–116), Кодекса о судоустройстве и статусе судей (ст. 1–14, 23, 24), Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» [4] и Регламента Конституционного Суда Республики Беларусь (далее – Регламент Конституционного Суда) [5]. Необходимость единого нормативного правового акта, комплексно регулирующего все вопросы конституционного судопроизводства, обусловлена как формальными требованиями (ст. 116 Конституции, ст. 23 Кодекса о судоустройстве и статусе судей), так и особенностями формирования правовой системы нашей страны.

С обретением Республикой Беларусь независимости началось реформирование судебной системы на основе Концепции судебно-правовой реформы, одобренной в апреле 1992 г. [6], и Конституции 1994 года. Деятельность общих судов была урегулирована Законом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», принятым 13 января 1995 г. [7], хозяйственных судов – Законом Республики Беларусь «О хозяйственном суде в Республике Беларусь» в редакции от 9 июля 1997 года [8].

Конституционный Суд в соответствии с Конституцией был отнесен к контрольно-надзорным органам, что и отражено в Законе Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь». В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года Конституционный Суд включен в главу 6 «Суд» Конституции. В результате статус Конституционного Суда в определенной мере изменился: на конституционном уровне он определен как орган судебной власти, осуществляющий судебный контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Таким образом, к началу XXI века деятельность системы общих и хозяйственных судов и Конституционного Суда регулировалась отдельными законами. Этот период развития законодательства характеризуется тенденцией к кодификации. В Республике Беларусь за достаточно короткое для страны время было принято более 20 кодексов.

Возникшая идея кодификации законов об органах судебной власти была выражена на II съезде судей Республики Беларусь, прошедшем 21 февраля 2001 г., на котором Главой государства отмечено, что «основополагающие положения всей судебной системы должны быть едиными для всех судов» [9, с. 22]. С целью урегулирования на новом, более высоком уровне вопросов судебной власти в 2006 году принят Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором закреплены нормы материального права для всей системы судебной власти страны – общих судов, хозяйственных и Конституционного Суда. При этом в данном Кодексе, устанавливающем единство судебной системы Республики Беларусь (ст. 2), подчеркивается особенность Конституционного Суда как судебного органа, осуществляющего не просто правосудие, но и судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 5), а конституционное судопроизводство выделено в качестве отдельного вида.

В белорусской правовой науке проблеме конституционного судопроизводства уделяется пока недостаточно внимания. Среди белорусских авторов, работающих над этой проблемой, можно назвать Г.А.Василевича, А.Е.Вашкевича, А.В.Марыскина, В.В.Подгрушу, А.Н.Пугачева, Н.В.Сильченко, А.Г.Тиковенко, М.Ф.Чудакова и др.

В Российской Федерации вопросами конституционного судопроизводства занимались такие известные ученые, как С.А.Авакьян, М.В.Баглай, С.В.Боботов, Н.В.Витрук, Л.Д.Воеводин, Г.А.Гаджиев, В.А.Кряжков, В.В.Лазарев, Л.В.Лазарев, А.А.Мишин, Т.Г.Морщакова, Ж.И.Овсепян, М.С.Саликов, В.А.Туманов, Н.Ю.Хаманева, Х.Б.Шеин, Ю.Л.Шульженко и др.

Авторы теоретических исследований исходят из того, что конституционное судопроизводство направлено на обеспечение реализации компетенции конституционного суда, имеет собственное содержание и логику развития. Так, Н.В.Витрук отмечает, что конституционное правосудие представляет собой единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями [10, с. 4].

В целом специфику конституционного судопроизводства в Республике Беларусь можно свести к следующему:

предметом конституционного судопроизводства является осуществление конституционного контроля, который выражается в проверке и оценке соответствия Конституции нормативных правовых актов;

решения, принятые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, влекут последствия для всей правовой системы (в случае признания нормативных правовых актов неконституционными они утрачивают юридическую силу, при предварительном контроле – не вступают в юридическую силу);

решения являются окончательными и не подлежат обжалованию, вступают в силу с момента провозглашения, если иное не указано в самом решении;

решения Конституционного Суда являются нормативными правовыми актами;

виды конституционного судопроизводства обусловлены полномочиями Конституционного Суда.

При этом для конституционного судопроизводства, осуществляемого в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, характерно и то, что в судебном процессе отсутствует спор. Именно такой порядок, основанный на письменной форме судопроизводства, предусмотрен сейчас законодательством Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что конституционное судопроизводство и конституционный процесс также не всегда являются тождественными понятиями. Исходя из общепринятого в науке понимания о том, что судопроизводство представляет собой порядок (процесс) рассмотрения дела в суде [11], конституционное судопроизводство – порядок (процесс, стадийность) рассмотрения дел в Конституционном Суде.

Конституционный процесс рассматривают в узком смысле – как процедуру осуществления конституционного судопроизводства и в широком смысле – как процесс развития конституционных положений, практики конституционного строительства. Одновременно происходит теоретическое и практическое осмысление понятия конституционного процесса в русле конституционного контроля.

Вместе с тем вопрос о необходимости отдельного закона о конституционном судопроизводстве является неоднозначным. Для европейской практики конституционного контроля не характерна разработка специальных нормативных правовых актов в области конституционного судопроизводства: во многих странах деятельность органов конституционного контроля, в том числе процессуальная, достаточно подробно урегулирована в конституциях и законах о конституционных судах. В то же время имеется опыт и раздельного регулирования: наряду с законами о конституционных судах отдельные акты о конституционном судопроизводстве приняты в Грузии и Молдове: Закон Грузии от 21 марта 1996 года «О конституционном судопроизводстве» [12], Кодекс конституционной юрисдикции Молдовы от 16 июня 1995 г. [13].

В Республике Беларусь на конституционном уровне закреплены не только нормы материального права, но и общие начала судопроизводства. Кодекс о судоустройстве и статусе судей содержит нормы материального права для всей судебной системы. Таким образом, отсутствие специальных процессуальных норм в отношении конституционного правосудия обусловливает необходимость принятия отдельного Закона «О конституционном судопроизводстве».

Правовое регулирование необходимо четко разграничить: если в Кодексе о судоустройстве и статусе судей должны быть регламентированы вопросы материального права, определяющие статус и компетенцию Конституционного Суда, то в Законе о конституционном судопроизводстве – вопросы конституционного судопроизводства. В Регламенте Конституционного Суда следует урегулировать внутреннюю организационную деятельность Конституционного Суда.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» «регламент» – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов (ст. 2) [14].

В Регламенте Конституционного Суда как нормативном акте, который принимается самим Судом, должны быть закреплены только нормы, направленные на обеспечение деятельности Конституционного Суда, носящие локальный характер, то есть обязательные для судей Конституционного Суда и работников его Секретариата. В нем следует урегулировать организационные вопросы обеспечения конституционного судопроизводства, особенности делопроизводства, требования к работникам Секретариата Конституционного Суда и другие организационные вопросы деятельности Конституционного Суда.

Таким образом, при совершенствовании правовых основ конституционного судопроизводства необходимо разграничить правовое регулирование, закрепив в Кодексе о судоустройстве и статусе судей нормы материального права, в Законе «О конституционном судопроизводстве» – нормы по конституционному судопроизводству, в Регламенте Конституционного Суда – нормы по организационным вопросам деятельности Конституционного Суда.

В ходе доработки проекта и принятия Закона «О конституционном судопроизводстве» должна учитываться вышеуказанная специфика деятельности Конституционного Суда. При этом следует принимать во внимание, что доктринальная природа конституционного контроля не предполагает строгой регламентации деятельности конституционных судов.

 

2. Принципы конституционного судопроизводства

Принципы судопроизводства – это его основные начала, на которых оно строится (осуществляется). Необходимо учитывать соотношение и взаимосвязь принципов конституционного судопроизводства, принципов конституционного судоустройства, а также их обусловленность общими принципами права.

В Республике Беларусь принципы судоустройства и судопроизводства в настоящее время закреплены в ряде нормативных правовых актов.

1. Принципы судоустройства и судопроизводства предусмотрены Конституцией Республики Беларусь (ст. 22, 60, 109–115 Конституции). К ним относятся:

осуществление правосудия на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (законность);

принадлежность судебной власти только судам;

независимость, беспристрастность и компетентность суда;

равенство перед законом;

право на судебную защиту;

территориальность и специализация судов;

независимость судей и подчинение их только закону;

коллегиальность и единоличность рассмотрения дел;

открытость судебного разбирательства;

состязательность и равенство сторон в процессе.

Указанные принципы нашли свое развитие в нормах процессуальных кодексов (гражданского, уголовного, административного, хозяйственного), а также в нормах Кодекса о судоустройстве и статусе судей.

2. Общие принципы осуществления правосудия закреплены в ст. 7–14 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которыми применяются следующие принципы:

законности;

права граждан и организаций на судебную защиту;

равенства граждан и организаций перед законом и судом;

состязательности и равенства сторон при осуществлении правосудия;

участия граждан в осуществлении правосудия;

гласности при осуществлении правосудия;

коллегиального и единоличного рассмотрения дел;

использования соответствующего языка судопроизводства и делопроизводства в судах;

обязательности судебных постановлений и требований судьи.

Принципы деятельности Конституционного Суда определены в ст. 2 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» и включают законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Кроме того, есть ряд принципов, прямо вытекающих из содержания указанного Закона, но не включенных указанную статью. К таковым относится, например, принцип презумпции конституционности нормативного правового акта (часть вторая ст. 21), язык конституционного судопроизводства (ст. 3), обязательность исполнения решений Конституционного Суда (ст. 10), неприкосновенности судьи Конституционного Суда (ст. 23), непрерывность рассмотрения дела (часть вторая ст. 27) и др.

Из анализа опыта стран, в которых приняты отдельные законы о конституционном судопроизводстве, следует, что Кодекс конституционной юрисдикции Молдовы (ст. 3) содержит, например, как принципы деятельности Конституционного Суда (независимость от любой публичной власти, коллегиальность, законность, гласность), так и принципы конституционного судопроизводства (независимость судей, несменяемость и неприкосновенность судей, равенство участников процесса, непосредственность и гласность разбирательства, непрерывность процесса, язык конституционного судопроизводства).

В ст. 2 Органического закона о Конституционном Суде Грузии [15] предусмотрено, что Конституционный Суд в своей деятельности базируется на принципах законности, коллегиальности, публичности (гласности), равенства сторон и состязательного характера процесса, независимости, неприкосновенности и несменяемости членов Конституционного Суда во время всего срока их полномочий. В главе I «Принципы конституционного судопроизводства» Закона Грузии «О конституционном судопроизводстве» установлены такие принципы, как равенство сторон перед Конституцией и Конституционным Судом и состязательная природа процесса; открытый характер процесса; язык процесса; принятие решения только теми судьями, которые принимали участие в процессе (иное влечет за собой пересмотр решения); устность процесса (за исключением специально оговоренных случаев), непрерывность судебного заседания и совещания судей в течение рабочего дня; обсуждение и принятие решения во время совещания открытым голосованием, в присутствии только тех судей, которые участвовали в процессе, и др.

При совершенствовании правовых основ конституционного судопроизводства в Республике Беларусь следует учитывать, что принципы, определяющие судоустройство, закреплены в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а в дорабатываемом проекте Закона «О конституционном судопроизводстве», в котором будет комплексно регулироваться процессуальная деятельность Конституционного Суда, обоснованно закрепить только принципы конституционного судопроизводства. Необходимо исходить из того, что некоторые принципы являются универсальными как для судоустройства, так и судопроизводства (например, законность, независимость, гласность, состязательность и равенство сторон, коллегиальность). При этом важно иметь в виду соотношение норм материального и процессуального права, взаимосвязь принципов судебного конституционного процесса и принципов судебного конституционного права. Основываясь на этом, и надлежит сформировать перечень принципов конституционного судопроизводства в Законе «О конституционном судопроизводстве».

 

3. Судопроизводство при осуществлении последующего конституционного контроля

Рабочей группой по подготовке проекта Закона «О конституционном судопроизводстве» определены основные концептуальные подходы к установлению общих правил конституционного судопроизводства.

Предлагается выделить стадию подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании и регламентировать связанные с ней вопросы (полномочия Председателя Конституционного Суда, судьи-докладчика, возможность направлять запросы, связанные с рассматриваемым делом, экспертиза и экспертное заключение, сроки завершения подготовки дела к рассмотрению, назначения дела, уведомления участников процесса и др.).

К общим вопросам судопроизводства отнесены положения, касающиеся проведения судебного заседания (порядок и место проведения судебного заседания, полномочия участников процесса, этика поведения, ответственность за нарушение порядка, открытое или закрытое заседание и др.).

В проекте Закона «О конституционном судопроизводстве» предусмотрены общие условия рассмотрения дел (пределы рассмотрения дела, проверки конституционности нормативного правового акта; отложение рассмотрения дела; прекращение производства по делу и др.), порядок рассмотрения дел в судебном заседании, судебные документы, процессуальные сроки и судебные расходы.

При этом учитывается специфика рассмотрения каждой из категорий дел, входящих в компетенцию Конституционного Суда. Например, в разделе, посвященном производству по делу о проверке конституционности нормативного правового акта в порядке последующего конституционного контроля, регламентируются такие вопросы, как порядок внесения предложения о проверке конституционности нормативного правового акта в Конституционный Суд, включая общие требования к его содержанию, документы, прилагаемые к предложению, возможность объединения и разъединения таких предложений.

Новеллой является раздел проекта Закона, в котором предусмотрен порядок реализации уполномоченными органами инициативных обращений граждан и организаций [16]. При подготовке этого раздела были использованы в том числе материалы Венецианской комиссии Совета Европы за демократию через право о доступе граждан к конституционному правосудию, Международной конференции «Теоретические и практические аспекты, связанные с индивидуальной конституционной жалобой в европейской модели конституционного правосудия», проведенной 13–14 мая 2010 г. Конституционным Судом Республики Беларусь и Венецианской комиссией.

В разделе «Принятие дела к производству о проверке конституционности нормативного правового акта», как и в действующем законодательстве, предусматривается предварительная проверка Секретариатом Конституционного Суда соблюдения требований, предъявляемых к оформлению предложений о проверке конституционности актов, которые относятся к компетенции Конституционного Суда. В этом разделе регламентируются также порядок возбуждения производства по делу о проверке конституционности нормативного правового акта, отказа в возбуждении производства по делу, последствия такого отказа, порядок отзыва предложения.

 

4. Особенности судопроизводства при осуществлении предварительного конституционного контроля

Судопроизводство, осуществляемое в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов, является одной из особенностей практики Конституционного Суда Республики Беларусь. Нами изучается опыт Польши, Румынии, Франции и других стран по осуществлению предварительного конституционного контроля законов. Однако предварительный конституционный контроль в этих государствах и Республике Беларусь различается как по видам (факультативный и обязательный), так и срокам проведения.

Для осуществления обязательного предварительного контроля конституционности законов требуется особый порядок рассмотрения дел, учитывающий особенности, присущие данному виду контроля: отсутствие спора и, как следствие этого, отсутствие сторон в процессе; необходимость подвергать предварительному конституционному контролю все нормы закона; предельно короткий срок рассмотрения дел в суде [17].

Следует учитывать, что при осуществлении предварительного контроля конституционности законов исследуются только письменные доказательства. Важное значение имеет стадия досудебной подготовки, содержание которой нашло отражение в соответствующих статьях проекта Закона «О конституционном судопроизводстве». Необходимо отметить, что работа Секретариата Конституционного Суда на этой стадии носит существенный характер (особенно с учетом письменной формы рассмотрения дел), в связи с чем участие работников Секретариата Конституционного Суда в подготовке дела к рассмотрению целесообразно закрепить на уровне Регламента Конституционного Суда.

Проанализированный опыт по осуществлению предварительного конституционного контроля в различных зарубежных государствах дает возможность оценить, какие дополнительные процедурные механизмы могут быть применены при осуществлении предварительного контроля в Республике Беларусь. Так, необходимо уточнить возможность использования устной или смешанной (устной и письменной) формы судопроизводства, допуск к участию в судебном заседании представителей Администрации Президента Республики Беларусь и Парламента, выработать правовой механизм реализации и исполнения решений Конституционного Суда.

Реализация указанных предложений позволит сделать процесс принятия решения в порядке предварительного конституционного контроля эффективным, значительно усилить полноту исследования материалов при принятии решений.

 

5. Конституционное судопроизводство по делам об устранении пробелов в актах законодательства и другим категориям дел

Правовым основанием для возбуждения производства по делам, связанным с устранением пробелов в актах законодательства, исключением коллизий и правовой неопределенности, является часть восьмая ст. 22 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, согласно которой Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов.

В проекте Закона «О конституционном судопроизводстве» определяется, что поводом к возбуждению производства по делу являются предложения в Конституционный Суд государственных органов, общественных объединений, других организаций и граждан, в которых содержится информация о наличии пробелов в актах законодательства, коллизий и правовой неопределенности.

Проектом предусматриваются также особенности реализации Конституционным Судом иных полномочий, в их числе:

производство по делам об установлении фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь;

производство по делам о толковании декретов и указов Президента Республики Беларусь.

Кроме того, в указанном Законе целесообразно регламентировать толкования решений Конституционного Суда и пересмотра им ранее принятых решений.

Пересмотр решений конституционных судов не является распространенным в мировой практике. Например, в странах (Армения, Босния и Герцеговина и др.), законодательство которых предусматривает пересмотр решений, в качестве оснований пересмотра закреплены изменение конституционной нормы и появление новых обстоятельств, которые могут существенно повлиять на сущность решения.

В Республике Беларусь основаниями для пересмотра решений являются изменение конституционной нормы, на основании которой принято решение, а также открывшиеся новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность (ст. 42 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»). Полагаю, что в проекте Закона «О конституционном судопроизводстве» следует сохранить прежние основания для пересмотра решений.

Таким образом, проект Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» полностью отражает как общие, так и специальные вопросы конституционного судопроизводства, придавая порядку принятия Конституционным Судом решений четкость и логичность.

 

Заключение

Обобщенный анализ правовой основы конституционного судопроизводства в Республике Беларусь показывает, что его дальнейшее совершенствование на законодательном уровне должно происходить с учетом следующих концептуальных подходов.

Во-первых, закрепляя материальные и процессуальные нормы, регламентирующие деятельность Конституционного Суда по выполнению возложенных задач в двух отдельных законах, следует исходить из их взаимосвязи и взаимозависимости, универсального характера конституционных принципов осуществления правосудия.

Во-вторых, регламентируя на законодательном уровне осуществление главной функции Конституционного Суда – контроля за конституционностью нормативных актов в государстве, необходимо четко определить порядок предварительного и последующего конституционного контроля, установив общие нормы процессуального характера в отношении этих форм контроля и их особенности, обратив особое внимание на предварительный конституционный контроль как новую форму конституционного судопроизводства.

В-третьих, определяя порядок рассмотрения Конституционным Судом дел, следует учитывать, что нормы конституционного судопроизводства не должны содержать излишней детализации и жесткой регламентации, предполагая возможность Конституционного Суда самому уточнять отдельные процедурные вопросы в конкретных ситуациях, что соответствует особой природе конституционного контроля.

В-четвертых, целесообразно по-новому подойти к содержанию Регламента Конституционного Суда, исключив дублирование в нем норм Закона «О конституционном судопроизводстве», а также закрепив положения об участии работников Секретариата Конституционного Суда в организации подготовки и проведении судебных заседаний, обеспечении исполнения решений Суда.

В-пятых, определяя порядок рассмотрения дел по другим вопросам (толкование указов и декретов Главы государства, устранение пробелов и коллизий правового регулирования), важно исходить из необходимости обеспечения задачи, возложенной на Конституционный Суд по утверждению законности в нормотворчестве и правоприменении, для чего необходимо по этим категориям дел также полнее использовать принципы гласности и устности судопроизводства.

В-шестых, следует уточнить порядок производства по толкованию Конституционным Судом своих решений, пересмотру им ранее принятых решений, сохранив при этом основания для пересмотра решений, предусмотренные ст. 42 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

В-седьмых, последовательность взаимосвязанных процессуальных действий Конституционного Суда и иных участников конституционного судопроизводства направлена на разрешение дел в соответствии с полномочиями Конституционного Суда, в связи с чем с учетом практической реализации полномочий, предоставленных Конституционному Суду Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», необходимо в Кодексе о судоустройстве и статусе судей закрепить те дополнительные полномочия, эффективность которых подтверждена на практике.

Главная цель конституционного судопроизводства – процессуальными средствами и формой способствовать эффективной реализации компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь.

 

П.П.Миклашевич,

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь,
заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Список источников

 

1. О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 июня 2008 г., № 14 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 158. – 1/9829.

2. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения Респ. референдума от 17.11.2004 № 1) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.

3. Кодекс о судоустройстве и статусе судей: Кодекс: Респ. Беларусь, 29 июня 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 дек. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236; 2007. – № 4. – 2/1292.

4. О Конституционном Суде Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 30 марта 1994 г., № 2914-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 59. – 2/176; 2003. – № 8. – 2/932; 2005. – № 175. – 2/1144.

5. Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь: решение Конституц. Суда Респ. Беларусь, 18 сент. 1997 г., № Р-58/97 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 80. – 6/101; 2008. – № 162. – 6/706; 2009. – № 105. – 6/729; № 249. – 6/179.

6. О Концепции судебно-правовой реформы: Постановление Верхов. Совета Респ. Беларусь, 23 апр. 1992 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1992. – № 16. – Ст. 270

7. О судоустройстве и статусе судей: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 1995 г. // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Рэсп. Беларусь. – 1995. – № 11. – Ст. 120.

8. О хозяйственном суде в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь с изм. и доп. от 9 июля 1997 года // Ведамасцi Вярхоўн. Савета Беларус. ССР. – 1991. – № 22. – Ст. 302; Ведамасцi Нац. сходу Рэсп. Беларусь. – 1997. – № 27. – Ст. 473.

9. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на Втором съезде судей Республики Беларусь // Второй съезд судей Республики Беларусь. Документы и материалы. – Минск, 2002. – 191 с.

10. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: Учеб. пособие для вузов / Н.В.Витрук. – М., ЮНИТИ, 1998. – 383 с.

11. Слепченко, Е.В. Конституционное судопроизводство: понятие, особенности / Е.В.Слепченко. – Юрид. мир. – 2009. – № 2. – С. 17–23.

12. О конституционном судопроизводстве: Закон Грузии, 21 марта 1996 года // [Электронный ресурс] – Сайт Конституционного Суда Грузии. Режим доступа: http://www.constcourt.ge/index.php?sec_id=92&lang_id=ENG; –Дата доступа: 12.07.2010.

13. Кодекс конституционной юрисдикции Молдовы от 16 июня 1995 г. № 502-XIII от 16.06.1995 Мониторул Офичиал ал Р.Молдова № 53-54/597 от 28.09.1995 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.constcourt.md/index_ru.html. – Дата доступа: 12.07.2010.

14. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 7. – 2/136; 2002. – № 7. – 2/830; 2008. – № 184. – 2/1507.

15. Органический закон Грузии о Конституционном Суде Грузии // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.constcourt.ge/index.php?sec_id=91&lang_id=ENG. – Дата доступа: 12.07.2010.

16. Миклашевич, П.П. Проблемы доступа граждан к конституционному правосудию / П.П.Миклашевич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2009. – № 3. – С. 61–73.

17. Миклашевич, П.П. Совершенствование судопроизводства обязательного предварительного контроля конституционности законов / П.П.Миклашевич // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2009. – № 4. – С. 164–172.